Рефераты. Афинская рабовладельческая республика

Афинская рабовладельческая республика

23

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Псковский филиал

История государства и права зарубежных стран

Контрольная работа

Тема: Афинская рабовладельческая республика

Псков 2005

Содержание

Введение

Развитие афинского государства в 7-6 вв. до н.э.
Государственный строй Афин в период расцвета демократии
Сильные и слабые стороны афинской демократии
Заключение
Список источников и литературы

Введение

Античная демократия явила собой самый яркий, в античном мире, пример непосредственного управления государства народом. Сам термин демократия, означающий «власть демоса (народа)», происходит из Древней Греции. Опыт государственного устройства Афин той эпохи, несомненно должен учитываться и в наши дни.

Главным источником, рассказывающим о политической жизни Афин того времени и политической организации афинского государства является сочинение Аристотеля «Афинская полития». В ней, кроме собственно «конституции» Афин давался также систематический обзор развития афинской демократии с 7 по 4 века до н.э. Другим важным источником для нас являются труды историков Геродота, Фукидида, а также биографии Плутарха (Солона, Перикла и др.). Определенные сведения по государственному устройству Афин содержатся и в речах афинских ораторов - Демосфена, Исократа, Лептина и др. В качестве литературы по данному вопросу использовалось учебное пособие по истории государства и права зарубежных стран под редакцией Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. Значительное внимание уделено политическому устройству Афин в работе Н.А. Разумовича. Большой фактический материал по эволюции афинского государства представлен в сборнике статей «История Древней Греции», из него использовались статьи О.Н. Юлкиной «Аттика 7-6 веков до н.э.» и Д.П. Каллистова «Утверждение в Афинах строя рабовладельческой демократии. Перикл». Новыми подходами к изучаемому вопросу интересна работа И.Е. Сурикова «Древняя Греция: история и культура».

Первая часть работы посвящена изменениям в политическом устройстве и социальном составе афинского полиса в 7-6 веках до н.э. Здесь дается краткая характеристика правлению Писистрата, реформам Солона и Клисфена. Во второй части подробно рассматриваются политические институты Афин во времена правления Перикла. Здесь нужно оговориться, что основной наш источник по этому вопросу - Аристотель, описывал государственный строй Афин середины 4 века до н.э. эта характеристика применима и к 5 веку. В третьей части сделана попытка осветить причины поражения афинской демократии в войне с более отсталым в экономическом и политическом смысле противником, а также преимущества и недостатки афинской демократии, в сравнении с демократией современной. Таким образом, главной задачей работы является рассмотрение государственного устройства Афинской рабовладельческой республики в 5 веке до н.э. При этом в задачу работы не входит описание афинского права и судопроизводства или подробное освещение политической жизни Афин.

Развитие афинского государства в 7-6 вв. до н.э.

В античной литературной традиции об Аттике древнейшей поры сохранились лишь отрывочные сведения. Фукидид и Геродот подчеркивали, что жители Аттики были не пришельцами, а автохтонами. Эта область, вследствие скудости почвы была малопривлекательна для завоевателей. Однако в связи с нападением на Аттику дорийцев упоминается последний афинский царь Кодр, по преданию, пожертвовавший своей жизнью для спасения отечества. Вообще, афинские цари известны нам только по преданиям и не могут считаться реальными историческими деятелями. Однако, в представлении последующих афинских поколений, древнейшие социальные установления сохранившиеся в виде пережитков и в более поздние времена, являлись результатом деятельности царей. Так, например, мифический царь Ион разделил по преданию все население Аттики на четыре родовые филы, каждая из которых делилась на три фратрии, в свою очередь, подразделявшихся на 30 родов, в роде же было по 30 семей. Так что всего, в древней Аттике было 10800 семей.

Другим важным мероприятием, по преданию, проведенным царем Тесеем, было объединение 12 отдельных обособленных родовых общин Аттики - синойкизм. Фукидид пишет: « после того как царскую власть получил Тесей, он … упразднил советы и должностных лиц прочих городов и объединил путем синойкизма всех жителей внешнего города, учредив один совет и один пританей». В исторической действительности процесс объединения Аттики, по видимому, занял не менее двух-трех столетий и закончился в 7 веке до н. э. К этому времени в Аттике возникли предпосылки для становления классового строя и государства, а социально-имущественные противоречия достигли значительной глубины. Могущественная родовая знать - эвпатриды, сосредоточили в своих руках лучшие земли. Значительное развитие получило долговое рабство. Аристотель отмечает, что «бедные находились в порабощении не только сами, но также дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на арендных условиях обрабатывали земли богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и детей. В архаический период царская власть уступила свое место правлению девяти ежегодно избиравшихся из среды эвпатридов должностных лиц - архонтов. Между ними теперь были распределены основные функции исполнительной, военной и судебной власти, ранее сосредотачивающиеся в руках царя - басилея. Возглавлялась коллегия архонтов архонтом-эпонимом - старшим архонтом, дававшим свое имя году. За архонтом-эпонимом следовали архонт-полемарх, ведавший важными делами и начальствовавший над ополчением афинян и архонт-басилей, унаследовавший культовые обязанности царя. Остальные шесть архонтов были архонтами-фесмофетами - хранителями древних обычаев, передававшихся устной традицией от поколения к поколению. Все перечисленные должностные лица располагали самостоятельной юрисдикцией и заседали в специальных зданиях: архонт-эпоним - в пританее, архонт-басилей - в буколее, архонт-полемарх и фесмофеты - также в специальных зданиях. После года пребывания в должности архонты передавали свои полномочия вновь избранным на их место магистратам, сами же механически становились пожизненными членами ареопага (от названия холма бога Арея, где он заседал) - совета, некогда бывшего советом старейшин. Ареопаг представлял собой верховную инстанцию для большинства дел, ему принадлежал решающий голос при избрании архонтов, авторитет его был непоколебим. Таким образом, владея лучшими землями в Аттике, афинская аристократия сосредоточила в своих руках и политическую власть. Народное собрание утратило свое былое значение и не играло сколько-нибудь значимой роли в общественной жизни афинян.

