Рефераты. Административные взыскания и их виды

Применение предупреждения, равно как и другого администра-тивного взыскания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, подвергнутое этому взысканию, считается в "тече-ние одного года со дня его исполнения наказанным в административном порядке (ст. 39). Если в тече-ние года такое лицо совершит новое адми-нистративное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное взыскание.

Предупреждение как административное взыскание следует отли-чать от устного замечания. Последнее в соответствии со ст. 22 Кодекса применяется в случаях освобождения от административной ответствен-ности лица, совершив-шего малозначительное административное право-нарушение. Устное замечание не является административным взыска-нием и не влечет связанных с ним отри-цательных правовых последст-вий. Такого рода замечания широко используются и повседневной дея-тельности надзорных органов (Госпожнадзор, ГАИ и др.) в качестве профилактической меры воздействия.

Действующее законодательство предусматривает письменную форму вы-несения административного взыскания в виде предупрежде-ния. О наложении данного взыскания органом (должностным лицом), рассматривающим дело об административном правонарушении, выно-сится постановление по делу. В пре-дусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом. Речь идет об оформлении применения этого вида административного взыскания на месте совершения правонарушения путем компостерной просечки "талона" к удостоверению на право управления мало-мерным судном. В соответствии со ст. 237 Кодекса наложение административ-ного взыскания в виде предупреждения может быть оформлено таким способом без составления протокола. Предупреждение в форме про-сечки "талона" может применяться только за те нарушения правил пла-вания по внутренним водным путям России, перечень которых указыва-ется в названном талоне. Так, преду-преждение с отметкой в талоне к удостоверению на право управления ма-ломерным судном может быть применено за нарушение правил загрузки, норм пассажировместимости и другие правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 1112.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения про-изводится, когда правонарушение еще не окончено, с целью пре-сечения противоправного поведения, и в установленных законода-тельством слу-чаях является обязательным первым принудительным средством. Во из-бежание путаницы было бы целесообразно рас-сматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскания, которое налагается за оп-ределенный проступок компетентным госу-дарственным органом путем вынесения специального постановления Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М, 2000. С. 499..

2.2. Штраф

Штраф - мера имущественного характера. В настоящее вре-мя санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов опреде-ления размеров штрафов.

1) в определенной сумме (до пятисот рублей и т. д.);

2) кратно месячному доходу (до трехмесячного дохода, напри-мер). В ряде стран такую санкцию называют «штраф-день»;

3) кратно к размеру причиненного проступком вреда (например, до пятикратной стоимости похищенного, в размере суммы неуплаченных платежей);

4) пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Этот вариант определения штрафов законодатель ис-пользует чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из размера ми-нимальной месячной оплаты труда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, - на день его обнаружения (ст. 243 ТК РФ). Максимальный размер штрафа, которому может быть под-вергнут индивидуальный субъект, - 100 минимальных окладов. Самый боль-шой штраф, предусмотренный в отношении организаций, - 25 ты-сяч минимальных окладов Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конку-ренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СЗ РФ.1995. № 22. Ст. 1977..

Следует также учесть, что Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г. Ведомости РФ. 1992. № 34. Ст. 1970. установлен до принятия нового кодекса порядок перерас-чета размеров штрафов, закрепленных в статьях КоАП РСФСР в твер-дой сумме. В законе назван такой «масштаб» рас-чета налагаемых на ос-нове КоАП штрафов:

...если верхний предел штрафа не превышает:

- десяти рублей, считать его равным одной десятой минимального ме-сячного размера оплаты труда, установленного законодательством Рос-сийской Федерации на момент совершения правонарушения;

- тридцати рублей, считать его равным одной третьей минимального размера оплаты труда...

- пятидесяти рублей, считать его равным одной второй минимального размера оплаты труда...

- ста рублей, считать его равным одному минимальному размеру оп-ла-ты труда...

- двухсот рублей, считать его равным двум минимальным размерам оплаты труда...

- трехсот рублей, считать его равным трем минимальным размерам оплаты труда...

- пятисот рублей, считать его равным пяти минимальным размерам оплаты труда...

- тысячи рублей, считать его равным семи минимальным размерам оплаты труда...

