Рефераты. Акционерные общества как субъекты гражданского права

12) определение порядка ведения общего собрания акционеров;

13) избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;

14) дробление и консолидация акций;

15) принятие решений об одобрении сделок в случаях, предусмотренных ст. 83 ФЗ «Об акционерных обществах» (сделки, в совершении которых имеется заинтересованность);

16) принятие решений об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных ст. 79 ФЗ «Об акционерных обществах»;

17) приобретение обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных ФЗ «Об акционерных обществах»;

18) принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;

19) утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;

20) решение иных вопросов, предусмотренных ФЗ «Об акционерных обществах».

Компетенция общего собрания акционеров законодательно ограничивается только теми полномочиями, которые зафиксированы в ФЗ «Об акционерных обществах», и не может быть произвольно расширена акционерами или органами управления общества. Фактически можно говорить о том, что ФЗ «Об акционерных обществах» дал исчерпывающий перечень полномочий.

Анализ норм Федерального закона позволяет в дополнение к уже названным определить перечень таких вопросов.

В соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров принимает решения по следующим вопросам:

- об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта (п. 2 ст. 16);

- об утверждении договора о присоединении и передаточного акта (п. 2 ст. 17);

- о порядке и об условиях разделения при реорганизации общества в форме разделения, о создании новых обществ, о порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, об утверждении разделительного баланса (п. 3 ст. 18);

- о порядке и об условиях выделения при реорганизации общества в форме выделения, о создании нового общества (обществ), о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и порядке такой конвертации (распределения, приобретения), об утверждении разделительного баланса (п. 2 ст. 19);

- о порядке и об условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или на паи членов производственного кооператива (п. 3 ст. 20);

- об уменьшении уставного капитала общества путем погашения акций, поступивших в собственность общества, в силу несвоевременной оплаты их учредителем и нереализованных в течение года с даты приобретения (п. 1 ст. 34);

- о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа) (п. 3 ст. 42);

- о сроке выплаты дивидендов, если он не определен уставом общества, о порядке выплаты дивидендов (п. 4 ст. 42);

- об утверждении внутренних документов общества, регламентирующих порядок принятия общим собранием акционеров решения по порядку ведения общего собрания (п. 5 ст. 49);

- об утверждении количественного состава счетной комиссии (п. 1 ст. 56);

- об установлении размеров вознаграждений и компенсаций членам совета директоров (п. 2 ст. 64);

- о передаче полномочий единоличного исполнительного органа по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) (п. 1 ст. 69);

- о досрочном прекращении полномочий управляющей организации или управляющего (п. 4 ст. 69);

- о возмещении расходов по подготовке и проведению внеочередного общего собрания акционеров инициаторам его проведения (п. 8 ст. 55);

- об одобрении сделок, на которые уставом общества распространен порядок одобрения, предусмотренный ФЗ «Об акционерных обществах» для крупных сделок (п. 1 ст. 78);

- об освобождении акционера от обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 80 ФЗ «Об акционерных обществах» (п. 3 ст. 80);

- об установлении размеров вознаграждений и компенсаций, выплачиваемых членам ревизионной комиссии (п. 1 ст. 85);

- о проведении ревизионной комиссией (ревизором) проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества как по итогам деятельности общества за год, так и во всякое другое время (п. 3 ст. 85);

- о расширении перечня документов, которые общество обязано хранить, обеспечивать к ним доступ акционеров и по их требованию предоставлять им копии за плату (ст. 89).

Таким образом, перечисление в ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах» вопросов, составляющих исключительную компетенцию общего собрания акционеров, нельзя считать исчерпывающим. Можно сделать вывод о существовании феномена скрытой исключительной компетенции общего собрания акционеров, которая реально формируется отдельными нормами закона, регулирующими конкретные вопросы. Это важно иметь в виду при разработке устава акционерного общества и определении компетенции общего собрания акционеров, поскольку игнорирование вопросов, входящих в так называемую скрытую исключительную компетенцию, не только провоцирует нарушение процедуры принятия решения по ним, но и сужает объем полномочий общего собрания акционеров Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А. Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2006. С. 385..

