Рефераты. Административная процедура регистрации религиозных организаций

Протестантские церкви. Численность протестантских общин увеличивается с каждым годом. Особенно значительное количество их зарегистрировано в Полесье (южные районы Брестской, Гомельской и частично Минской областей). Зона устойчивого влияния протестантизма расширяется с запада на восток . Сейчас в Республике Беларусь зарегистрировано 838 протестантских общин, из которых 50% составляют христиане веры евангельской (ХВЕ) или “пятидесятники”, около 40% -- евангельские христиане - баптисты (ЕХБ). Наибольшая концентрация их общин приходится на Брестскую и Минскую области. Конфессиональное течение ХВЕ образовалось в Беларуси с 1988 года, после выхода Союза ЕХБ. Благодаря этому обстоятельству, ХВЕ, которые ранее регистрировались только в составе ЕХБ, в настоящее время имеют собственную организационную структуру, а по количеству роста последователей и общин вышли на первое место среди всех протестантских организаций нашей республики . Союз ЕХБ в Беларуси возглавляет А. Фирисюк. Существуют также автономные общины ЕХБ. Союз ХВЕ в Беларуси возглавляет С. Хомич. Функционируют также автономные общины ХВЕ (пятидесятников) и общины пятидесятников, ориентированные на течение “евангельских христиан в духе апостолов”. Зарегистрированы в настоящее время в Республике Беларусь и такие ответвления протестантизма, как Белорусская конференция Адвентистов седьмого дня (45 общин, президент И. Островский), Христиане Полного Евангелия (50 общин, председатель А. Сакович). В настоящее время легализована деятельность ранее запрещенного конфессионального объединения иеговистов. Остальные протестантские течения, представленные в настоящее время в Беларуси, сравнительно малочисленны. Это - религиозное объединение Новоапостольской церкви, общины Церкви Христовой, Мессианского служения, Церкви Иисуса Христа Святых Последних дней (мормоны). Большинство этих протестантских общин находится в Минске и крупных городах. . Направления протестантизма лютеранство и кальвинизм были известны в Беларуси с 16 в. В настоящее время зарегистрированы две лютеранские общины в Гродно и по одной в Минске и Витебске. Большинство верующих составляют этнические немцы. С 16 в. эта вера распространялась из соседней Пруссии и Ливонии вместе с немецкими купцами, ремесленниками, учеными-богословами, военнослужащими. Во времена Реформации и позже учение Лютера не получило широкого распространения (в отличие от кальвинизма) и сохранилось в основном среди немецкого (частично латышского, литовского и польского) населения Беларуси.
Достаточно активно в настоящее время в Беларуси распространяются различные современные протестантские христианские учения. Модернистская направленность в отношении догматики, культа, обрядности способствует довольно широкому восприятию идей протестантизма как идеологии современности, позволяющей адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. За последнее десятилетие количество протестантских течений в Беларуси увеличилось в 5 раз - с 3 до 15, число общин - в 3 раза. Там, где традиционные религии в силу определенных политических и исторических причин ослабили свое влияние, возникает широкое поле для миссионерской деятельности протестантских проповедников. За последние десятилетия поле миссионерской деятельности протестантов стало смещаться в восточные области Беларуси, наиболее пострадавшие от "всеобщего атеизма" в советское время.
В 1999 г. в Беларуси зарегистрировано 838 протестантских общин, из которых 50% составляют христиане веры евангельской (ХВЕ), или "пятидесятники", около 40% - евангельские христиане-баптисты (ЕХБ).
Униатство. К христианским конфессиональным направлениям в Беларуси относится также униатство (синонимы - "греко-латинская", "греко-католическая", "православно-католическая", "белорусская" вера). В 1596 г. в Бресте на церковном соборе была официально провозглашена уния (союз) католической и православной церкви. Согласно унии православная и католическая конфессии должны были объединиться под главенством римского папы. Униаты не отходили от основных догматов, традиций и обрядности православной церкви, однако признавали верховенство римского папы и некоторые католические символы веры, пытались придать ей специфический национально-культурный характер. Деятельность униатской церкви в Беларуси и восточных областях Литвы и Украины была запрещена царскими властями в 1839 г. на церковном соборе в г. Полоцке, однако долгое время униатство сохранялось среди украинского населения западных областей Украины и смежных районов Польши, Словакии, Румынии, Венгрии. Для новых потестантских напрвлений характерно представительство несколькими религиозныим организациями .
В Беларуси униатство возродилось в конце 1980-х гг. Небольшие группы униатов стали объединяться и регистрироваться общинами с 1989 г. В отличие от многих других конфессий Беларуси униатская церковь не имеет широкой поддержки из-за рубежа или значительной части населения республики. В 1999 г. зарегистрировано 13 униатских общин (9 - в 1994 г.).
Иудаизм. Последователи иудейской веры были известны в Беларуси еще в 9-13 вв. Наиболее активный наплыв иудейского населения в Беларусь пришелся на 2-ю половину 17 - 1-ю половину 18 в. Евреи расселялись согласно профессиональной специализации в крупных и средних городах, поселках городского типа (местечках). Активное возрождение местной иудейской конфессии в 1990-е гг. несколько тормозится процессом постоянной эмиграции (соответственно и сокращением численности еврейского населения в Беларуси), а также внутренним религиозным расколом. С 1997 г. в Беларуси действуют 13 общин ортодоксального и 8 общин прогрессивного иудаизма. Руководство последних пополняется в основном молодежью и интеллигенцией, которые, обладая высоким уровнем еврейского национального самосознания, не склонны к конфессиональной изоляции, социально мобильны и активны.
Ислам. Ислам в Беларуси распространился в 14-16 вв. Этому содействовали великие князья литовские, которые приглашали татар-мусульман из Крыма и Золотой Орды для охраны границ государства. Уже с 14 в. татарам предлагались оседлый образ жизни, государственные чины, служебные посты. К концу 16 в. в Беларуси и Литве осело более 100 тыс. человек татарского населения, включая принятых на службу, добровольно переселившихся, военнопленных и пр.
Вероисповедание местных татар относится к суннитскому толку ислама.
Большинство белорусских татар (и особенно молодежь) не очень хорошо знают каноны традиционной веры, конфессионально нейтральны и склонны к религиозной толерантности. Культурно-религиозная элита татар с симпатией относится к идее белорусского национального возрождения и принимает в этом процессе непосредственное участие.
Новые религиозные направления. На волне религиозного возрождения в Беларуси распространились новые конфессиональные течения. Зарегистрированы общины Международного общества Сознания Кришны, бахаи. Между прочим, супердемократичные европейские государства на заседании Совета Европы в декабре 1999 года приняли однозначное решение: рекомендовать каждому правительству самостоятельно решать вопрос о запрете на деятельность неокультов. Этим правом уже воспользовались Франция, Нидерланды и другие страны. А мы все раздумываем и боимся показаться ортодоксальными. . Судя по росту общин, по количеству верующих в последние годы, преимущество в этом процессе остается за православной церковью. Нетрадиционные религиозные течения (секты) -неканонические, вневероисповедальные религиозные общины, развивающиеся вне официальных, институциональных религиозных рамок в данном регионе и, как прав.ило, привнесенные извне.

