Рефераты. Анализ Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций"

Преимущества лизинга заключаются в том, что в ситуации, когда банковская система недостаточно развита, и возможности получения инвестиционных кредитов ограничены, лизинг является одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития производства.

Лизинг - это уникальный инвестиционный инструмент, который способствует повышению конкурентоспособности промышленности, напрямую стимулирует процесс замещения импортной продукции качественными отечественными аналогами, повышению занятости населения, росту доходов частного бизнеса и государства.

Существует несколько видов лизинга.

Оперативный лизинг - вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование.

При истечении срока действия договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором, предмет лизинга возвращается. При оперативном лизинге он может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока его амортизации. Оперативный лизинг называют также операционным, или эксплуатационным лизингом.

Суть финансового лизинга заключается в инвестировании временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда лизингодатель приобретает в собственность обусловленное договором купли-продажи имущество у определенного продавца и предоставляет это имущество в соответствии с договором лизинга лизингополучателю за плату во временное владение и пользование.

Международный лизинг - понятие, возникшее, когда лизинг вышел на международный уровень. Делится, соответственно, на экспортный и импортный.

Согласно договору экспортного лизинга лизинговая фирма приобретает имущества у национальной фирмы, а затем передает его в пользование на договорных началах иностранному лизингополучателю. Импортный лизинг предполагает обратную ситуацию, когда оборудование лизингодатель закупает у иностранного субъекта хозяйственной деятельности, а затем предоставляет его на правах лизинга отечественному лизингополучателю.

Лизинговая сделка классифицируется как сделка международного лизинга в том случае, если лизингодатель (лизинговая компания) и лизингополучатель являются резидентами различных государств. Резидентом какого государства в данном случае является поставщик оборудования, не имеет значения. Наиболее сложные сделки международного лизинга могут включать неограниченное число задействованных стран. Главный критерий принадлежности сделки лизинга к сделке международного лизинга заключается в том, являются ли лизингодатель и лизингополучатель резидентами одной страны.

Выгодность применения сделок международного лизинга - в использовании благоприятного налогового режима, установленного в той или иной стране. Это можно представить как экспорт налоговых льгот из страны лизингодателя в страну лизингополучателя.

Сделки международного лизинга также являются распространенным механизмом продаж оборудования, производимого предприятиями страны лизингодателя. Данный механизм реализации продукции является довольно действенным для производителей, так как практически полностью сделка может быть профинансирована посредством лизинговой схемы. Лизингополучатели, в свою очередь, получают преимущества из-за того, что в стране лизингодателя можно привлечь финансирование под более низкие проценты, чем в своей стране, что, естественно, отражается на стоимости всей сделки.

Основная цель валютного регулирования - устойчивая равновесная ситуация на валютном и связанных с ним рынках. Незаконный отток капитала, правонарушения в валютной сфере наносят значительный ущерб государству и гражданам, поэтому валютный контроль на данном этапе развития экономики государства необходим. Тем не менее, валютный контроль в том виде, в каком он существует в настоящее время в Республике Беларусь, в будущем может утратить значение эффективного рычага, с помощью которого достигаются реальные результаты, если его не реформировать и не трансформировать в такой вид контроля, при котором решались бы основные задачи, поставленные Главой государства и Правительством Республики Беларусь в области проведения валютных операций.

Уровень валютного контроля должен соответствовать уровню развития экономики, тем не менее, следует постепенно переходить к современным рыночным стандартам управления валютной политикой и введению системы валютного контроля, наиболее соответствующую общемировым стандартам.

Необходим валютный контроль, способствующий эффективному взаимодействию предприятий и организаций с банками как агентами валютного контроля и не создающий необоснованных препятствий для работы экспортеров и импортеров.

Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее - Указ) и нормативные правовые акты, принятые во исполнение требований данного Указа призваны решить задачу упрощения валютного контроля, а именно в отношении регистрации паспортов сделок, оформления и представления в банк необходимых документов, получения разрешений на продление сроков внешнеторговых операций, способов прекращения обязательств по внешнеторговым договорам и иных процедур, связанных с исполнением условий внешнеторговых договоров.

