Рефераты. Особенности корпоративных финансов

Особенности корпоративных финансов

2

Содержание

Введение 3

1. Цели создания корпорации 5

2. Особенности корпоративных финансов 9

3. Особенности управления корпоративными финансами 13

Заключение 18

Литература 19

Введение

Корпорация редко существует в форме унитарной акционерной компании, в основном в ви-де сложной системы предприятий, связанных в структуру, в которой каждое осуществляет свои функции и имеет свое предназначение.

Укажем на различие терминов «предназначе-ние» и «миссия». Предназначение - это цель или система целей, которых стремятся достичь лица, юридические или физические, инициировавшие процесс создания данной компании; как правило, эти лица не входят в систему компании, а стоят «над» ней. Миссия - это цель или система целей существования компании, осознанная и сформу-лированная топ-менеджментом, то есть должно-стными лицами, входящими в систему, данного предприятия и видящими ее «изнутри».

Финансы корпорации характеризуются значительными сроками запаз-дывания отчетности, представляемой подразде-лениями. И механический перенос концепции сис-темы управления с обратной связью из техничес-ких приложений на социальную систему, к тому же силовыми методами, не принесет ничего, кроме вреда. Внедрение ЕКР, сокращающего сроки представления отчетности, занимает несколько месяцев, в течение которых корпорация рискует разрушить действующее управление бизнесом, и к тому же оно не способно в принципе устранить временной лаг между принятием управленческого решения и получением результатов.

В настоящее время появились многопрофиль-ные корпорации, холдинги, и среди них особый, чисто российский вид - малые многопрофильные корпорации (ММК). Их отличительной чертой яв-ляется соединение признаков многопрофильных компаний и малых предприятий. Организацион-но-правовая структура этих организаций может быть различна: «холдинг», «объединение» «груп-па компаний NN», «корпорация АА».

Финансы таких корпораций (как «матерей», так и «дочек») призваны давать ответы на следующие вопросы. Эффективно ли вложены средства в конкретную компанию? Не пора ли изъять сред-ства из этого бизнеса и вложить их в другой? Сто-ит ли вкладывать средства в данный проект? Фи-нансы должны способствовать тому, чтобы дея-тельность всех корпораций или отвечала целям экономической эффективности, или выполняла поставленные задачи.

1. Цели создания корпорации

Существуют устоявшиеся по-нятия: «корпоративный менеджмент», «корпора-тивная стратегия», «корпоративное развитие», «корпоративные финансы». Определение поня-тия «корпорация», а также значение, которое привносит в определяемое слово этот термин, употребленный как прилагательное, составляют предмет профессионального интереса, так как приведенные выше словосочетания имеют осо-бые признаки по сравнению с просто «финанса-ми», просто «стратегией» и «развитием».

Но сторонники четкости требуют определения. Вот одно их них: «Корпорация - это искусствен-ное образование, невидимое, неосязаемое и су-ществующее только с точки зрения закона». То есть нечто виртуальное, существующее только на бумаге или диске. Между тем оно дано серьезной организацией - Верховным судом США - и явля-ется судебным прецедентом. Корпорация счита-ется искусственным образованием, исключи-тельно юридическим лицом, созданным в соот-ветствии с законом штата или федеральным за-коном США и представляющим собой объединение многих индивидуумов, которое может состо-ять и из одного физического лица или его пра-вопреемников.

Американский юрист Р. Кларк, специалист в области корпоративного права, считал, что создание таких «фиктивных», искусственных образований, признаваемых пра-вом, но лишь с некоторыми атрибутами натураль-ных лиц, является значительным вкладом юрис-тов в предпринимательство.

В переводе на язык российской юриспруден-ции это английское слово обозначает_акционерное общество.

Российский Закон «Об акционерных обществах» считается достаточно прогрессивным, его разработчики заимствовали все положительное из опыта аме-риканских коллег и учли их ошибки.

На содержательном уровне эта общественно-правовая форма является воплощением инкор-порирования, то есть любые лица могут «вли-вать», вносить, инвестировать свой капитал в это образование, желая либо просто его приумно-жить, либо активно участвовать в жизни данного сообщества. Контрактная теория фирмы, пред-ложенная нобелевским лауреатом Р. Коузом, ос-нована на предположении, что последняя форми-руется участниками корпоративных отношений на добровольной основе, то есть система связей между ними такова, что выгоднее делать бизнес объединившись, чем порознь. Хотя так называе-мые транзакционные издержки на контрактные отношения в корпорации возрастают, в целом они ниже, чем без образования данного юриди-ческого лица. Эта форма предпринимательства базируется на контрактах, заключенных между ее участниками, положениях действующих статутов, обусловленных природой рынка, ограничениях и на соблюдении участниками существующих пра-вил поведения. Корпорация служит правовым инструментом, организующим весь комплекс указанных отношений.