Таким образом , в условиях растущей религиозности , перед органами государственного управления встала новая задача - оградитиь духовную сферу жизни белорусскргр общества от влияния диструктивных рклигиозных организаций , которые ведут пропоганду насилия ( сатанисты ) , обманным путем завладевают гражданами и их имуществом (Семья Любви , Ахмадиа ).Механизм вовлечения и удержания человека в секте, в общем-то, одинаков для всех из них. Во время первых встреч вы не узнаете ни их истинных намерений, ни отношения к традиционным религиям. Новичка окружают заботой и вниманием так, чтобы он ощутил искреннюю заинтересованность в решении волнующих его проблем и сомнений. Агрессивность воздействия нарастает постепенно: практикуется подавление воли с помощью гипноза, психотропных и наркотических средств, кодирования, используются различные восточные, медитационные, трансовые технологии ) , Также диструкти вные организации нарушают систематически законодательство Республики Беларусь , Только за прошлый год в Минске на руководителей ряда неокультовых организаций составлено около 40 протоколов о различных правонарушениях. В течение двух последних лет запрещена деятельность четырех псевдорелигиозных сект -- "Белого братства", "Аум Синрике„", "Семьи любви", "Ахмадиа"."Дети Бога", "Церковь объединения", "Единая вера", "Общество единства духовных культур "Возрождение" и другие красивые названия скрывают в себе оккультно-мистические теории и деструктивное влияние на сознание человека .

Церковь Саентологии в Беларуси входит в официальный список десяти деструктивных и тоталитарных религиозных направлений и соседствует там с сатанизмом, "Белым братством" и "Аум Сенрике". Данный документ с перечислением тоталитарных сект носит скорее консультативный характер, чем законодательный. Иными словами, чтобы окончательно объявить данное религиозное течение вне закона на территории республики, необходимо соответствующее заключение экспертного совета при Госкомитете по делам религий и национальностей при Совете Министров , что и было сделано в соответсвии с процессу3альным законодатеством . В Беларуси саентологи уже года полтора пытаются легализовать свою деятельность и зарегистрироваться как религиозная организация. А для этого необходимо по крайней мере пройти регистрацию нескольким общинам, по ходатайству которых впоследствии и возможна регистрация новой конфессии. Саянтологи являются сектой . Секта - это один из типов религиозного объединения, возникающего как оппозиция по отношению к тем или иным религиозным направлениям . многие нетрадиционные секты не имеют института церкви. Им свойственны такие формы организации, как центры, миссии, колонии, коммуны, "семьи", ашрамы (обитель). При отправлении религиозных обрядов, у них отсутствует традиционное церковное богослужение, проводимое священнослужителями. В культовой практике принимают участие все верующие. От них требуется усердное усвоение своего вероучения, но особый акцент делается на практической деятельности (миссионерская работа, пополнение бюджета религиозной организации, "совершенствование" личности и образа жизни в соответствии с предлагаемыми канонами) .Сектантство - это всегда своеобразный протест, оппозиция устоявшейся мировой религии или церкви. За протест против господствующей религии сектантство на разных исторических этапах своего развития преследовалось и государством, и церковью. Ожесточенная борьба шла и между различными сектами. Все это повлияло на организационные особенности сектантства и психологию его приверженцев. Поэтому, характеризуя сектантство, можно отметить некоторые его характерные черты :

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.