Рефераты. Договор доверительного управления

С использованием института коммерческой концессии получила широкое распространение в значительной части стран система оказания услуг в области общественного питания ("Макдоналдс", "Пицца Хат" и др.), продажи товаров, гостиничных сетей и т.д. Обычно различают сбытовой франчайзинг, при использовании которого создается единая разветвленная сбытовая сеть, функционирующая под контролем правообладателя; торговый франчайзинг, для которого характерно наличие единой сети розничной торговли; франчайзинг в сфере обслуживания; производственный франчайзинг.

Коммерческая концессия позволяет правообладателю наиболее экономично развивать свое дело, избавляя от необходимости открывать филиалы или создавать новые юридические лица на отдаленных территориях и нести расходы на приобретение основных средств, и в то же время предоставляя правообладателю осуществлять практически полный контроль над деятельностью пользователя. Пользователь также получает ряд выгод, которые, в частности, состоят в снижении предпринимательского риска и ускорении развития собственного бизнеса, что обеспечивается использованием хорошей коммерческой репутации правообладателя в соответствующей сфере деятельности.

В то же время для потребителя коммерческая концессия может иметь и отрицательные стороны, связанные с возможной ошибкой с его стороны относительно личности продавца товара или его производителя, а также исполнителя услуг. Поэтому защита интересов потребителя дополнительно обеспечивается посредством правил п. 2 ст. 1028 ГК об обязательной регистрации договора коммерческой концессии, ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю (ст. 1032 ГК), а также требованиям законодательства о защите прав потребителей в части надлежащего информирования потребителя о личности продавца (исполнителя, изготовителя) и качестве товара (работы, услуги).

Кроме того, использование института коммерческой концессии в случае злоупотребления ограничительными условиями может представить угрозу развитию свободной конкуренции. Поэтому в рассматриваемом аспекте важное значение приобретают развитие антимонопольного законодательства и совершенствование практики его применения.

Договор коммерческой концессии обычно заключается с целью создания новых хозяйственных комплексов с использованием фирменного обозначения правообладателя. Поскольку предметом договора коммерческой концессии является не отдельное исключительное право, в частности право на использование изобретения, полезной модели, товарного знака и т.п., а комплекс таких прав, отмеченное обстоятельство позволяет отграничить договор коммерческой концессии от лицензионных договоров, предусматривающих передачу права на использование отдельных объектов интеллектуальной собственности.

Договор коммерческой концессии следует также отличать от договоров комиссии и агентских договоров. Комиссионер и агент всегда действуют в интересах и по поручению соответственно комитента и принципала, оказывают последним услуги и получают за это вознаграждение. Что касается договора коммерческой концессии, то его вообще нельзя отнести к договорам об оказании услуг. Представляется, что договор коммерческой концессии по правовой природе ближе всего к договорам о передаче имущества в виде имущественных прав. Но он не относится к этой категории договоров в связи с особенностями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности как объекта, отличного от имущества, в том числе и имущественных прав (ст. 128 ГК).

2. Сторонами договора коммерческой концессии являются правообладатель и пользователь. В качестве обеих сторон договора могут выступать только специальные субъекты - коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 1027 ГК). Договор коммерческой концессии - консенсуальный, возмездный, двусторонне обязывающий.

Помимо норм гл. 54 ГК к договору коммерческой концессии применяются нормы ГК и иного законодательства, регулирующие отношения, складывающиеся в связи с созданием и использованием соответствующих объектов интеллектуальной собственности. Например, в отношении фирменного наименования это ст. 54, 64, 82, 113, 115 ГК и применяющееся в части, не противоречащей российскому законодательству, Положение о фирме, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК от 22 июня 1927 г. СЗ СССР. 1927. N 40. Ст. 394, 395., а также Конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. В отношении других объектов интеллектуальной собственности применяются Патентный закон от 23 сентября 1992 г., Закон РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" ВВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1242 и др.

3. Согласно п. 1 ст. 1028 ГК договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его ничтожность. Кроме того, договор коммерческой концессии подлежит специальной регистрации органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя (п. 2 ст. 1028 ГК). По общему правилу ст. 1031 ГК, которое может быть изменено договором, именно правообладатель обязан обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии.

Законодатель не называет регистрацию договора коммерческой концессии государственной. Поэтому в отличие от общего правила п. 3 ст. 433 ГК этот договор вступает в силу в отношениях между сторонами договора с момента достижения ими соглашения. Но в отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на договор лишь с момента его регистрации. Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, договор коммерческой концессии регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем.

Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872; 2003. N 38. Ст. 3667. в качестве органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и, в силу п. 2 ст. 1028 ГК, договоров коммерческой концессии, было определено Министерство РФ по налогам и сборам. Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-09/730 утвержден Порядок регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии) БНА РФ. 2003. N 8., где в соответствии со ст. 1028, 1036, 1037 ГК определен порядок регистрации заключения, изменения и расторжения договора коммерческой концессии и субконцессии.

Если договор коммерческой концессии предусматривает использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, такой договор, помимо вышеупомянутой регистрации, подлежит регистрации также в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1203 "О Российском агентстве по патентам и товарным знакам и подведомственных ему организациях" СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4541. таким органом исполнительной власти было Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент) (в настоящее время - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам).

Приказом Роспатента от 29 апреля 2003 г. N 64 утверждены Правила регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных БНА РФ. 2003. N 36.. Следует заметить, что в п. 37 указанных Правил со ссылкой на ст. 1032 ГК установлено, что в договоре должно содержаться условие о том, что пользователь обязан обеспечивать соответствие качества производимых им товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ и услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем, и о том, что правообладатель будет контролировать выполнение этого условия. В действительности же ст. 1032 ГК содержит императивно установленный перечень дополнительных обязанностей пользователя по договору коммерческой концессии (кроме обязанности пользователя предоставить оговоренное количество субконцессий), в то время как п. 37 Правил, по существу, без достаточных оснований придает указанному перечню характер существенного условия договора коммерческой концессии.

Сведения о зарегистрированных договорах коммерческой концессии и зарегистрированных изменениях, внесенных в зарегистрированный договор коммерческой концессии, вносятся соответственно в Государственный реестр изобретений РФ, Государственный реестр полезных моделей РФ, Государственный реестр промышленных образцов РФ, Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ.

4. Предметом договора коммерческой концессии является передаваемый правообладателем пользователю комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания, программы для ЭВМ и т.д. (п. 1 ст. 1027 ГК).

Комплексность передаваемых исключительных прав является природообразующим признаком договора коммерческой концессии, поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением, хотя и сделанным с некоторыми оговорками, о том, что предметом договора коммерческой концессии может быть только одно право Гражданское право. Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. 2. С. 632..

Кроме того, как следует из п. 2 ст. 1027 ГК, договор коммерческой концессии предполагает возможность использования деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. Относительно деловой репутации правообладателя следует заметить, что поскольку она отнесена к числу личных неимущественных благ (ст. 150 ГК), не допускается ее передача или отчуждение иным способом. Поэтому, как представляется, деловая репутация не может быть самостоятельным предметом договора коммерческой концессии. Вместе с тем предоставление пользователю права использовать фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя предполагает распространение на такого пользователя и положительной деловой репутации правообладателя, что, собственно, и обусловливает экономическую целесообразность приобретения пользователем указанных исключительных прав. В связи с этим обстоятельством деловая репутация правообладателя может получить в договоре условную денежную оценку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.