Рефераты. Анализ стратегии государственной жилищной политики

- предоставить возможность строительства (приобретения) жилья за счет собственных средств на основе внедрения системы стройсбережений и обычных кредитов банков для граждан, не стоящих в очереди на улучшение жилищных условий.

Создаются условия для стимулирования направления прибыли предприятий и доходов граждан на строительства жилья, для привлечения внебюджетных источников через механизмы ипотечного (залогового) кредитования. Предусматривается выпуск жилищных облигаций и сертификатов и направление на цели жилищного строительства части средств от приватизации жилищного фонда, а также использование кооперируемых средств населения на строительства жилья.

Целью Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» является обеспечение жильем граждан, увольняемых или уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов Министерства юстиции РФ, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков. На её реализацию предусматривается выделение до 2010 г. более 103 млрд. рублей.

В целях реализации данной программы Госстроем Росси определен Генеральный управляющий программы в лице ГУ «Объединенная дирекция» создана современная информационно-аналитическая система, позволяющая обеспечить гарантированное право реализации сертификатов, проследить движение каждого сертификата от его выпуска до погашения, избежать случаев фальсификации и мошенничества с ними. Действует большая и целостная система управления программой, в которой занято более 3000 человек в различных регионах федеральных органах исполнительной власти.

Реализация программы за 2005 г. позволила обеспечить жильем более 66 тысяч семей. В 2006 г. программой предусматривалось выделение бюджетных средств в объеме 6,3 млрд. рублей.

В федеральном бюджете по разделу «Промышленность, энергетика и строительство» утверждено только три 5,4 млрд. рублей. При том количестве сертификатов, которые можно будет выпустить сократится на 20% относительно уровня 2005 г., что увеличит количество очередников. В субъектах РФ в очереди на сертификаты стоят, как правило, по 9 лет. По состоянию на 1 июля 2006 г. выпущено 15717 сертификатов (включая раздел «Военная реформа») на сумму 9,8 млрд. рублей, в том числе 4151 - для органов исполнительной власти субъектов РФ, 11566 - для федеральных органов власти.

Данная программа имеет подпрограмму «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда».

Объем ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации составляет более 40 млн. кв. м. В нем проживает более 3,5 млн. человек.

Целью подпрограммы является обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными. При этом до 2010 года намечается осуществить ликвидацию аварийного жилищного фонда в объеме 8,2 млн. кв. м.

Несмотря на выделение значительных средств острота проблемы ветхого и аварийного жилья не снижается, его объем возрастает. Использование средств федерального бюджета в 2006 г. предусматривается на условиях софинансирования: 30% - средства федерального бюджета; 70% - средства субъектов РФ. При этом одним из основных условий является наличие региональной программы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда. Однако в ряде регионов России местные бюджеты не выделяют необходимых для софинансирования подпрограммы средств. Госстроем России постоянно контролируется состояние дел в данной сфере.

Для решения проблем ветхого и аварийного жилищного фонда необходимо предусмотреть схему финансирования, использующего фонд амортизационных отчислений и систему страхования жилья.

Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» необходима в связи с тем, что жилищно-коммунальный комплекс Российской Федерации находится в кризисном состоянии - износ основных фондов составляет более 60%, четверть из них полностью отслужили свой срок, возрастает число аварий на сетях водоснабжения и теплоснабжения. Такое положение обусловлено неудовлетворительным финансовым положением жилищно-коммунального комплекса, высокой его затратностью и отсутствием экономических стимулов снижения издержек и роста прибыли, неразвитостью конкурентной среды. Проблема усугубляется большой задолженностью жилищно-коммунального хозяйства, образовавшейся в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней.

В этих условиях основная цель подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» состояла в создании нормативно-правовых и экономических условий, обеспечивающих переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунального комплекса, демонополизацию управления в данной сфере, обеспечение прозрачности процедур изменения тарифов, решение проблем накопленной кредиторской и дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Значительная часть средств подпрограммы направлялась на решение конкретных проблем жилищно-коммунального комплекса, замену изношенного оборудования, трубопроводов, модернизацию сетей, внедрение современных технологий, улучшение экологических условий проживания.

В результате осуществления подпрограммы «обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур» должно быть обеспечено жильем более 14 тыс. семей военнослужащих, увольняемых с военной службы и граждан России, проживающих на территории космодрома «Байконур». Часть функций госзаказчика по реализации подпрограммы переданы администрации г. Байконур на договорной основе.

