Рефераты. Дисциплинарная ответственность

В статье 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации воинская дисциплина определена как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров и начальников. В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами. Согласно статье 48 Дисциплинарного устава военнослужащие лично несут дисциплинарную ответственность за нарушение воинской дисциплины и общественного порядка.

По делу установлено, что 19 сентября 2002 года Ч. Приказом командира воинской части был освобожден от исполнения служебных обязанностей по болезни. Однако в течение установленного распорядком дня служебного времени он находился на территории воинской части. Следовательно, в соответствии с приведенными правовыми нормами, Ч. Считался исполняющим обязанности военной службы. Поэтому на него в полной мере распространялись уставные требования о соблюдении воинской дисциплины, за нарушение которых предусмотрена дисциплинарная ответственность. При таких обстоятельствах оспариваемое действие командира воинской части по привлечению Ч. К дисциплинарной ответственности совершено им в соответствии с законом в пределах его полномочий»11 Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц // Обзор судебной и арбитражной практики. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации от 27.10. 2004 г. .

По общему правилу дисциплинарное взыскание налагается путем издания письменного приказа. На военнослужащих, сотрудников милиции самые легкие взыскания (замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд на работу) могут налагаться устно.

Поскольку законодательство не устанавливает требований к форме приказов о наложении взысканий, на практике используются такие варианты:

издается специальный приказ о наложении взыскания на одного человека;

одним специальном приказом привлекаются к ответственности несколько человек;

в приказе, подводящем итоги деятельности, проверки, содержится много пунктов, а один или несколько из них содержат решения о наложении взысканий;

взыскание налагается решением коллегии (коллегиального органа).

Приказ должен быть доведен до сведения виновного под расписку. В войсковых формированиях практикуется объявление приказов перед строем, на совещаниях11 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 2 -е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006. - С. 571.

Приказ о наложении взыскания - одна из разновидностей административных актов. Он вступает в силу немедленно. Как всякий административный акт приказ может быть пересмотрен. Основанием для такой факультативной стадии, как стадия пересмотра, могут быть жалоба наказанного, протест прокурора, усмотрение вышестоящего руководителя (командира), усмотрение должностного лица, подписавшего приказ. Изменить, отменить приказ могут его автор, вышестоящий руководитель и суд.

Не во всех дисциплинарных уставах и иных подобных актах говорится о праве члена устойчивого коллектива обратиться с жалобой в суд. Но такое право они, как и все граждане, имеют в соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Кстати, в ст. 4 этого Закона прямо сказано о возможности военнослужащего обратиться в суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих его права и свободы.

Рассмотрев жалобу, вышестоящий начальник, суд может признать ее необоснованной и оставить приказ в силе. Если жалоба будет признана обоснованной, приказ отменяется полностью или частично. Довольно широкое применение получила такая практика: вышестоящий начальник поручает руководителю, издавшему приказ, пересмотреть свое решение.

Порядок исполнения приказа во многом зависит от избранных дисциплинарных взысканий. Многие из них имеют только морально-правовое содержание (выговор и т.д.) и их исполнение состоит в доведении их до сведения, оглашении. Если начальник избрал взыскание организационного характера - понижение в должности, увольнение (исключение) и т.п., - его нужно выполнить реально.

В отношении военнослужащих, сотрудников милиции взыскания должны быть исполнены не позднее месячного срока со дня издания приказа. По истечении месячного срока давности дисциплинарное взыскание не может быть приведено в исполнение, но оно подлежит учету. Взыскания, налагаемые на военнослужащих и служащих правоохранительных органов, заносятся в их служебные карточки.

После издания приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности для виновного возникает особое правовое состояние - состояние наказанности. Во-первых, в течение срока действия взыскания меры поощрения, как правило, не применяются. Во-вторых, в это время может быть применено такое поощрение, как досрочное снятие ранее наложенного взыскания. В-третьих, совершение нового проступка в течение срока действия взыскания считается повторным (систематическим) нарушением дисциплины и влечет применение более суровых санкций. В-четвертых, наличие дисциплинарного взыскания не позволяет положительно решить вопрос о представлении к очередному званию.

