Рефераты. Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере

Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере

36

Кафедра управления, административного права и административной деятельности ОВД

Дисциплина: Административное право

Реферат

«Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере»

Введение

Культурно-воспитательная функция относится к числу важнейших внутренних функций государства. Ее реализация включает создание и под-держание благоприятных условий и возможностей для получения каждым гражданином образования, соответствующего принятым в государствен-ном стандарте. Важность данной функции обусловливается тем, что в на-стоящее время без образования немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности. От уровня образованности населения и качества образова-ния непосредственно зависит поступательное развитие общества и госу-дарства. Именно поэтому в РФ область образования провозглашена при-оритетной.

Нормативно-правовой основой в данной сфере управления являются Конституция РФ, Федеральные законы РФ «Об образовании», «О выс-шем и послевузовском профессиональном образовании»; «О науке и госу-дарственной научно-технической политике», Указы Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», по-становления Правительства РФ «Вопросы Министерства образования и науки РФ», «Вопросы Федерального агентства по образованию» а также другие постановления Правительства, регулирующие статус федеральных органов исполнительной власти.

1. Понятие, содержание и административно-правовые основы

управления образованием и наукой.

Культурно-воспитательная функция относится к числу важнейших внутренних функций государства. Ее реализация включает создание и под-держание благоприятных условий и возможностей для получения каждым гражданином образования, соответствующего принятым в государствен-ном стандарте. Важность данной функции обусловливается тем, что в на-стоящее время без образования немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности. От уровня образованности населения и качества образова-ния непосредственно зависит поступательное развитие общества и госу-дарства. Именно поэтому в РФ область образования провозглашена при-оритетной.

Нормативно-правовой основой в данной сфере управления являются Конституция РФ, Федеральные законы РФ «Об образовании», «О выс-шем и послевузовском профессиональном образовании»; «О науке и госу-дарственной научно-технической политике», Указы Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», по-становления Правительства РФ «Вопросы Министерства образования и науки РФ», «Вопросы Федерального агентства по образованию», а также другие постановления Правительства, регулирующие статус федеральных органов исполнительной власти.

Образование представляет собой целенаправленный процесс воспи-тания и обучения в интересах человека, общества, государства. Под полу-чением образования понимается достижение и подтверждение обучаю-щимся определенного образовательного уровня, который удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.

Наука как элемент общественного сознания и специфический вид творческой общественной деятельности, познавая многообразие окру-жающей действительности, генерирует не только новые концепции, идеи, но и формирует теоретико-методологическую основу преобразования со-циальной практики. Общемировая тенденция возрастания роли науки в со-циальном развитии выражается в повышении интеллектуального уровня и культуры материального производства. Государственное управление нау-кой необходимо потому, что производительные силы общества достигли таких масштабов, что нерегулируемое их развитие может вызвать необра-тимые изменения в нормальной жизнедеятельности людей на региональ-ном и более того -- на планетарном уровне.

Государственная политика в области образования и науки основы-вается на следующих основных принципах:

* гуманистический характер образования;

* приоритет общечеловеческих ценностей;

* воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к Родине и семье;

* единство федерального культурного и образовательного пространства;

* общедоступность и светский характер образования в государствен-ных и муниципальных образовательных учреждениях;

* свобода и плюрализм в образовании; автономность образовательных учреждений.

Организационной основой этой политики является Федеральная про-грамма развития образования, утверждаемая федеральным законом.

Реализация государственной политики в области образования обеспечивается системой образования, основными элементами которой являются:

а) преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;

б) образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, типов и видов;

в) органы управления образованием, подведомственные им учрежде-ния и организации.

Управление образованием представляет собой исполнительную и распорядительную деятельность компетентных органов, направленную на непосредственное осуществление государственной политики в области об-разования.

Современное управление наукой осуществляется комплексно, т. е. с точки зрения проведения единой государственной политики, направлен-ной на научное обеспечение развития всей инфраструктуры общества.

Основными целями государственной политики в области науки являются:

* развитие, рациональное размещение и эффективное использование научного потенциала;

* увеличение вклада науки и техники в реализацию важнейших соци-ально-экономических задач;

* укрепление обороноспособности и безопасности личности, общества и государства;

* упрочнение взаимосвязи науки и образования.

Единую государственную научную и образовательную политику реализуют федеральные органы исполнительной власти общей, надотраслевой и отраслевой компетенции.

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре фе-деральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находя-щихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собствен-ности, патентам и товарным знакам; Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; Федерального агентства по науке и инноваци-ям; Федерального агентства по образованию.

Правовое положение Министерства образований и науки РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утвержде-нии Положения о Министерстве образования и науки РФ» Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной полити-ки и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федераль-ных центров науки и высоких технологий, государственных научных цен-тров и наукоградов, интеллектуальной собственностью, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образова-тельных учреждений.

Министерство образования и науки РФ осуществляет следующие полномочия:

1) проявляет законодательную инициативу по вопросам, относящим-ся к установленной сфере ведения Министерства и подконтрольных ему федеральных служб и агентств;

2) самостоятельно регулирует порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также рабочих и специалистов в феде-ральных образовательных учреждениях.

Министерство образования и науки РФ выполняет следующие функции:

Утверждает Перечень профессий (специальностей); положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования, положения об аспи-рантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных органи-зациях, федеральные компоненты государственных образовательных стан-дартов, федеральные требования к содержанию образования, общеобразо-вательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам и другие нормативные правовые акты по другим вопросам в уста-новленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Мини-стерству федеральных служб и федеральных агентств.

Проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание ус-луг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд.

Обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере дея-тельности.

Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и пол-ное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный срок.

Обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств.

Организует профессиональную подготовку, переподготовку, по-вышение квалификации и стажировку работников Министерства.

Взаимодействует с органами государственной власти иностран-ных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

Осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных докумен-тов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.