Для решения проблемы обеспечения граждан Российской Федерации, отселяемых с комплекса «Байконур», предусматривалось предоставление указанным гражданам за счет федерального бюджета безвозмездных субсидий на приобретение жилья. За первое полугодие 2005 г. администрацией приобретено 465 квартир, готовых к заселению. Обеспечение администрацией г. Байконур жильем граждан осуществляется преимущественно в городах с учетом размещенных в них организаций Российского авиационно-космического агентства в целях создания условий для продолжения трудовой деятельности специалистов.

Учитывая схожесть решаемых задач, целесообразно объединить данную подпрограмму с Программой «Государственные жилищные сертификаты».

Целью подпрограммы «Свой дом» является создание финансовых механизмов ипотечного жилищного кредитования населения. В рамках данной подпрограммы действует «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», которому на предоставление государственных гарантий предполагается направить 9 млрд. рублей.

Ипотечное кредитование - одна из прогрессивных форм решения жилищных проблем населения. Оно позволяет вовлечь в данную сферу не только государственные ресурсы бюджетов всех уровней, но и средства финансовых институтов и населения. За прошедшие годы реализации данной подпрограммы удалось создать нормативно-правовой базис и сформировать организационную структуру ипотечного кредитования. Вместе с тем необходимо отметить, что услугами ипотечного кредитования воспользовалась незначительная часть населения России. Опросы, проводимые среди различных категорий населения, показывают, что главными причинами такого поведения являются:

- низкий уровень доходов населения;

- отсутствие твердой уверенности в будущих доходах, сравнительно высокий начальный взнос.

За 2004-2005 гг. на реализацию данной подпрограммы выделено 341 млн. рублей. Бюджетом 2006 г. направление средств на ее реализацию предусмотрено не было. Программой «Жилище» на 2007 г. намечено выделить на подпрограмму до 3 млрд. руб.

Подпрограмма «обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев» имеет важное не только социальное, но и политическое значение. На её реализацию предусматривается выделить около 8 млрд. рублей. Ответственным по данной подпрограмме выступает МВД РФ. В рамках данной подпрограммы осуществлялось предоставление жилья тем гражданам, которые в соответствии с жилищным законодательством имеют право на первоочередное и внеочередное его получение. Беженцам и вынужденным переселенцам на приобретение жилья предоставляется долговременная (до 10 лет) беспроцентная возвратная ссуда для оплаты стоимости жилья в пределах социальных норм. Однако следует отметить, что не создано эффективных рычагов возврата бюджетных средств.

Программой на 2005-2006 гг. предусматривалось направить на данные цели 903 млн. рублей, фактически выделено 1076 млн. рублей.

На 2007 г. программой «Жилище» предусматривается 550 млн. руб. В ФАЙЛ намечается выделить 250 млн. рублей.

Целью подпрограммы «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф» является обеспечение жильем граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на ПО «Маяк» и ветеранов подразделений особого риска. Федеральные расходы на эти цели предусмотрены в размере более 1,2 млрд. рублей. Отвечает за неё МЧС России.

За два прошедших года на подпрограмму выделено из бюджета 156 млн. рублей, что больше цифр, предусматриваемых программой на 13 млн. рублей. Средства ежеквартально перечисляются органам исполнительной власти по соответствующим договорам на приобретение жилья участникам программы.

В 2007 г. на подпрограмму предполагается выделить 87 млн. рублей, что соответствует задачам программы «Жилище». Начиная с 2007 г., предполагается предоставлять участникам программы безвозмездные субсидии на приобретение жилья, удостоверяемых государственными жилищными сертификатами. Однако порядок их предоставления пока не разработан.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» нацелена на улучшение демографической ситуации в Российской Федерации. Объем расходов федерального бюджета по ней предусмотрен в размере более 0,5 млрд. рублей. Ответственный по подпрограмме - Минобразование России. В её рамках осуществлялось целевое субсидирование семей молодых ученых и специалистов с целью создания благоприятных жилищных условий и закрепления кадров в ведущих научных центрах страны. Средства федерального бюджета предоставляются органам исполнительной власти субъектов РФ на конкурсной основе при наличии утвержденной региональной программы, предусматривающей выделение на эти цели средств из бюджета субъектов РФ и внебюджетных средств.

На подпрограмму «Реализация ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривается выделить более 14 млрд. рублей. Отвечает за нее Минэкономразвития России. В ее рамках осуществляется адресное субсидирование граждан, проживающих в неблагоприятных климатических зонах и вынужденных по разным причинам переселяться в другие районы страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.