Рефераты. Деятельность органов внутренних дел по выявлению, пресечению и предупреждению административных правонарушений в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

1. Изъятие алкогольной продукции -- мера пресечения незаконного производства и оборота данной продукции, заключающаяся во временном прекращении возможности собственника или владельца продукции распо-ряжаться ей, осуществляемая уполномоченными на то органами (их долж-ностными лицами) на основаниях и в порядке, установленных законом.

Изъятию подлежит алкогольная продукция при выявлении наруше-ния требований законодательства к ее обороту - несоответствие ее ГОСТу, отсутствие лицензии, сертификатов соответствия, товаротранспортных до-кументов, маркировки и др.

В некоторых случаях помимо алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, целесообразно истребовать все документы, под-тверждающие ее качество, происхождение, факт реализации (бухгалтер-ские документы, чек контрольно-кассовой машины), чтобы исключить до-воды собственника о том, что продукция не реализовывалась, предназна-чалась для личного потребления.

Кроме того, необходимо обеспечение присутствия понятых с самого начала проверки, осуществления контрольной закупки, а не с момента изъя-тия, что позволит устранить вопросы о пропаже продукции и документов во время нахождения сотрудников милиции на торговой точке.

Об изъятии алкогольной продукции составляется одноименный про-токол, в котором необходимо указывать применительно к каждому виду продукции такие характерные признаки, как название, емкость тары, дан-ные о производителе, дату разлива, номера специальных федеральных и региональных марок. После передачи изъятой продукции на ответственное хранение на специальное предприятие установить данные моменты при необходимости будет уже невозможно, а в ходе административного рас-следования они будут являться важными доказательствами совершения административного правонарушения. Статья 27.10 КоАП РФ содержит обязательное требование вручения копии протокола лицу, у которого изы-мается продукция, о чем оно делает отметку в протоколе «Копию протоко-ла получил» и скрепляет ее своей подписью.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 27.14 КоАП РФ арест алкогольной про-дукции может применяться при наличии двух оснований - невозможности ее изъятия и обеспечении сохранности без изъятия.

Невозможность изъятия определяется большим количеством алко-гольной продукции, отсутствием транспортных средств для ее перевозки, другими причинами (изъятие в выходной день, когда предприятие, куда она направляется на хранение, не работает).

Арест проводится в присутствии двух понятых и владельца имуще-ства, а в случаях, не терпящих отлагательств, - в отсутствие владельца.

О применении данной меры составляется одноименный протокол.

В целях закрепления доказательств правонарушения даже при нало-жении ареста на алкогольную продукцию без ее изъятия необходимо мак-симально полно собрать материал дела об административном правонару-шении - изъять сертификаты и сопроводительные документы на продук-цию, ценники, кассовые чеки и тетрадь учета товаров, подтверждающие факт реализации, на месте выявления правонарушения опросить продавца, понятых и лицо, которому на хранение вверена продукция, отобрав при этом у него расписку с обязательством ее сохранности.

3. В соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ осмотр как одна из мер про-цессуального обеспечения по делу об административном правонарушении проводится с целью пресечения правонарушений. Согласно п. 25 ст. 11 Зако-на РФ «О милиции» сотрудники милиции в целях проверки данных о вле-кущем уголовную или административную ответственность нарушений за-конодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предприни-мательскую и торговую деятельность, вправе проводить осмотр производ-ственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества юридического лица и индиви-дуального предпринимателя. Проверка данных должна проводиться по мо-тивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя. Осмотр производится в присутствии двух понятых, а также представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя, которым вручается копия ука-занного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных действий, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

В Законе РФ «О милиции» право сотрудников милиции на осущест-вление осмотра подтверждено возможностью применения других мер при-нуждения - беспрепятственным входом в помещение, опечатыванием касс, помещений и мест хранения документов, что обусловлено особым административно-юрисдикционным статусом милиции. В данном случае необходимо вести речь не только о внешнем (визуальном) осмотре, но и о вскрытии сейфов, хранилищ, складских и подсобных помещений, мест хранения бухгалтерских, кассовых, товаротранспортных документов, штампов, печатей.

Особое внимание при производстве осмотра торговых и складских помещений при пресечении незаконного оборота алкогольной продукции необходимо обратить на обнаружение вещественных доказательств право-нарушения - бутылок, этикеток, специальных марок, сертификатов, на-кладных, клише печатей и штампов, черновых записей, накладных на при-обретение и отпуск товара, приходные и расходные кассовые ордера. При выявлении факта кустарного производства алкогольной продукции подлежат изъятию образцы клея, этикеток, марок, рабочие головки укупо-рочных автоматов.

С целью удостоверения факта и доказательств правонарушения, за-конности действий должностных лиц присутствие понятых необходимо на протяжении всей процедуры осмотра. В ряде случаев сотрудник милиции может пригласить для участия в осмотре специалиста-бухгалтера (для ос-мотра бухгалтерских и кассовых документов и определения необходимо-сти их изъятия для проведения экспертизы) или врача санитарно-эпидемиологической службы (для подтверждения несоответствия условий реализации алкогольной продукции требованиям санитарных норм).

