Рефераты. Дисциплинарная ответственность

Принцип законности означает также строгое следование процессуальной форме при привлечении к юридической ответственности, обеспечение соответствующих гарантий соблюдения прав и законных интересов лица, привлеченного к ответственности, что должно исключить принятие ошибочного правоприменительного акта и злоупотребление должностным лицом своими полномочиями.

Принцип обоснованности означает:

объективное исследование обстоятельств правонарушения, то есть оно раскрыто полно, доказательства исследованы всесторонне;

доказана виновность лица в совершении именно этого противоправного деяния;

выявлены смягчающие вину обстоятельства;

определена конкретная мера наказания или взыскания, предусмотренная законом. При этом выбор меры наказания сделан с учетом всех обстоятельств дела (характеристика личности правонарушителя, мотивы, способы, средства совершения правонарушений и др.) и в пределах санкции норм права.

Принцип справедливости требует соблюдения следующих условий:

недопустимость применения мер наказания, унижающих достоинство человека, что предусмотрено в ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию»;

соразмерность правонарушения назначаемому наказанию или взысканию, то есть мера наказания должна соответствовать тяжести или общественной опасности правонарушения.

Принцип справедливости тесно связан с принципом законности, поэтому можно утверждать, что справедливым является правило «не дважды за одно и то же», то есть за одно правонарушение нельзя повторно привлекать к юридической ответственности. Справедливым будет положение об обратной силе закона: закон, устанавливающий новую юридическую ответственность или усиливающий ее, не должен распространяться на деяния, совершенные до принятия нового закона. Вместе с тем, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации).

Принцип целесообразности предполагает индиувидуализацию мер взыскания или наказания в зависимости от тяжести правонарушения, с учетом личности правонарушителя, его материального положения, обстоятельств совершения деяния. Данный принцип означает также соответствие избранной меры воздействия целям юридической ответственности, если эти цели могут быть достигнуты иным путем, то правонарушитель может быть вообще освобожден от ответственности.

Принцип неотвратимости выражается в неизбежности наказания и привлечения к юридической ответственности. Как известно, безнаказанность правонарушителей наносит ущерб правопорядку, равно как и бездействие должностных лиц, правоохранительных органов. Данный принцип предполагает наложение взысканий в течение сроков давности, установленных законодательством для преступлений и иных правонарушений, что обеспечивает эффективность юридической ответственности.

1.2 Определение понятия административной ответственности

Все виды ответственности имеют в принципе общие объективные и субъективные основания, какими являются противоправность, действия (бездействия), наличие вреда, причинная связь между действием и наступившим результатом, вина нарушителя. В то же время они имеют свои особенности.

По этому поводу Л.А. Николаева пишет: «Административная ответственность направлена на охрану общественных отношений, которые складываются в сфере государственного управления: применяется она, как правило, органами государственного управления. Отличительная черта административной ответственности состоит также в том, что применяется она к лицам, не связанным служебной соподчиненностью с органами и должностными лицами, управомоченными на ее применение и наделенными для того государственно-властными полномочиями. Наконец, правоограничения, связанные с применением мер административной ответственности менее суровые для лица (они не влекут за собой судимости), нежели, например, применение мер уголовной ответственности»11 Николаева Л.А. Новое законодательство об административной ответственности. - Л., 1984. - С. 4.

Понятие административной ответственности в теории административного права имеет различные определения.

О.М. Якуба характеризует ее как «ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления, а в случаях, определенных законом, перед судом (судьями), за виновное нарушение общеобразовательных административно-правовых норм, выраженных в применении к нарушителям установленных административных санкций»22 Якуба О.М. Административная ответственность. - М., 1972. - С. 71.

Изложенное определение представляется спорным. Во-первых, следует отметить, что должностные лица и органы, реализующие ответственность, сами определяются с содержанием последней. Поэтому указанный признак есть лишь производное от главного - содержания ответственности, и из определения его можно исключить. Во-вторых, соглашаясь в целом, что административная ответственность наступает только за виновное деяние, необходимо отметить, что любое виновное нарушение отношений, охраняемых нормами административного и ряда других отраслей права, влечет применение мер административной ответственности. Иногда могут применяться меры административного принуждения, не содержащие ответственности. Например, нельзя рассматривать как привлечение к ответственности принудительное лечение заразных больных, приостановление работы транспорта и т.п.