По мере развития экономической жизни, в Афинах усиливалась борьба между аристократией и народом - демосом. Демос не был однороден. Наряду с беднотой, зависимыми батраками и ремесленниками в его состав входили и относительно зажиточные крестьяне, сохранившие свои земли, и владельцы ремесленных мастерских, и купцы, и судовладельцы. С другой стороны - одни из аристократических родов беднели, представители других приобщались к торговле и морскому делу, проникаясь интересами, отличными от интересов аристократов-землевладельцев. Одним из первых успехов демоса была запись, хранившихся до того времени в устной традиции древних норм - норм так называемого обычного права. Около 621года до н.э. при архонте Драконте была осуществлена первая запись афинских законодательных обычаев. Такая запись была призвана ограничить произвол судей-аристократов, толковавших устную традицию в своих узкоэгоистических интересах. Примерно в это же время в Аттике появляются навкрарии - объединения, основанные на принципе территориального деления. Каждая навкрария должна была поставлять корабль для афинского флота, а впоследствии еще двух всадников. Стоявшие во главе их навкрары, по видимому, подчинялись архонту-полемарху и командовали кораблями, снаряженными их навкрарией. Всего в Аттике насчитывалось 48 навкрарий. Это число находится, очевидно, в соответствии со старыми родовыми филами (по 12 навкрарий в каждой филе). « Таким образом, - заключает О.Н. Юлкина-, в появлении навкрарий следует видеть один из очень важных симптомов разложения родового строя и один из признаков зарождения государства ».

К началу 6 века до н.э. борьба между афинским демосом и эвпатридами достигла исключительной остроты. Значительное число крестьян попало в положение батраков, многие за долги попали в личную кабалу, некоторые были проданы за границу. Непрекращающиеся волнения в городе, образование разных группировок создавали реальную угрозу захвата власти с опорой на недовольство нищающих народных масс. В 594 году до н.э. архонтом был избран Солон и наделен особыми полномочиями айсимента для проведения реформ. Это был аристократ по рождению, но разорившийся, затем занявшийся торговлей. Он значительно расширил свой кругозор в путешествиях по дальним странам. Реформы он начал с облегчения экономического положения масс. Им была проведена сисахфия («стряхивание бремени») - отмена долговых обязательств (по видимому, только сделанных под залог земли), которые тяготели над крестьянством. Институт долговой кабалы был уничтожен навсегда, а уже проданные в рабство за долги были на общественный счет выкуплены и возвращены в Афины.

Кроме того, Солоном был проведен ряд экономических мер, чтобы активизировать хозяйственную жизнь Афин: запретил вывоз из Аттики хлеба, разрешил экспорт оливкового масла, способствовал притоку ремесленников и торговцев из других городов, ввел более удобную систему мер и весов. Наиболее важной политической реформой Солона бала тимократическая, по которой все свободное афинское население, исключая неграждан-метеков, в зависимости от величины получаемого дохода было разделано на 4 разряда:

пентакосиомедимнов, получавших со своих земель 500мер, в совокупности, твердых (зерно) и жидких (вино, масло) продуктов;

всадников, получавших 300 мер;

зевгитов - 200 мер и 4) фетов - обладавших доходом менее 200 медимнов.

Граждане, принадлежавшие к первым двум классам, могли избирать и быть избранными в любой из органов афинского государства. Граждане 3 класса не могли избираться в архонты. Граждане 4 класса - феты, имели право только избирать. Ареопаг после реформ сохранил за собой лишь функции главного судилища по уголовным делам и общий контроль над всеми другими афинскими органами. Функции управления государством перешли от ареопага частью к экклесии - народному собранию, частью к учрежденному Солоном Совету четырехсот - буле. В него избирались по 100 человек от каждой их 4 фил. Кроме того, был введен народный суд - гелиэя, где могли принимать участие в качестве присяжных и неимущие граждане - феты. В его компетенцию входило принятие отчетов от должностных лиц, а также разбирательство (по апелляции) судебных решений должностных лиц, касающихся как физических насилий и нанесения материального ущерба, так и различных обязательств. Навкрарии становятся при Солоне главными финансовыми органами. Они принимают различные взносы и производят все текущие расходы.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.