Рефераты. Авторское право и библиотеки

Статья 1260 «Переводы, иные производные произведения. Составные произведения) дает ключевое определение: под базой данных понимается объективная форма представления и организации совокупности данных (cтaтeй, расчетов и т.д.), систематизированных таким образам, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ». При этом требование оригинальности отсутствует.

Помимо уже использовавшихся в предыдущем законодательстве понятий автор, правообладатель, введено понятие составителя, что формулируется следующим образом «составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство)» (cт. 1260).

Статья 1286 дает право без разрешения и без оплаты вносить (технические) изменения в БД для обеспечения ее функционирования и копировать для архивных целей или взамен утраченной. Но применение настоящей статьи не должно наносить неоправданного ущерба нормальному использованию БД и не должно ущемлять законные интересы автора или правообладателя.

Очень серьезно в прописаны вопросы служебных БД, т.е. созданных в порядке выполнения служебного задания работодателя, данного работнику (автору) в пределах установленных для него трудовых обязанностей. В таких случаях исключительное право принадлежит работодателю, если договором не предусмотрено иное. Работник имеет право на вознаграждение за создание и использование БД: размер определяется договором (или судом). Тот же подход используется и для БД, созданных по заказу, договору подряда (приоритет - заказчику), а также по государственному или муниципальному контракту (приоритет в данном случае исполнителю (ст. 1296, 1297, 1298).

В разделе о смежных правах (ст. 1333) законодателем помимо автора, заказчика, работодателя, вводится новое понятие изготовитель БД (ее автор или иное лицо, организовавшее создание базы данных и работе по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов). Различие понятий автор, составитель и изготовитель законодателем не прописывается.

Что касается определения длительности сроков защиты произведения (ст. 1335), то все множество баз данных можно условно разделить на два типа - перманентные (постоянные) и обновляемые. Какая-то небольшая часть баз данных создается один раз и навсегда, т. е. однократно. Для примера, это может быть БД «Полное собрание сочинений А.С. Пушкина с научными комментариями». Ее сделали, и она может использоваться без существенного редактирования 16-20 лет и более. В этом смысле такая БД очень близка к обычному литературному произведению.

Однако большинство БД принципиально имеют другой характер. Они обязательно должны обновляться и пополняться (иногда используется термин актуализироваться), в этом зачастую основной смысл их существования. Примерами могут послужить БД «Законодательство по авторскому праву и соответствующие судебные решения», «Метеонаблюдения на территории Российской Федерации», «Электронный каталог ГПНТБ России»: можно привести огромное количество и других. Без постоянного обновления использование баз данных такого типа теряет смысл, они будут невостребованными (разве что останется исторический интерес). Установленный в ст. 1335 срок защиты таких баз данных 15 лет после последнего обновления [53, с. 25].

Еще одна новация: исключительное смежное право изготовителя БД, содержащей более 10 тыс. самостоятельных информационных элементов (материалов), извлекать из БД материалы и осуществлять их использование в любой форме и любым способом. Под извлечением понимается перенос содержания (всего или существенной части) на другой информационный носитель (ст. 1334).

Но не совсем ясно, что такое - «самостоятельные информационные элементы (материалы)» - ведь с равным основанием это могут быть отдельные слова, фразы, элементы записи в полях, запись в целом. Далее законодателем вводится показатель «10 000 самостоятельных информационных элементов» в качестве правоприменительного параметра, который означает, что закон по отношению к маленьким базам не действует и они фактически не защищены.

В данной главе мы рассмотрели новое законодательство в сфере авторских и смежных прав, вступившее в силу 1 января 2008 г., лишь в тех моментах, где оно непосредственно затрагивает деятельность библиотек: приобретение и использование библиотеками материалов на нетрадиционных носителях; вопросы репродуцирования; изменения в работе ЭДД; охрана законом базы данных; права на материалы, размещенные в сети Интернет. И стало понятным, сколько вопросов, требует детального рассмотрения, обсуждения и правового урегулирования. Остается надеяться, что эти вопросы будут решаться законодателями при непосредственном участии библиотек и с учетом накопленного в различных странах опыта.

ГЛАВА III. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА АВТОРСКОГО И СМЕЖНЫХ ПРАВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Белгородская государственная универсальная научная библиотека (БГУНБ) имеет статус центральной библиотеки региона и является крупнейшей библиотекой области, региональным хранилищем произведений печати, научно-методическим и научно-информационным учреждением, центром общественной и культурной жизни. Сотрудники библиотеки стремятся предоставить каждому свободный доступ к отечественным и мировым информационным ресурсам.

