Рефераты. Анализ системы и структуры органов государственной власти на примере Новосибирской области

Анализ системы и структуры органов государственной власти на примере Новосибирской области

60

Содержание

Введение

1. Особенности территориального устройства Российской Федерации на современном этапе

1.1 Понятие и сущность федерализма и федерации

1.2 Становление российского федерализма

1.3 Территориальное устройство и проблемы ассиметрии субъектов Российской Федерации

2. Механизм формирования системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации

2.1 Механизм формирования органов законодательной (представительной) власти в субъектах Российской Федерации

2.2 Механизм формирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

2.3 Механизм формирования судебной власти в субъектах Российской Федерации

3. Анализ системы и структуры органов государственной власти в Новосибирской области

3.1 Институциональный анализ деятельности органов государственной власти Новосибирской области

3.2 Организационно-функциональный анализ деятельности Губернатора

3.3 Организационно-функциональный анализ деятельности Новосибирского областного Совета депутатов

3.4 Организационно-функциональный анализ деятельности администрации

3.5 Организационно-функциональный анализ деятельности Избирательной комиссии

3.6 Организационно-функциональный анализ деятельности Контрольно - счетной палаты

Заключение

Библиография

Приложение

1. Особенности территориального устройства Российской Федерации на современном этапе

1.1 Понятие и сущность федерализма и федерация

Определение понятийного аппарата изучаемого явления составляет непременное требование научного исследования. Отклонение от установившихся в науке базовых понятий и их просмотр приводит к путанице в теории и негативным последствиям на практике. В полной мере это относится к понятийному аппарату государственного устройства, и в частности к федерализму, базовые понятия которого разработаны и восприняты в течение столетий.

Эволюция федерализма имеет свою многовековую историю, а конституционно правовое установление ее насчитывает около двух столетий. Государственно-правовая наука свидетельствует, что элементы федерации появились еще в древнем и средневековом обществе, а зрелые формы федеративных отношений стали формироваться в периоды новой и новейшей истории.

В целом появление федерализма в истории человечества обусловливалось как естественным стремлением народов к организации единого сообщества, так и политикой более могущественных государств по включению в свой состав других народов и государств с сохранением их относительной самостоятельности.

Создатели конституционно-правового федерализма усматривали в нем более демократическую форму государственного устройства, обеспечивающего совместное решение вопросов жизнедеятельности создавших единое государство образований, поддержание мира членами федерации и преодоление конфликтов между ними и центральной властью, гарантирующего права и свободы человека и гражданина. Поэтому идеи и принципы федерализма оказали свое позитивное влияние на развитие политико-правовой мысли во многих странах, в результате чего начались интенсивные поиски демократического преобразования их государственного устройства. Конституционно-правовое федеративное государство впервые образовалось в США (1787), затем - в Мексике (1824), Бразилии (1889), Австралии (1901), России (1918) и других странах. В современном мире насчитывается около 200 государственных образований, подавляющее большинство которых являются многонациональными. А федеративная форма закреплена в конституциях 25 государств, занимающих 50% территории и включающих в себя 1/3 планеты [2.1.].

Определение понятия «федерализм» (от франц. federalisme), с некоторыми редакционными различиями, существует давно. Оно отражено в работах отечественных и зарубежных авторов, в учебниках и энциклопедических словарях. В них федерализм рассматривается как система основных принципов определенной формы государственного устройства и его функционирование, отличающихся от унитаризма и конфедерации.

Федерация отличается от конфедерации тем, что является не союзом государств, а единым союзным государством. Федерацией является добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в одно государство. В новом государстве его участники становятся субъектами федерации. В свою очередь, субъекты федерации состоят из административно-территориальных единиц. Субъекты федерации имеют несколько хозяйственную, но в определенной степени и политическую самостоятельность. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам. Они же выступают на международной арене от имени федерации. Вооруженные силы едины.

