- реквизиты документов, удостоверяющих личности заключивших брак;
- дата составления и номер записи акта о заключении брака;
- наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация заключения брака;
- серия и номер выданного свидетельства о браке.
Расторжение брака
Брак прекращается вследствие смерти одного из супругов или путем его расторжения в органе ЗАГС или суде в установленном законодательством порядке. При расторжении брака судом брак прекращается с момента вступления в силу решения суда ( ст _______ СК Украиын). Согласно статьи ____ СК Украиы расторжение брака в суде подлежит обязательной государственной регистрации в органах ЗАГС с получением свидетельства о расторжении брака.
Для этого гражданину необходимо прийти в орган ЗАГС по месту жительства или по месту заключения брака с вступившим в силу решением суда о расторжении брака, паспортом и квитанцией об уплате государственной пошлины.
Брак может быть прекращен путем расторжения в органе ЗАГС:
- по совместному заявлению супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
- по заявлению одного из супругов, в случае, когда другой супруг осужден на срок свыше трех лет, признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным.
Расторжение брака, как и регистрация расторжения брака по решению суда, производится органом ЗАГС по месту жительства заявителя или по месту регистрации заключения брака. В записи акта и в свидетельстве о разводе указывается дата прекращения брака, а также фамилия после расторжения. Каждому из бывших супругов выдается свое свидетельство о разводе, что указано в соответствующей графе свидетельства.
При расторжении брака в записи акта о браке ставится отметка, содержащая полную информацию - кем и когда данный брак расторгнут. Таким образом, бывшие супруги теряют право получить повторно свидетельство о браке. Для подтверждения факта регистрации расторжения брака по просьбе гражданина выдается справка.
Свидетельство о расторжении брака является документом, подтверждающим изменение фамилии, а также устанавливающим момент прекращения имущественных и неимущественных прав супругов.
Содержание записи акта о расторжении брака:
- фамилия (до и после расторжения брака), имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя), место жительства каждого из лиц, расторгнувших брак;
- дата составления, номер записи акта о заключении брака и наименование органа записи актов гражданского состояния, в котором произведена государственная регистрация заключения брака;
- сведения о документе, являющемся основанием для государственной регистрации расторжения брака;
- дата прекращения брака;
- реквизиты документов, удостоверяющих личности расторгнувших брак;
- серия и номер свидетельства о расторжении брака.
Перемена имени
Перемена имени определяется главой ЗУ «Об актах гражданского состояния».
Перемена имени не является основанием для прекращения или изменения прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Хохлова С.М. Граждане как субъекты гражданского права: Лекции МГУ.- М., 2006.- С.43.
Все гражданские права гражданин вправе приобретать только под собственным именем, не пользуясь именем других лиц. В случаях, предусмотренных законом, гражданин вправе использовать вымышленное имя - псевдоним либо не пользоваться ни подлинным ни вымышленным именем. Например, при опубликовании произведений науки, литературы или искусства гражданин вправе выпустить произведение в свет как под собственным именем, так и используя псевдоним или анонимно, т.е. без указания имени автора (ст. 15 Закона Украиын "Об авторском праве и смежных правах"). Используя псевдоним, необходимо следить за тем, чтобы вымышленное имя не совпадало с каким-либо именем конкретного лица, в противном случае будет иметь место использование имени другого гражданина. Гражданское право: Учеб. Ч. 1/ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- М.:Проспект, 2006.- С.103.
Вескими уважительными причинами для перемены имени являются:
- неблагозвучность имени;
- трудность произношения имени;
- желание супруга носить общую с другим супругом фамилию, если при регистрации брака они остались на добрачных фамилиях;
- желание супруга вернуть добрачную фамилию, если об этом не было заявлено при расторжении брака;
- желание носить добрачную фамилию, одинаковую с детьми от первого брака, в тех случаях, когда брак не расторгается;
- желание носить добрачную фамилию, если супруг умер;
- желание носить общую с детьми фамилию, если супруг умер, а заявитель (заявительница) был на добрачной фамилии;
- желание носить фамилию матери (отца), если отец (мать) не принимал участия в воспитании заявителя;
- желание носить фамилию отчима (мачехи), воспитавшего заявителя, или отчество по имени отчима, когда усыновление не может быть оформлено;
- желание носить фамилию дедушки, бабушки или другого лица, фактически воспитавшего заявителя, если родители не принимали участия в воспитании заявителя, а усыновление не может быть оформлено;
- желание носить отчество по имени лица, фактически воспитавшего заявителя, если отец не принимал участие в воспитании заявителя;
- желание носить фамилию и имя, соответствующие избранной заявителем национальности;
- желание носить имя, которым его фактически называют в жизни;
- желание носить имя, данное при крещении;
- другие веские основания. Пашков Е. П. Методические рекомендации по регистрации актов гражданского состояния - Петрозаводск, 2006.С.45-49.
