Рефераты. Бюрократия и бюрократический аппарат

Проведенный анализ основных теоретических подходов к исследованию проблем бюрократии показывает, что представителей разных школ прежде всего разделяет акцентирование внимания либо на формально-структурных, либо на человеческих сторонах административной организации; при этом каждая из теорий выявляет в объекте исследования имманентно присущие ему элементы и процессы, которые существуют как противоречивое взаимодополняющее единство, что позволяет этим теориям сосуществовать, дополнять или конкурировать друг с другом, культивируя тем самым поле общего научного поиска, органично включающего достижения различных научных школ.

В России бюрократия как постоянное явление возникло с оформлением государственной службы. Возникновение профессиональной государственной службы связывают с именем Петра I, а именно с его государственными реформами. Введение "Табель о рангах" определило основы государственной службы в России. "Табель о рангах" действовала два столетия и регулировала государственную службу, а также узаконила, положение российского чиновничества.

В настоящее время в России действует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», регламентирующий правовые, организационные, кадровые вопросы, связанные с государственной службой в Российской Федерации.

Можно сказать, что в настоящее время еще не прошел этап реформирования государственной службы. Одним из основных этапов реформирования явилось появление и введение в действие Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Государственная гражданская служба является одним из видов государственной службы. В России с 2003 года действует Федеральная программа о реформировании государственной службы. На этапе реформирования государственной службы должно быть в полном объеме реализованы приоритетные направления реформы государственной службы Российской Федерации.

В современной России огромной проблемой в реформировании государственной службы является проблема коррумпированности чиновников различного уровня. Несмотря на наметившуюся тенденцию борьбы с коррумпированными чиновниками их число не уменьшается. Коррупция проникла во все сферы государственной власти. Для борьбы с коррупцией в России необходимо на законодательном уровне (в России отсутствует Закон «О борьбе с коррупцией»), необходимо создание самостоятельной федеральной службы по борьбе с коррупцией (в настоящее время в России действует Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией), привлекать к борьбе с коррупцией широкую общественность, средства массовой информации и т.д.

Бюрократизм государственных служащих является огромной проблемой в становлении России как демократического государства. Государственная бюрократия функционирует как политико-административный институт. Бюрократизм чиновников проявляется различными способами. Это и совмещение государственной службы и участия в деятельности политических организаций, использовании служебного положения в интересах политических партий, способность самостоятельно генерировать политические решения, исходя из интересов бюрократической организации, вмешательство исполнительной власти в дела политических партий, движений, установление контроля над ними, произвол чиновников. Каким бы образом не проявлялась бюрократия она, прежде всего, наносит ущерб интересам гражданского общества.

Преодоление бюрократии и бюрократизма в системе государственных органов прежде всего зависит от реформирования системы государственной службы. Необходимо создавать социальный контроль за деятельностью государственного аппарата в целом. Необходимо повышать профессионализм государственных служащих. Реформирование системы государственной службы обеспечит

предупреждение, выявление и устранение обстоятельств, способствующих коррупции и злоупотреблениям на государственной службе;

подконтрольность и открытость системы государственной службы гражданскому обществу, включающих использование современных информационных технологий в деятельности государственных органов и государственных служащих;

дебюрократизацию отношений между государственными органами, государственными служащими и гражданами, структурами гражданского общества.

Конечной целью реформы государственной службы является обеспечение четкой, эффективной и экономной деятельности государственного аппарата, ориентация государственной службы на соблюдение законных прав и свобод граждан и всех субъектов права, предотвращение возможности использования аппарата как средства подчинения его партийным или групповым влияниям и как источника незаконного присвоения общественного богатства.

Список использованной литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. - 1993. - № 12 (4).- 25 декабря.

2. Федеральный закон от 27 июля 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службе». - М.: Юридическая литература, 2003г.

3. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». - М.: Инфра, 2004.

4. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 года. - Уфа: Китап, 1994.