- трех тысяч рублей, считать его равным десяти минимальным разме-рам оплаты труда.

2.3. Возмездное изъятие

Возмездное изъятие применяется только в отношении пред-метов, явившихся орудием совершения или непосредственным объек-том адми-нистративного правонарушения. Оно состоит в принуди-тельном изъя-тии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собст-веннику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Фак-тически речь идет о принудительной реализации имущества, находив-шегося в личной собственности нарушителя.

Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санк-ции за административные правонарушения. В КоАП РСФСР она названа в ст. 106, 173, 175 и во всех случаях в альтернативных санк-циях. А по-скольку порядок реализации этой санкции сложнее, чем конфискации, на практике она используется крайне редко. Представ-ляются обосно-ванными предложения о том, что нужно исключить из законодательства такую санкцию.

Возмездное изъятие как вид административного взыскания рас-пространя-ется только на предметы, которые явились орудием соверше-ния или непосред-ственным объектом административного правонаруше-ния. Данное взыскание является мерой административной ответствен-ности имущественного характера и может применяться лишь в отноше-нии собственника предметов, использовав-шихся в качестве орудия со-вершения или явившихся непосредственным объек-том правонарушения. Изъятие предметов, не принадлежащих Правонарушителю (например, предметы незаконной охоты), не является административным взы-ска-нием.

По содержанию возмездное изъятие предмета состоит из трех взаимосвя-занных действий. Во-первых, принудительное изъятие пред-мета у правонаруши-теля, во-вторых, реализация этого предмета, в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за выче-том расходов по реализации изъятого предмета. По признаку возмезд-ности это изъятие отличается от другого админи-стративного взыскания - конфискации предмета, явившегося орудием соверше-ния или непо-средственным объектом административного правонарушения. При кон-фискации изъятые предметы безвозмездно обращаются в собственность го-сударства.

Возмездное изъятие предмета может применяться как в качестве основно-го, так и дополнительного административного взыскания. В виде основного взыскания оно предусмотрено только ч. 1 ст. 173 Ко-декса за нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов в соответствии с санкцией данной нормы преду-смотрено альтернативно с предупреждением и штрафом. В качестве до-полнительного взыскания возмездное изъятие установлено Кодексом за два вида административных правонарушений: нарушение правил пере-возки опасных веществ или предметов на воздушном транспорте (ст. 106) и уклоне-ние от реализации огнестрельного гладкоствольного охот-ничьего оружия и бое-вых припасов (ст. 175). Причем, если за первое на-рушение законодатель преду-сматривает возможность наложения допол-нительного взыскания в виде возмезд-ного изъятия предмета, то за вто-рое нарушение данное взыскание обязательно дополняет основное взы-скание - штраф.

2.4. Конфискация

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или не-посредственным объектом административного правонарушения, со-стоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфиска-ция всегда является специальной: она производится только в отноше-нии вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо на-званных в законе (ружей и других орудий охоты и т. д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может приме-няться конфискация огнестрельного оружия и боеприпа-сов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 29 КоАП РСФСР подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, ТК РФ). Дело в том, что конфискация - мера взыскания, а ей лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предус-мотрено санк-циями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадле-жащую нару-шителю, - значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. Очевидно, что это незаконно, но, к сожалению, в практике подобные случаи имеют место. При конфиска-ции предмет из частной собственности переходит в государственную.

В постановлении Конституционного Суда Российской Феде-рации от 11 марта 1998 г., принятом на основании жалоб гр. М. Гаглоевой и А. Пестрякова СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1458., сказано:

1. Признать не соответствующей Конституции Российской Федера-ции, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), статью 266 Таможенного кодекса Российской Федерации по-стольку, поскольку она пре-дусматривает в качестве меры админист-ративной ответственности конфис-кацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несо-размерной деянию, указанному в данной статье.

2. Признать не соответствующими Конституции Российской Федера-ции, ее статьям 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), часть вторую статьи 85 и статью 222 Кодекса РСФСР об административных пра-вонарушениях в той мере, в какой они в их взаимосвязи допускают применение конфискации без судебного решения. Предусмотренная частью второй статьи 85 Кодекса РСФСР об административных пра-вонарушениях конфискация во всяком случае может применяться только в судебном порядке...

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.