4. Деятельность объектов производства, торговли обычно приоста-навливается, когда вследствие применения других мер пресечения право-нарушение полностью не прекращается (например, при выявлении реали-зации алкогольной продукции без лицензии применяется основная мера -- изъятие всей продукции, соответственно деятельность торговой точки приостанавливается). Однако приостановление деятельности предпри-ятий, объектов может выступать и как самостоятельная мера пресечения правонарушения (при выявлении реализации алкогольной продукции с на-рушением санитарных условий - продавцом без личной медицинской книжки, деятельность торговой точки приостанавливается до устранения допущенных нарушений - получения допуска к работе или заключения трудового договора с другим продавцом).

Приостановлению подлежит любая незаконно осуществляемая дея-тельность, независимо от субъекта, ее осуществляющего. Так, деятель-ность торговой точки по реализации алкогольной продукции без лицензии приостанавливается во всех случаях, независимо от того, кто является ее собственником - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, или физическое лицо, осуществляющее трудовую деятельность без госу-дарственной регистрации.

Четко определенного срока приостановления деятельности объекта торговли не существует - она возобновляется сразу после устранения на-рушений. В ряде случаев нарушения могут быть устранены на месте, на-пример при изъятии из незаконного оборота отдельной партии алкоголь-ной продукции. Иногда их устранение и соответственно приостановление деятельности объекта торговли требует длительного времени (получение лицензии, установка сигнализации).

Никаким отдельным процессуальным документом решение о приос-тановлении незаконной деятельности объекта не оформляется, оно заклю-чается в закрытии торгового помещения, опечатывании дверей, окон, зам-ков. При опечатывании в присутствии двух понятых на дверь и (или) окно наклеивается бирка с оттиском печати органа внутренних дел, на которой указывается дата, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, осуществившего опечатывание, фамилии понятых, ставятся их подписи и подпись сотрудника милиции. Необходимо сразу взять объясне-ния от понятых по данному факту.

5. Еще одна мера пресечения правонарушений в сфере оборота алко-гольной продукции регламентирована в п. 25 ст. 11 Закона РФ «О мили-ции» и носит вспомогательный характер по отношению к предыдущей - опечатывание касс, помещений и мест хранения документов. Данная ме-ра, так же как и арест имущества, должна применяться только в крайних случаях, так как на практике с целью уничтожения доказательств, избежа-ния ответственности за совершение правонарушения нередки случаи выво-за вверенного на хранение собственнику имущества, похищения документов, взломов помещений, что влечет последствия для нарушителя и со-трудника милиции - безнаказанность для одного и наказание для другого.

В практической деятельности часто возникают ситуации, когда предприниматели, продавцы даже после проведения контрольной закупки, подтверждающей незаконный оборот алкогольной продукции, закрывают торговые помещения, препятствуют изъятию продукции сотрудниками милиции. Беспрепятственность в данном случае предполагает основной целью не преодоление сопротивления, применение силы (вскрытие окон, дверей, замков), а по возможности быстрое обнаружение, изъятие и закре-пление доказательств по делу об административном правонарушении, так как, например, уничтожение кассового чека, подтверждающего контроль-ную покупку алкогольной продукции, приводит к недоказанности ее реа-лизации и соответственно к отсутствию состава правонарушения.

Вместе с тем необходимо помнить о принципе соразмерности при-менения этого права характеру правонарушения, личности правонаруши-теля, обстановке применения и правильном процессуальном оформлении дальнейших действий. Так, при преодолении сопротивления при проник-новении в торговое помещение для пресечения правонарушения и прове-дения осмотра понятые должны быть приглашены не в момент начала ос-мотра, а при предъявлении первого требования сотрудника милиции об осмотре, чтобы в последующем исключить возможность признания дейст-вий сотрудников незаконными.

6. Следующей мерой пресечения правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции является приостановление действия лицензии. Статья 20 Федерального закона «О государственном регулировании произ-водства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» определяет, что действие лицензии на производство и оборот алкогольной продукции может быть приостановлено решением лицензи-рующего органа на основании актов о нарушении законодательства о госу-дарственном регулировании производства и оборота данной продукции, представленных уполномоченными органами, а также по инициативе ли-цензирующего органа в пределах его компетенции в ряде случаев (невы-полнение предписания лицензирующего органа, неуплаты лицензионного сбора, несоблюдения установленных минимальных цен на алкогольную продукцию).

Литература

Арбузкин А.М., Бирюков М.Н., Зубов И.Н. и др. Административная ответственность за нарушения общественного порядка: Законодательство и практика его применения органами внутренних дел: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1993.

Жданов Н.М., Соловей Ю.П. Административно-правовая борьба с пьянством и алкоголизмом: Учебное пособие. Омск: Высш. школа милиции МВД СССР, 1987.

Портнов И.П. Работа участкового инспектора милиции по предупреждению хулиганства: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990.

Скворцов С.М., Якимов А.Ю. Административно-правовые средства борьбы с пьянством, наркоманией и токсикоманией: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1993.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.