Как и члены трудовых коллективов, члены административных коллективов (военнослужащие, сотрудники милиции и др.) считаются не привлекавшимися к дисциплинарной ответственности по истечении годичного срока давности. Иными словами, если в течение года член коллектива не совершил нового дисциплинарного взыскание автоматически теряет юридическую силу и состояние наказанности прекращается.

По общему правилу годичный срок давности исчисляется со дня наложения взыскания, то есть с даты издания приказа. Устные взыскания, налагаемые на сотрудников органов внутренних дел, считаются снятыми по истечении одного месяца. Совершение нового проступка прерывает течение неоконченного срока давности погашения взыскания. Со дня издания нового приказа начинается срок погашения обоих взысканий.

Таким образом, основными признаками дисциплинарной ответственности являются:

1. применяется, как правило, за дисциплинарные проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений (например, на основании ст. 2.5. КоАП РФ);

2. состоит в применении карательных санкций - дисциплинарных взысканий;

3. право на ее применение принадлежит субъектам линейной власти; она, как правило, реализуется в рамках линейной власти, в отношении линейно подчиненных руководителю членов коллектива.

2.2 Дисциплинарная ответственность судей и прокуроров за совершение административных правонарушений

Статья 122 Конституции Российской Федерации закрепила принцип неприкосновенности судей, а именно судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 12.1 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» установлена дисциплинарная ответственность судей. Комментируемая статья, в сущности, является новеллой настоящего Закона, ибо прямо устанавливает дисциплинарную ответственность судей.

Исходя из смысла п. 1 данной статьи Закона понятие «дисциплинарный проступок» имеет расширенное значение: дисциплинарный проступок - это нарушение норм не только данного Закона, но и Кодекса судейской этики, Кодекса судейской чести судьи РФ. Таким образом, любой аморальный проступок судьи должен расцениваться как дисциплинарное нарушение, сюда же относится нарушение судьей неписаных правил морали, этикета и нравственности.

Решение о наложении взыскания принимает соответствующая квалификационная коллегия судей. На судей Конституционного Суда Российской Федерации дисциплинарное взыскание накладывается по решению Конституционного Суда (ст. 15 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

За совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание - предупреждение или досрочное прекращение полномочий.

Так, Б. с февраля 2000 года работала в должности судьи Арбитражного суда г. Москвы. Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 2004 года №181 назначена судьей Девятого арбитражного апелляционного суда. В мае 2004 г. ей присвоен второй квалификационный класс.

Решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 25 мая 2005 года по представлению председателя Девятого арбитражного апелляционного суда на судью Б. наложено взыскание в виде досрочного прекращения ее полномочий судьи за совершение дисциплинарного проступка с лишением квалификационного класса.

Не согласившись с данным решением квалификационной коллегии, Б. и ее представители обратились в Верховный Суд РФ с жалобами, в которых просят о его отмене как не соответствующего Европейской хартии о статусе судей, Закону РФ от 26 июня 2002 г. «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральному закону от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества», а также Положению о квалификационных коллегиях судей от 15 июня 2002 г. и Регламенту Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

При этом в жалобах указывают на то, что выводы квалификационной коллегии о сознательном изменении ею текста постановления по делу N А40-39644/04-14-405, замене его первого листа, противоречивости ее объяснений об обстоятельствах изготовления данного постановления являются необоснованными.

При вынесении решения квалификационной коллегией не соблюден принцип соразмерности ответственности и не учтено того, что ошибка в мотивировочной части постановления носит случайный, технический характер, которая не повлекла никаких правовых последствий для участвующих в деле лиц.

Не были учтены коллегией также деловые качества судьи Б. и характеризующие ее данные.

Полагают, что единичное нарушение срока рассылки судебного постановления на 5 дней не могло служить основанием к прекращению полномочий судьи, поскольку данное нарушение было вызвано объективными причинами.

Кроме того, считают, что квалификационная коллегия вышла за пределы рассмотрения представления председателя суда, установив иное правонарушение, чем было указано в представлении, превысив тем самым свои полномочия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.