Рефераты. Афинская рабовладельческая республика

Нововведением чисто политического характера было «требование к каждому гражданину, чтобы он во время волнений и междоусобиц примыкал к одной из борющихся партий легально и открыто. Тот, кто не исполнял этого предписания закона, подвергался атимии, то есть поражению в гражданских правах, а в исключительных случаях - пожизненному изгнанию из города и конфискации имущества». Реформы Солона были первым значительным шагом по пути демократизации афинского полиса. Введением имущественного ценза уничтожились политические привилегии эвпатридов. Теперь главную роль при замещении должностей стала играть не знатность, а имущественное положение.

Однако половинчатость реформ Солона не могла удовлетворить ни крестьянство, ни набирающие силу торгово-ремесленные круги, ни конечно, еще сохраняющую свое влияние аристократию. Как отметил Плутарх, «Солон не угодил ни той, ни другой партии, но разочаровал богатых, тем, что упразднил долговые обязательства и еще более бедных тем, что не произвел передела земли, как они надеялись, и не уравнял совершенно как Ликург, всех по образу жизни». Это дало толчок новому витку гражданских смут, в ходе которых в 560 году до н.э. к власти в Афинах пришел тиран Писистрат. Впоследствии его дважды изгоняли из города, но в 546 году он окончательно укрепился у власти и правил вплоть до своей смерти в 527 году до н.э. Писистрат не отменил законов Солона, его правлению были чужды террор и репрессии, характерные для большинства других тиранов, хотя он и изгнал ряд аристократов, конфисковав их земли и имущество. Он провел ряд мер в пользу мелких земледельцев: раздавал им льготные кредиты, учредил разъездные суды, которые разбирали споры и тяжбы прямо в деревнях, что уменьшило произвол местной знати над крестьянами. Усиленная строительная деятельность Писистрата также давала работу неимущему городскому населению. Успешной была и активная внешняя политика Писистрата, в ходе которой был захвачен контроль над Черноморскими проливами, через которые в Аттику поступал хлеб, а также завладел рядом территорий на северном побережье Эгейского моря. Писистрат не делал попыток изменить государственную структуру, стремясь, однако к тому, чтобы все государственные посты были заняты его сторонниками, родственниками и друзьями. Характерен рассказ Аристотеля, который сообщает, что Писистрат «вызванный на суд в ареопаг по обвинению в убийстве, явился туда для оправдания, но его обвинитель побоялся и оставил дело». Однако, при его наследнике Гиппии, режим стал жестоким и утратил популярность. Против тирании открыто выступили, как знать, так и широкие слои афинского общества, возглавляемые Клисфеном. Гиппий был изгнан, а последовавшие за тем попытки аристократов захватить власть при помощи спартанских войск окончились неудачей. Поднялись народные массы, спартанцы были изгнаны из Афин и власть передана Клисфену. В 509 году до н.э. Клисфен осуществил реформы государственного строя, которые привели к ликвидации остатков родового строя и одновременно значительно ограничили власть богатых. В частности, Клисфен ввел новое административное деление Аттики. Вся страна была поделена на 10 примерно равных единиц - фил. Каждая фила состояла из трех частей - триттий, причем все триттии, входившие в филу, располагались в разных частях Аттики, и, как правило, не граничили друг с другом. Триттии делились на демы - самые мелкие административные единицы. Демов было около 100, в дальнейшем это число выросло до 174.

Таким образом, афинский демос был, как бы смешан в едином государстве, освобожден от древних родовых традиций, от политического влияния знати. Дем избирал своего демарха, владел общественными землями, имел свои местные доходы и казну и издавал свои постановления. Надемах же лежала обязанность составлять списки граждан. Клисфен упразднил Совет четырехсот и на вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Выборы проводились путем жребия, причем ни один из граждан не мог состоять его членом более 2-х раз в жизни. Совет пятисот фактически играл роль «постоянного президиума» при народном собрании. Оно стало созываться чаще и стало ведущим органом управления. От ареопага народному собранию было передано ведение дел о государственной измене. Была также создана коллегия десяти стратегов, первоначально имевших лишь военные функции, но со временем ставшими высшими афинскими должностными лицами. Чтобы устранить опасность установления новой тирании и реставрации аристократических учреждений Клисфен ввел специальную меру - остракизм, согласно которому чрезмерно влиятельный политик мог быть безо всякой вины изгнан из города сроком на 10 лет. В начале каждого года перед народным собранием ставился вопрос - должно ли в данном году прибегнуть к остракизму? В случае утвердительного ответа производилось голосование, решавшее вопрос о том, кто подлежит изгнанию. Для действительности голосования необходима была подача не менее 6000 голосов. Тот, чье имя стояло на большем числе черепков, должен был не позднее 10 дней покинуть пределы Аттики, не теряя, однако, своих имущественных прав.