Американский опыт (наиболее характерный для понимания природы корпорации) показыва-ет, что эту форму использует в основном крупный бизнес.

Другое существенное свойство корпорации - ограниченная ответственность - привлекает как обладателей крупного капитала, так и мелких ин-весторов, поставляющих в своей массе значи-тельные средства для финансирования бизнеса; те и другие рискуют лишь своим вкладом. В этом заключается отличие данной формы предприни-мательства от товариществ (партнерств) и еди-ноличной собственности, где может быть полная имущественная ответственность. Однако корпо-рации в США несут более высокую налоговую нагрузку, чем товарищества и единоличные фор-мы, и их гораздо труднее зарегистрировать. Ус-тановлено, что корпорация - это форма крупного бизнеса, хотя юридически ее может создать даже один человек.

Третье свойство корпорации, не являясь все-общим, проявляется в крупных компаниях (акции которых обращаются на биржах, околобиржевых площадках или иных рынках капитала) с неизбеж-ностью экономического закона. Это - разделе-ние собственности и управления.

Многопрофильность, наряду с крупным фор-матом и сложной структурой, также является от-личительной особенностью корпорации по срав-нению с предприятием (компанией).1 В. Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества, разработал ти-пологию корпораций, действующих в современ-ных условиях.2

Классическая корпоративная структура ха-рактеризуется четким разграничением собствен-ности и управления, противопоставлением вла-дельцев компании наемным работникам. В про-цессе развития совершенствовались формы ее организации. Это предприятие индустриального типа, со значительными основными фондами, большой численностью персонала, действующее в сфере производства материальной продукции (Shevron, British Petroleum).

Этатистская структура: главный собствен-ник и организатор государство. Цель такой кор-порации - не достижение максимальной эффек-тивности производства, а реализация поставлен-ных задач. Она существовала при тоталитарных режимах или создавалась для решения задач в масштабе национальной экономики.

Креативная структура: ее деятельность нап-равлена на реализацию внутренних устремлений и идеалов создателей и может быть экономичес-ки нецелесообразна; создается одной или нес-колькими творческими личностями и действует в сфере производства интеллектуальноемкой про-дукции или услуг, связанных с информационными технологиями (Microsoft, Dell).

В общем виде целью создания и существова-ния корпораций является благосостояние их вла-дельцев

__________________________________________________________________

1. Храброва И.Ю. Корпоративное управление: Вопросы интеграции. - М.: АЛЬПИНА. 2000.

2. Иноземцев В. Цели и структура корпорации как основы ее конкурентоспособности // Проблемы теории и практики управления. - 2001.- № 5.

Это благосостояние можно сравнить с таким главным в экономической теории и трудно формализуемым показателем эффективности национальной экономики, как ЧЭБ (чистое эконо-мическое благосостояние).

Стоимость корпора-ции (сводящаяся к рыночной стоимости акции) -одно из формализации благосостояния владель-цев, но этот показатель вбирает в себя только факты предыстории компании. В современной динамичной среде эффект последействия (влия-ние прошлых событий на будущие) снижается, а главным становятся прогнозы и интуиция компе-тентных специалистов. Поэтому возрастает попу-лярность такой концепции стратегического уп-равления, как Balanced Scorecard - BSC (Сбалансирован-ная система показателей - ССП), которая совмещает финансовые показатели (как отражение достигнутого) и нефинансовые, спо-собствующие, по мнению менеджмента компании, достижению целей в будущем.1

Стоимость корпорации является самым важным ее показателем по причине деперсонализации вла-дельца и отделения собственников от управ-ления. Как считает компания McKinsey & Company, составляющими процесса извлечения стоимости являются финансовые, стратегические и органи-зационные аспекты2. Утверждается, что важней-шими для «стоимост-ного мышления» являются шесть компонентов: формирование целевых установок и индикаторов, управление бизнес-портфелем, разработка органи-зационной структуры, определение факторов создания стоимости, уп-равле-ние эффективностью функционирования бизнеса и управление работой персонала. До-бившись порядка в этих областях, компании смо-гут успешно организовать процесс управления, нацеленного на создание стоимости.

_____________________________________________________________ Каплан Роберт С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Каплан Роберт С. , Нортон Дейвид П. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.