Таким образом, совершенствование в ближайшей перспективе валютного законодательства для внешнеторговой деятельности государства и для функционирования бизнеса в Республике Беларусь (как государственного, так и частного) имеет большое значение - это большой шаг на пути совершенствования законодательства в данной сфере и залог более динамичного и эффективного развития международной торговли. При этом сохраняется обеспеченность внешнеторговых операций должным контролем, который в свою очередь, хотя и в минимальной степени, осложняет процедуру осуществления внешнеэкономических сделок, но все же способствует на данном этапе развития экономики государства сохранению стабильности как на внешнеторговом, так и на валютном рынке государства.

В целях приведения в соответствие с Указом нормативных правовых актов Национального банка, регулирующих контроль банками внешнеторговых операций, а также установления требований по оформлению внешнеторговых операций резидентами Республики Беларусь принято постановление Правления Национального банка от 2 сентября 2008 г. № 130 "Об утверждении Инструкции о порядке регистрации паспорта сделки и контроля банками за проведением резидентами внешнеторговых операций" (далее - Инструкция).

Инструкция разработана и принята на основании таких законодательных актов, как Указ, Банковский кодекс Республики Беларусь и закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле".

Следует обратить внимание на то, что требования Инструкции не могут быть применены к договорам аренды (в том числе финансовой аренды), поскольку в соответствии с Указом данный вид обязательств, отраженный в таких договорах, не является объектом применения норм Указа в силу отсутствия такого понятия в составе экспорта и импорта.

Также требования Инструкции не могут быть применены к договорам страхования, поскольку по таким договорам невозможно установить сроки прекращения обязательств в контексте Указа.

Нормы Инструкции в отношении регистрации паспортов сделок применяются только к тем товарам, по которым в соответствии с таможенным законодательством производится таможенное оформление.

Также необходимо отметить, что по договорам смешанного типа (например, договор подряда, по условиям которого осуществляется поставка товаров, необходимых для производства работ) паспорта сделки регистрируются только на те товары, количество и цена либо стоимость которых отражены в договоре и оплачиваются отдельно от оплаты работ либо услуг.

Основные нормы и требования данного нормативного правового акта следующие.

Все разъяснения по порядку применения норм Инструкции, утвержденной указанным Постановлением, могут быть даны за подписью заместителя Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, направляющего деятельность Главного управления валютного регулирования и валютного контроля.

При оформлении документов валютного контроля по внешнеторговым договорам, по которым паспорт сделки зарегистрирован до вступления в силу Указа, банки используют последний по дате регистрации паспорт сделки, а в случае одновременной регистрации нескольких паспортов сделок - любой из них по усмотрению резидента.

То есть, если к моменту вступления в силу Указа и соответственно Инструкции, которая вступила в силу одновременно с Указом 2 октября 2008 г., у резидента в наличии имеются действующие паспорта сделки, зарегистрированные в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее - Указ № 7) и постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 7 июля 2001 г. № 32 "О порядке осуществления валютного контроля таможенными органами", то их перерегистрация в связи с переходом на новый порядок регистрации паспортов сделок не требуется. Достаточно только в качестве основного документа валютного контроля, каковым является паспорт сделки, выбрать тот, который был зарегистрирован последним, либо один из паспортов сделки, если их одновременно было зарегистрировано несколько.

Инструкцией введены термины, относящиеся к порядку контроля внешнеторговых операций, и установлены основные требования по порядку указания информации для валютного контроля в соответствующих документах валютного контроля.

Так, например, в обиходе внешнеторговых операций появились термины "банк ПС" (банк, в котором регистрируется паспорт сделки) и "исполняющий банк" (банк, в том числе банк ПС, в который экспортер либо импортер представил документ валютного контроля в форме приложения к ПС/ВО. Понятие "приложение к ПС/ВО" дается в тексте Инструкции и означает: "документ, содержащий информацию о факте и условиях проведения внешнеторговых операций, а также о прекращении обязательств по проведенным внешнеторговым операциям".

Приложение к ПС/ВО служит документом контроля как по внешнеторговым договорам, предусматривающим отгрузку (поступление) товаров, так и по внешнеторговым договорам, предусматривающим выполнение работ, оказание услуг, передачу охраняемой информации и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Контроль по нетоварным договорам осуществляется на основе уведомительного принципа о совершаемых операциях без представления в банк первичных документов по внешнеторговым сделкам, что значительно облегчает документарную процедуру взаимоотношений клиентов с банками.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.