5. Указ Президента РФ от 19.11.02 г. №1336 «О федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 годы)» // Российская газета. 2002, 23 ноября

6. Указ Президента РБ « Об утверждении программы борьбы с преступностью в Республике Башкортостан. 2004-2006 годы. Правовая база Консультант Плюс. Региональное законодательство.

7. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы». - М.: Инфра, 2006.

8. Указ Президента Российской Федерации № 1437 «О продлении реализации Федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005гг.) на 2006-2007 гг.».»

9. Федеральная программа «Реформирование государственной службы 2003-2005гг.», утвержденная Президентом Российской Федерации 19 ноября 2002 года.

10. Указ от 15 мая 1997 г. «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе»

11. Указ от 6 июня 1996 г. «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы»

12. Указ от 8 апреля 1997 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»

13. Указ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы».

14. Закон Республики Башкортостан

Специальная литература

1. Атаманчук Г.В. Методологические предпосылки концепции государственной службы Российской Федерации // Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. - М.: Изд-во РАГС, 2002.

2. Блюмкин В.А. Бюрократизм: социально-нравственные аспекты. М.: Инфра, 2000.

3. Борисов В.К. Демократизация общества и преодоление бюрократизма (социально-политический аспект). М.: Проспект, 2002.

4. Брудер В. Бюрократия // Полис. - 1999. № 5. - С. 41-48.

5. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.

6. Вячеслав Смольков Бюрократия и бюрократизм: как свести болезнь к минимуму? // Государственная служба. - 2005. - № 5. - С. 21-29.

7. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера. // Вопросы философии. - 2003. - № 3. - С. 36--44.

8. Гегель Г.В. Философия права. М.: Новый свет, 1990.

9. Барабашев А.Г. Государственная служба в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы. (Аналитический обзор направлений и содержания реформирования госслужбы в РФ) // Государственная служба. - 2005. - № 4. - С. 22-30.

10. Граждан В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. - Воронеж: Квадрат, 2003.

11. Гудков А., Левада Ю., Лсаинсон Ф., Седов Л. Бюрократизм и бюрократия: необходимость уточнений // Государство и право. - 2004. - № 1. - С. 42-52.

12. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 2005 - № 2. - С. 19-26.

13. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб.: Нева, 2006.

14. Козбаненко В.А. Государственная служба в системе государственного управления // Государственное управление: основы теории и организации. -2000. - № 11. - С. 60-70.

15. Комаровский В.С. Политические факторы реформирования государственной службы // Государственная служба: первые шаги и перспективы. - М.: Изд-во РАГС, 2005.

16. Крозье М. Организационные изменения в системе государственного управления. - М.: РАГС, 2003.

17. Купряшин Г.Л. Бюрократия и бюрократизм в административно-государственных учреждениях // Государственное управление: основы теории и организации. - М.: Юридическая литература, 2005.

18. Курашвили Б.П. Борьба с бюрократизмом. - М.: Юристъ, 2005.

19. Лазарев Б.М. Государственная служба. - М.: Луч, 2000.

20. Левинсон А.Г. Термин «бюрократия» в российских контекстах // Вопросы философии. 2004. - № 7. - С. 24 -28.

21. Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы // Организация государственной службы. - 2004. - № 11. - С. 53-62.

22. Лукьяненко В.И. Контроль в системе государственной службы: Учебная литература. -М.: Издательство РАГС, 2005.

23. Лунеев В.В. Политические и правовые проблемы коррупции // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. Н. Новгород.: Знание, 2001

24. Магомедов К.О. Государственная служба и проблемы совершенствования управления в условиях становления гражданского общества в России // Государственная служба России. - 2006. - № 1. - С. 15 - 22.

25. Макаренко В.П. Теория бюрократии М.Вебера и буржуазные концепции организации и управления // Вопросы философии. - 2005. - № 6. - С. 17-26.

26. Мальцев В.А. Государственный служащий современного типа. - М.:: Изд-во РАГС, 2001.

27. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8.