А.П. Алехин утверждает, что «административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности»11 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М., 1997. - С. 222.

Д.Н. Бахрах понятие административной ответственности определяет весьма широко, вплоть до полного ее отождествления с государственным принуждением. В частности он пишет, что «административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней. С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами»22 Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник. - М., 1998. - С. 282.

Хотя административная ответственность и имеет в своем содержании принуждение, однако она не тождественна этому понятию. Да, административная ответственность реализуется через административное принуждение. Последнее же может быть и без административной ответственности. «Не всякая принудительная мера, применяемая органами государства, - пишет О.С. Иоффе, - может быть отнесена к ряду мер ответственности»11 Иоффе О.С. Ответственность по советскому гражданскому праву. - Л., 1995. - С. 11.

Также подчеркивается, что понятия «административное принуждение» и «административная ответственность» не равнозначны, понятие административного принуждения значительно шире понятия административной ответственности.

Определяя понятие административной ответственности К.С. Бельский идет дальше и утверждает, что «под административной ответственностью следует понимать все меры административно-правового воздействия, применяемые к лицу, совершившему административное правонарушение. Эти меры реализуются в правоотношении, возникающем и объективно существующем с момента совершения административного проступка. Это - административное процессуальное правоохранительное отношение, развертывающееся во времени и охватывающее все основные стадии производства по делам об административных правонарушениях. Его главные субъекты - компетентный орган, наделенный властными юрисдикционными полномочиями, и правонарушитель: первый обладает не только наказательными правами, но и обязанностями; второй не является лишь объектом принудительного воздействия со стороны государства, но является также субъектом определенных прав»22 Бельский К.С. Административная ответственность: генезис. Основные признаки, структура // Государство и право. - № 12. - 1999. - С. 16.

Можно спорить относительно степени точности содержания предложенного им аспекта административной ответственности. Однако к изложенному пониманию проблемы весьма близка позиция О.Э. Лейст.

Он, в частности, пишет, что «сведение ответственности к реализации только материально-правовых норм оставляет вне поля зрения обширные правовые институты, содержание гарантии достижения объективной истины по делу, права лица, обвиняемого в правонарушении, обоснованность применения мер пресечения, правовые способы устранения возможных ошибок при применении государственного принуждения»11 Лейст О.Э. Юридическая ответственность // Общая теория государства и права. Академический курс: в 2-х т. / Под ред. проф. М.Н. Марченко. - М.: Зеркало, 1998. - Т. 2. - С. 592.

В целом, уважая позиции авторов различных точек зрения, следует по всей видимости, присоединиться к позиции К.С. Бельского и рассматривать административную ответственность как категорию более сложную, состоящую из таких структурных элементов, как:

объяснение виновным лицом существа нарушения;

отрицательная оценка компетентным органом противоправного деяния;

применение административного взыскания22 Бельский К.С. Административная ответственность: генезис. Основные признаки, структура // Государство и право. - № 12. - 1999. - С. 16.

Очерчивая и выделяя объяснение лица, привлекаемого к административной ответственности, следует указать на то, что действия представляют собой меры, применяемые на стадии возбуждения административного дела и состоящее из двух групп процессуальных действий:

а) обвинения компетентным органом конкретного лица в совершении правонарушения и его расследование;

б) в праве лица, привлекаемого к административной ответственности, дать объяснение по существу нарушения.

Их реализация означает распространение на правонарушителя как невыгодных (доставление в милицию, обвинение, составление протокола), так и выгодных процессуальных положений, которыми являются процессуальные гарантии, а именно: соблюдение прав привлекаемого к административной ответственности и одного из существенных - права давать объяснения по поводу случившегося нарушения на всех стадиях административного дела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.