2.2. Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества

Совет директоров (наблюдательный совет) общества относится к коллегиальным органам управления общей компетенции.

В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 уставом общества может быть предусмотрено, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.

В структуре органов управления акционерного общества и выделяет следующие пять функций совета директоров (наблюдательного совета):

1. Определение стратегии развития общества и принятие годового финансово-хозяйственного плана. В рамках этой функции советам директоров рекомендовано утверждать по представлению исполнительных органов финансово-хозяйственный план (бюджет) - документ общества, в котором должны быть отражены планируемые на год расходы по каждому из направлений деятельности общества, а также средства общества на покрытие этих расходов. В рамках данного документа, в частности, должны найти отражение план производства, план маркетинговой деятельности, бизнес-план инвестиционных проектов, осуществляемых обществом. При этом для удобства использования и надлежащего контроля за исполнением плана рекомендуется, чтобы совет директоров утверждал единый документ, содержащий планируемые финансово-экономические показатели за год, вносил в него по мере необходимости изменения и дополнения в течение года. Это не препятствует обществу составлять отдельные документы планирования различных направлений своей деятельности (маркетинг, инвестиции), которые должны соответствовать финансово-хозяйственному плану.

2. Обеспечение эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. В процессе реализации этой функции Кодекс корпоративного поведения рекомендует в уставе общества утверждение процедур внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества отнести к компетенции совета директоров.

3. Контроль за созданием системы управления рисками. Реализация этой функции дает возможность оценить риски, с которыми сталкивается общество в процессе осуществления своей деятельности, и минимизировать негативные последствия таких рисков.

4. Реализация и защита прав акционеров, а также содействие разрешению корпоративных конфликтов. В целях осуществления этой функции Кодекс корпоративного поведения рекомендует отнести к компетенции совета директоров назначение должностного лица - корпоративного секретаря общества (далее - секретарь общества), который отвечает за соблюдение указанных процедур.

5. Обеспечение эффективной деятельности исполнительных органов общества, в том числе посредством осуществления контроля за их деятельностью. В рамках реализации этой функции Кодекс корпоративного поведения рекомендует предусмотреть в уставе возможность для совета директоров приостановить полномочия генерального директора (управляющей организации, управляющего), назначаемого общим собранием акционеров. При этом совету директоров рекомендуется приостанавливать полномочия генерального директора (управляющей организации, управляющего), в частности, если выявлены нарушения в исполнении данным лицом своих обязанностей. Таким образом, если исполнительные органы общества назначаются общим собранием акционеров, рекомендуется в уставе общества отнести к компетенции совета директоров вопрос о приостановлении полномочий генерального директора (управляющей организации, управляющего), а также о сроках и основаниях приостановления полномочий такого лица.

Учитывая, что эффективность деятельности исполнительных органов общества в значительной степени зависит от квалификации высших должностных лиц, необходимо создавать условия для привлечения к управлению обществом высококвалифицированных специалистов. Одним из таких условий является установление в уставе общества дополнительных, не предусмотренных законодательством требований к кандидатам на должности генерального директора (управляющей организации, управляющего), членов правления и руководителей основных структурных подразделений, а также к их вознаграждению. Принимая во внимание, что обеспечение эффективной деятельности общества относится к функциям совета директоров, определение таких требований к квалификации и размеру вознаграждения с позиций Кодекса корпоративного поведения целесообразно отнести к компетенции совета директоров.

Реализация всех перечисленных функций будет успешной в том случае, если компетенция совета директоров четко определена в уставе общества в соответствии с его задачами.

Законодательство оставляет возможность отнесения к компетенции совета директоров дополнительных вопросов, помимо уже предусмотренных. Эти вопросы должны быть определены таким образом, чтобы исключить неясность в разграничении компетенции совета директоров, исполнительных органов и общего собрания акционеров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.