28. Маркс К. К критике гегелевской философии права. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 270.

29. Масловский М.В. Политическая социология бюрократии. - М.: Инфра, 1999.

30. Морозова Е.Г. Административные реформы конца XX века: чему нас учит зарубежный опыт // Научные доклады. Вып. 1. - М.: Изд-во РАГС, 1999. С. 94-96

31. Нестик Т.А. Бюрократия в зарубежных исследованиях // Общественные науки и современность. - 1999. - № 2. - С. 52-59.

32. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. - М.: Статут, 2003.

33. Оболонский А.В. Бюрократия и бюрократизм// Государство и право. - 2004. - №12. - С.88 - 96.

34. Оболонский А.В. На службе государевой: к истории российского чиновничества // Общественные науки и современность. - 2002. - № 3. - С. 35-43.

35. Оболонский А.В. Реформа российской государственной службы: концепция и стратегия // Общественные науки и современность. - 2005. - № 3. С. 5 - 10.

36. Ожиганов Э.Н. Политическая теория Макса Вебера. СПб.: Питер, 1996.

37. Орехов А.М. Бюрократия: от традиционного общества к информационному // Социально-политический журнал. 2003. - № 6. - С. 108 - 113.

38. Охотский Е.В., Смольков В.Г. Проблемы бюрократии и преодоление бюрократизма на государственной службе // Государственная служба: теория и организация. - 2005. - № 10. - 10-32.

39. Патяени E.O. К анализу сложных форм опосредствования индивидуальной деятельности (На примере опосредствующей функции системы бюрократического управления) // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. M.: Наука, 1993.

40. Пинчот К., Пинчот Э. От бюрократической организации - к саморегулирующейся организации // Государственная служба. Проблемы реформирования. Зарубежный опыт. - 1997. - № 8. - С. 12-19.

41. Пушкарем Г.В. Государственная бюрократия как объект исследования // Общественные науки и современность. - 2003. - № 5. - С. 17-26.

42. Соловьев А. Этика бюрократии: постсоветский сиадром// Общественные науки и современность - 2000. - №4. - С. 69-76

43. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: проблемы реформы// Проблемы государственной власти. - 2005. - № 4. - С. 11-17.

44. Теория государства и права. Учебник - 3-е изд. / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2003.

45. Томиличенцева Л.Д. Нравственно-психологические аспекты бюрократизма// Духовность: традиции и проблемы. Уфа: Китап, 1998.

46. Худокормов А.Г. Экономические корни бюрократизма. М.: Просвет, 2001.

47. Шаров А.В. Правовые и организационные проблемы регулирования государственной службы. - М.: Статут, 2006.

48. Щварц Г. Истоки современной модернизации государственной службы // Государственная служба. Проблемы реформирования. Зарубежный опыт. - 2004. - № 12. - С. 66-69.

Приложение

Деятельность «классической бюрократии»

Деятельность «политической бюрократии»

Ориентация на «общее благо», «общественные интересы» и т.п.

Ориентация на различные политические группы, интересы и цели

Убеждение в том, что проблемы должны решаться на чисто деловой основе, политически нейтрально

Убеждение в том, что проблемы должны решаться в процессе политических переговоров путем достижения компромиссов

Плюралистическая политическая полоса обеспечения (парламент, партии, группы интересов и т.д.) в принципе рассматривается как излишняя и даже опасная

Плюралистическая полоса обеспечения признается необходимой для проведения в жизнь политико-государственных решений

Отвергается участие масс в политике и управлении

В принципе одобряется политическая масс

Слабое взаимодействие между бюрократами и политиками

Относительно интенсивное взаимодействие между бюрократами и политиками

Элитная солидарность (убежденность в том, что чиновники госаппарата должны представлять собой элиту в моральном и интеллектуальном отношении)

Незначительная элитная солидарность

Ориентация на процедурные способы деятельности

Ориентация на программные и проблемные методы деятельности (участие в разработке и оценке государственных программ, принятии решений)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.