Лицо, достигшее возраста 14 лет, вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество. Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя (ст. __ ГК Украины).
Перемена имени производится органом ЗАГС по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения лица, желающего совершить перемену имени.
Перемена имени лицу, не достигшему возраста 14 лет, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя производится на основании решения органа опеки и попечительства.
Заявление о перемене имени должно быть рассмотрено органом записи актов гражданского состояния в месячный срок со дня подачи заявления. На основании записи акта о перемене вносятся изменения в записи актов гражданского состояния, ранее составленные в отношении заявителя, и выдаются новые свидетельства с учетом внесенных изменений.
Изменения в записи актов, составленные в отношении лица, совершающего перемену, и хранящиеся в уполномоченных органах других государств, не вносятся (ст. _____ ЗУ «Об актах»).
Содержание записи акта о перемене имени:
- фамилия, собственно имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (вносится по желанию заявителя), место жительства лица до перемены имени;
- фамилия, собственно имя, отчество лица после перемены имени;
- дата и номер записи акта о рождении и наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация рождения;
- серия и номер выданного свидетельства о перемене имени.
3. Порядок государственной регистрации актов гражданского состояния
3.1 Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния
В соответствии со статьей 2 Закона Украины «Об органах регистрации актов гражданского состояния» от 24.12.1993 года систему органов регистрации актов гражданского состояния составляют:
отделы регистрации актов гражданского состояния Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, районных в городах, городских (мост областного значения) управлений юстиции;
исполнительные органы сельских, поселковых, городских (кроме городов областного значения) советов.
Регистрацию актов гражданского состояния граждан Украины, которые проживают за границей, проводят консульские учреждения и дипломатические представительства Украины.
Правовую основу деятельности органов регистрации актов гражданского состояния определяют Конституция Украины, Закон и другие акты законодательства Украины.
Статья 4 определяет принципы деятельности органов регистрации актов гражданского состояния.
Деятельность органов регистрации актов гражданского состояния основывается на принципах сдерживания законности, защиты прав и законных интересов граждан и государства, сдерживание тайны регистрации актов гражданского состояния, своевременного и надлежащего документального оформления проведенной регистрации.
Информация, которая содержится в акте гражданского состояния, является конфиденциальной, имеет ограниченный доступ и разглашению не подлежит.
Заданиями органов регистрации актов гражданского состояния является:
обеспечение полной, своевременной и правильной регистрации актов гражданского состояния;
внесение в актовые записи необходимых изменений, дополнений и исправлений;
восстановление потерянных и аннулирование повторных актовых записей;
выдача гражданам свидетельств о регистрации;
сохранение архивного фонда.
Руководство отделами регистрации актов гражданского состояния осуществляют Министерство юстиции Украины, Главное управление юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областные, Киевское и Севастопольское городские, районные, районные в городах, городские (городов областного значения) управления юстиции.
Процесс управления включает следующие основные типичные документируемые операции: сбор и обработку документарной информации; подготовку решений; принятие и документирование решений; доведение решений к исполнителям; выполнение решений; контроль выполнения; сбор информации о выполнении; передачу информации по вертикальным и горизонтальным зв-язкам; сохранение и поиск информации. Для организованной и стандартной работы с документацией, сотрудники органов РАГСа обязаны пользоваться инструкцией по учету, сохранению и расходованию бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния в Украине. Эта инструкция четко регламентирует все моменты регистрации и последующего обращения этих документов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6