Рефераты. Авторское право и библиотеки

Развитие авторского права началось с появлением книгоиздательского дела. Так до 1816 г. в России правоотношения авторов и издателей не являлись предметом регулирования. И отсутствие каких бы то ни было правовых норм, обеспечивающих интересы авторов, неизбежно приводило к полному произволу издателей. Когда, например, А.С. Пушкин готовил новое издание «Кавказского пленника», некий Естафий Ольдекоп получил от цензурного комитета разрешение на выпуск «Кавказского пленника» с приложением немецкого перевода. По просьбе А.С. Пушкина его отец, С.Л. Пушкин, заявил протест против такого разрешения и подал в цензурный комитет жалобу о том, чтобы никакие сочинения сына не печатались без письменного позволения самого автора. В ответ цензурный комитет сослался на отсутствие такого законодательного положения, которое обязывало бы рассматривать права на произведение. Участившиеся в первой четверти ХIХ века случаи явного мошенничества со стороны отдельных издателей, в частности, сознательное введение публики в заблуждение относительно авторов распространяемых книг, вынудили правительство принять соответствующие меры. В 1816 г. Министерством народного просвещения было издано распоряжение о том, чтобы при представлении рукописей на цензуру к ним прилагались доказательства прав издателя на подачу рукописи к напечатанию. Таким образом, с появлением указанного распоряжения вопрос о правах издателя впервые ставился в зависимость от авторского права создателя произведения.

Однако первый прогрессивный в России законодательный акт, касающийся вопросов авторского права, появился 22 апреля 1828 г. Это был Цензурный Устав, который содержал специальную главу «О сочинителях и издателях книг». По данному закону сочинитель или переводчик книги (закон касался только литературных произведений) имел исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и его продажей по своему усмотрению. При этом срок авторского права устанавливался в 25 лет со дня смерти автора, после чего произведение становилось «собственностью публики» [51, с.18-19].

Первым же законом об авторском праве считается акт, изданный ранее в Англии в 1710 г. во времена королевы Анны, что нашло отражение в его названии - «Статут королевы Анны». Этот законодательный акт впервые закрепил личное право автора на охрану опубликованного произведения от неразрешенного использования другими. Автору было предоставлено исключительное право разрешать переиздание и копирование своего произведения в течение ограниченного времени, определенного законом. Охранялись, согласно «Статуту королевы Анны», только книги. Охрана, предоставленная Статутом, была обусловлена рядом формальностей, а именно: регистрацией авторами произведений под своим собственным именем и депонированием девяти экземпляров произведения для университетов и библиотек.

В числе стран, где ухе в XVIII в. были приняты первые законы или декреты об авторском праве, можно назвать также Францию, США, Германию, Данию, Норвегию, Испанию. К началу XIX в. многие государства приняли национальные законы об авторском праве, которые впоследствии пересматривались и изменялись под влиянием новых технических средств и технологических достижений [39, с. 145].

Вернемся в Россию. Через два года после принятия Цензурного Устава, в 1830 году было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило существовавшие правила, решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т. д.

В дальнейшем законодательство пошло по пути расширения авторских правомочий, признаваемых законом. В 1845 г. авторство было признано на музыкальную, а в 1848 г. - и на художественную собственность. С 1857 года срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет, что по существу опережало соответствующие законодательные нормы ряда стран Европы [51, с. 20].

Первый специальный закон в сфере авторского права в России был принят 20 марта 1911 г. и назывался «Положение об авторском праве». Оно содержало Общую часть, в которой раскрывались основные понятия - круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты, а так же отдельные главы посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения [64, с. 36].

После Октябрьской революции в 1917 г. Положение об авторском праве 1911 г. было отменено. Кроме того, был принят ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства.

С середины 20-х годов вплоть до 1962 г важную роль в регулировании отношений в области авторского права играли Основы авторского права 1925 и 1928 гг., а также Закон РСФСР «Об авторском праве» 1928 г., одной из особенностей которого являлось наличие норм, вводящих государственное регулирование отрасли, а так же то, что устанавливалась возможность принудительного выкупа авторского права на произведение правительством Союза ССР.

Совершенно новый этап развития советского авторского права начался с внесения изменений в 1973 г. в Основы гражданского законодательства, а в 1974 г. - в ГК РСФСР и в гражданские кодексы других союзных республик. Эти изменения были связаны с тем, что СССР присоединился с 27 мая 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве, а потому потребовалось увеличить срок охраны авторских прав (до 25 лет, считая с года смерти автора), ввести охрану права на перевод, несколько сузить сферу свободного использования произведений.

В СССР было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), которое не только являлось посредником при заключении договоров о приобретении прав иностранных авторов для использования в СССР и о продаже за рубеж прав советских авторов, но и занималось сбором и распределением авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений в СССР, а также общими вопросами защиты авторских прав в СССР [51, с. 41-42].

В 80 гг. законодательство об авторском праве было представлено Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, типовыми авторскими договорами, разделами «Авторское право», содержащимися в Гражданских кодексах союзных республик, многочисленными республиканскими постановлениями об авторском гонораре. Это законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав. Вместе с тем, оно неплохо обслуживало административно-командную систему, существовавшую в СССР.

К началу 90-х гг. в Российской Федерации начинается постепенная смена законодательства. Так 3 августа 1992 года на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Раздел IV Основ («Авторское право»), предусматривал новую регламентацию авторских прав, а также вводил правовую охрану смежных прав. Однако он действовал на территории России недолго, всего один год. С 3 августа 1993 г. вступил в силу Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», который приобрел ключевое отраслевое значение. Указанный Закон состоял из 5 разделов: общие положения, авторское право, смежные права, коллективное управление имущественными правами, защита авторских и смежных прав [68]. Позже в закон вносились поправки. Последние изменения Закон претерпел в 2004 г.

Рассмотрим более подробно данный Закон, так как он лег в основу современного законодательства в сфере авторских и смежных прав.

Начнем с того, что авторские права на произведения науки, литературы и искусства возникают в силу факта их создания (ст. 6) Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или какого-то другого специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Как следует из ст. 6, п. 1 Закона, произведение - это результат творческой деятельности. Творческая деятельность есть мыслительный процесс создания нового, ранее неизвестного, оригинального.

Творческая деятельность дает не материальный, а идеальный, интеллектуальный результат, поэтому само произведение является не материальным, а интеллектуальным объектом.

Вместе с тем, охрана по авторскому праву возникает лишь с того момента, когда этот идеальный результат будет выражен в какой-либо объективной (материальной) форме. Наиболее типичные формы выражения произведений указаны в ст. 6 п. 2 закона. Это следующие формы существования произведений:

- письменная (рукопись, машинопись и т, д.);

- устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);

- звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т, д.);

- изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т, п.);

- объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т. д.);

- другие формы.

Эта же статья свидетельствует, что авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. В том случае, если будет осуществлена передача права собственности на материальный объект или права владения на материальный объект передачи каких-либо авторских прав может и не произойти.

Законодательство предоставляет перечень произведений, которые могут быть объектами авторского права (ст. 7, п. 1):

- литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

- драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

- хореографические произведения и пантомимы;

- музыкальные произведения с текстом или без текста;

- аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

- фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

- другие произведения.

Говоря об объектах авторского права, необходимо указать на возможность различной «природы» их создания, в соответствии со ст. 7, п. 3 Закона произведения могут быть самостоятельными и несамостоятельными, это зависит от того, были ли при создании произведения использованы какие-либо другие произведения (не всегда - других авторов). Произведение считается самостоятельным в том случае, если его форма - оригинальна, а содержание (полностью или частично) - заимствовано.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.