Библиотека располагает крупнейшим в области универсальным научным фондом изданий, насчитывающим 2,5 млн. единиц хранения. Фонд включает книги, газеты, журналы, ноты, грампластинки, аудио- и видеокассеты, нормативно-технические документы и патенты. Ежегодно в библиотеку поступают свыше 20 тысяч экземпляров документов, в том числе - местный обязательный бесплатный экземпляр печатной продукции.

Диапазон правоприменения законодательства по авторскому праву в деятельности библиотеки обширен, охватывает все основные направления: комплектование, доступность библиотечных фондов, библиотечно-информационное обслуживание, издательскую деятельность и т. д.

Для того, чтобы более детально изучить правоприменительную практику норм законодательства об авторском праве в БГУНБ, рассмотрим работу структурных подразделений библиотеки.

Отдел комплектования. Сотрудники отдела комплектования тщательно следят за тем, что бы все документы, которые заказывает, приобретает и получает в дар библиотека, являлись правомерно введенными в гражданский оборот, т.е. не были контрафактной продукцией. По комплектованию фондов, особенно на традиционных носителях, никаких особых трудностей не возникает.

Что же касается документов в электронном виде, в настоящее время существует множество пиратской (не лицензионной) продукции на оптических носителях (CD и DVD-дисках). По утверждениям специалистов, в США уровень контрафакта составляет 20-25 процентов от общего числа продаваемых дисков, а в России - 60 процентов [42]. Отличить контрафактный CD от лицензионного по внешнему виду сложно, но сотрудники библиотеки в процессе своей деятельности выработали некоторые способы определения подлинности товаров на оптических носителях.

При определении подлинности диска необходимо обратить внимание на следующие факторы:

- Место покупки дисков. Если диск приобретен на рынке, в подземном переходе или в ларьке, вероятность того, что он не является лицензионным, весьма велика. Однако большая часть лицензионной продукции продается через сеть специализированных магазинов. Лучше договориться с издательством и приобретать продукцию непосредственно у официального изготовителя. Именно так чаще всего поступают сотрудники отдела комплектования.

-Упаковка. Лицензионные диски обычно упакованы в серые пластиковые боксы keep case с 2-3-х лепестковыми держателями диска или в прозрачные jewel case (R5), запаянные в целлофан. Диски могут быть в подарочных картонных боксах или многодисковых коробках. Пиратские DVD обычно продают в коробках абсолютно черного цвета с четырехлепестковым держателем (диск снять с него весьма сложно). Часто у пиратских копий упаковка гремит и рассыпается сама собой. Нелицензионный диск обычно имеет разводы на поверхности, вызванные неравномерностью нанесения алюминиевого слоя, отсутствуют голографические наклейки на упаковке.

- Полиграфия. Вложенный в диск буклет или описание треков отсутствует. Полиграфия обложки обычно копирует издания, но часть текста переведена на русский язык, а часть сохранена на английском (на лицензионных дисках такого быть не может). При этом разрешение печати небольшое, картинки могут выглядеть расплывчато. На обложке лицензионного диска цветовая гамма часто намного ярче, чем на пиратской копии.

Печать на самом диске (если она есть) обычно цветная, но низкого качества.

- Лицензия DVD-диска - обычно в комплект к лицензионному диску прикладывается лицензионное соглашение фирмы производителя, в пиратских дисках она отсутствует.

Следует отметить, что в соответствии с основными принципами, изложенными в российских законодательных актах по защите авторских прав, использование продуктов, являющихся объектами авторских прав, должно осуществляться на основании договора с правообладателем (ст. 1235). То есть продавцы программного обеспечения, компакт-дисков, аудио-, видеоматериалов вправе распространять их только на основании договора с правообладателями, заключенного в письменном виде, где оговариваются их права на дальнейшее использование. При работе библиотек с данными фирмами или физическими лицами, библиотеки должны убедиться в наличии подобной лицензии. Более того, если при покупке продуктов библиотека выступает как юридическое лицо, она должна заключать с продавцом соответствующие соглашения, где оговариваются дальнейшие права на использование.

К сожалению, в отделе комплектования, таких договоров не оказалось. Данное обстоятельство свидетельствует о том, при покупке дисков библиотека выступала как массовый пользователь, в таком случае допускается особый порядок заключения договора: путем изложения его типовых условий на передаваемых экземплярах. Речь идет об особом виде авторского договора, так называемой «оберточной» лицензии. Но оберточная лицензия не дает покупателю широких прав на дальнейшее использование.

- Сигнатура (подпись) диска. Это надпись на внутреннем ободе издания - с той стороны, которая проигрывается в плеере. На пиратских дисках она обычно содержит такой набор - например: Godfather-1-DVD-9-FD-0021; по ней в базе данных антипиратских структур легко различить пиратский релиз (впрочем, пираты могут скопировать сигнатуры с оригинальных дисков).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.