Как отмечает Н.А. Крашенинникова «реформа Клисфена завершила длительный процесс становления государства в Древних Афинах». В Афинах формируется демократия - государственное устройство, при котором власть в полисе принадлежит народу, то есть коллективу граждан. Клисфеновская демократия была умеренной, ее главной опорой выступал слой зажиточных граждан - зевгитов, принадлежавших к 3-му солоновскому классу, который являлсяосновой государства в экономическом и военном отношениях.

Таким образом, на протяжении 6 века до н.э. Афины сделали огромный рывок в своем политическом развитии. На смену земледельческой общине, где вся полнота власти была в руках у родоплеменной знати, пришел полис с преобладанием торгово-ремесленных элементов и доступом к государственным должностям самых широких кругов населения.

Государственный строй Афин в период расцвета демократии

В первой половине 5 века до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победы греков над персами, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя. Образованный в ходе войн с персами союз греческих государств первоначально был возглавлен Спартой. К 70-м годам 5 века до н.э., когда военные действия были перенесены на море, руководство союзом перешло к Афинам. В 478 году до н.э. был образован Делосский морской союз (симмахия), возглавляемый Афинами. В союз входило 140-160 государств, снаряжавших военные корабли и делавших взносы (форос) в союзную казну. Командование флотом было поручено Афинам.

Со временем казна союза была переведена с Делоса в Афины (454 г. до н.э.), а форос превратился в налог, собираемый с союзников и находившийся в бесконтрольном распоряжении Афин. Недовольство союзников подавлялось силой, на их территории стали создаваться афинские поселения (клерухии), превратившиеся фактически в военные гарнизоны, во многие союзные города направлялись афинские должностные лица, и афинским судам перешло рассмотрение некоторых дел граждан союзных государств а Совет пятисот стал решать дела союза. Изменение положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в социально-политических отношениях. В ожесточенной борьбе олигархической и демократической группировок верх взяли демократы под предводительством Эфиальта и Перикла. В 462 году до н.э. афинским народным собранием был принят закон против ареопага, нанесший ему смертельный удар. Из влиятельного органа государства он был превращен в простой суд по второстепенным видам уголовных и некоторых других преступлений. Вождь олигархов Кимон был подвергнут остракизму. Фактически афинские граждане низших имущественных разрядов получили доступ ко всем другим государственным должностям, исключая должность стратега. Имущественное положение кандидатов на избрание устанавливалось лишь при помощи устного вопроса, имеет ли он зевгитский ценз? При этом ни один из кандидатов, как бы он ни был беден, не давал на этот вопрос отрицательного ответа. Другим показателем демократизации афинского строя служит распространение обычая замещать по жребию целый ряд должностей, на которые раньше избирали при помощи голосования. В глазах афинян глубоко демократичным было признание за любым из граждан занимать государственные должности, пусть жребий решит, кто из них будет замещать их в данном году. Кроме того, такое замещение должностей исключало возможность подкупа избирателей. Именно при Перикле стало выплачиваться жалованье присяжных судей в размере 2 оболов за каждое заседание - суммы, приблизительно равной дневному заработку афинянина. Далее была введена выдача суточных денег членам Совета пятисот, который теперь собирался значительно чаще, чем раньше, вознаграждение архонтам и лицам, занимающим ряд других должностей, жалованье гражданам, находившимся в рядах афинского ополчения и на кораблях афинского флота. Малоимущим гражданам выплачивался теорикон - театральные деньги. Поскольку театр играл значительную роль в общественной жизни, эта мера обладала и большим политическим значением. Оплата государственных должностей обеспечила за массой афинских граждан реально пользоваться своими политическими правами. В результате, например, присяжные заседатели стали комплектоваться преимущественно из самых бедных слоев афинского населения, участие в суде становится для многих граждан источником существования.

Основными органами афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц. Народное собрание - экклесия, собиралось сорок раз в год. При особых обстоятельствах могло быть собрано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения». Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы ( номоэ ), издавало постановления по частным вопросам ( псефизмы ), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, утверждало бюджет, решало вопросы войны и мира, рассматривало просьбы граждан, решало вопросы об остракизме. В работе афинского народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Для решения самых важных вопросов, например, при остракизме требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 граждан. Решались все вопросы в собрании при помощи открытого голосования - поднятием руки. Тайные голосования были исключением, применялись в особых случаях и при остракизме. Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Выступать в народном собрании и вносить законопроекты формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали профессиональные ораторы - демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных.

В Совет пятисот - буле, входило по 50 человек от каждой из территориальных фил. Булевты избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В его компетенцию входили вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, надзор за арсеналом, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией было предварительное рассмотрение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания. Аристотель подчеркивает обязательность данной функции: « И народ ни по какому вопросу не может вынести постановления, если об этом не состоялось предварительного заключения Совета, или если этого не поставили на повестку пританы». Для ведения текущих дел Совет пятисот был разделен на 10 комиссий - пританий, состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно по жребию избирая нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. Позднее, в 4 веке до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета. По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.