Субъекты федерации образуют свои органы представительной, исполнительной и судебной власти, принимают конституции, уставы, постановления и другие акты. Но они не являются государствами, не имеют прямого представительства в международных организациях.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между центром и субъектами федерации. Одни полномочия переходят исключительно центру, другие находятся в совместном ведении; применяется также взаимное делегирование полномочий. Если в унитарном государстве компетенции административных территориальных единиц устанавливаются текущими актами центральной власти, то в федеративном государстве - конституционным разграничением компетенции между федерацией в целом и ее субъектами, обладающими государственной автономией (Австралия, Австрия, Бразилия, Германия, Индия, Россия, США, Канада и др.). Федерация как структура, созданная однопорядковыми в смысле их равноправия образованиями, более, чем унитарное государство, способна противостоять тоталитаристским тенденциям, нередко свойственным органам центральной власти любого государства. Унитарное государство лишено таких противовесов центру, какие имеет федерация в лице ее составных частей. Административно-территориальные единицы, из которых состоит унитарное государство, имеют хозяйственную, социально-культурную самостоятельность. Ими управляют центральные органы власти в меру своей компетенции. На территории унитарного государства действует общее законодательство, одно гражданство, единая денежная, кредитная и налоговая система. Унитарное государство лишено таких противовесов центру, какие имеет федерация в лице ее составных частей. При этом также нужно учитывать, что в федеративном государстве органы, имеющие право принимать решения и издавать законодательные акты, как правило, больше зависят от воли населения, чем соответствующие органы унитарного государства.

Однако не следует считать, что между федеративной и унитарной формами государственного устройства лежит непреодолимая пропасть. В процессии развития любого государства происходит некоторое сближение положительных черт федеративного и унитарного государственного устройства. Например, федеративные государства нередко стремятся к установлению максимально четкого распределения полномочий между центром и местами, что характерно для унитарных государств (Швеция, Финляндия, Италия, Турция и др.). В то же время унитарные государства все чаще обращаются к опыту федеративных государств, в которых местные органы - субъекты федерации - пользуются, как правило, несравненно более широкими полномочиями, чем местные органы в унитарных государствах. А расширение прав местных органов в унитарных государствах и установление их непосредственной зависимости от проживающего в них населения объективно сближают унитарные и федеративные государства.

Но сближение некоторых черт унитарного и федеративного государства не может служить основанием для размывания их качественной определенности. Понятие «федерализм» применимо лишь к состоявшемуся, действенному федеративному государству с присущими ему принципами и ограничениями.

Понятие «федерализм» содержит философию качественно определенного государственного устройства, оно составляет теоретико-методологическую основу организации федеративного устройства. А «федерация» - тип реальной государственной организации, соответствующий всем принципам федерализма и являющейся воплощением его философии. По меткому выражению П. Кинга, «хотя федерализм и может существовать без федерации, но невозможно существование федерации без федерализма».

Понятие «федерация» производно от понятия «федерализм». Оно несколько уже и обозначает организацию государственного устройства на принципах федерализма в той или иной стране.

Федерация (от лат. Foederatio - объединение, союз) определяется как «единое союзное государство, созданное на основе добровольного объединения государств и национальных образований», «форма государственно-территориального устройства», «более демократичная форма организации государства, чем унитаризм» и т. п.

Если власть делится между центром и составными частями «сверху», без согласия составных частей федерации либо согласования с ними, то в таком случае, какие бы ни были права у территорий, государства не может быть признано федеративным по своей природе. И наоборот.

К основным принципам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных им образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единые денежная и таможенная системы; федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его эффективное функционирование.

Федерация, как правило, создается «снизу», то есть на основе союза (договора, соглашения) объединяющихся в единое государство субъектов. Но она может создаваться также «сверху» путем преобразования унитарного государства, конфедерации или содружества государств.

Мировая практика становления федеративных государств нынешнего столетия свидетельствует о том, что они так же, как и первые федерации, стремятся придерживаться принципа достижения согласия. Отсутствие такого согласия не позволяет достигнуть цели создания стабильных и эффективных государств, даже если на официальном уровне подписываются документы учредительного характера в виде договоров (соглашений). Одним из наглядных примеров неудачи в создании федеративного государства без достижения реального согласия являются результаты Дейтонского соглашения о мире в бывшей Югославии. Несогласие немалой части населения этих стран с тем, как был решен вопрос о статусе Сараево, вызвало после подписания соглашения протест не только сербов в Сараево и Белграде, но и хорватов в Мостаре и Загребе. Конфликт так до сих пор и не урегулирован в необходимой мере.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.