Рефераты. Налоговая реформа в России 1992 года, ее необходимость и значение

Резкий рост поступлений НДС и налога па прибыль в октябре объ-ясняется как значительным увеличением номинального объема ВВП в связи с инфляционными процессами, так и особенностями техники на-логообложения. В частности, в октябре поступили средства, начислен-ные по НДС в связи с разрешением включать в кредит по НДС лишь налог по списанным на издержки производства материальным ресур-сам, а также в связи с учетом в налогооблагаемом обороте всех средств, полученных от поставщиков (до соответствующего изменения порядка исчисления налога распространенным методом уклонения от него было занижение цен и перечисление поставщику средств в целевые фонды). По оценке Государственной налоговой службы, первая мера дала бюд-жету около 100 млрд. руб. Учет в налогооблагаемой базе средств, полу-ченных от поставщиков формально в виде финансовой помощи, а не как оплата продукции, увеличил поступления налога на прибыль на 40-50 млрд. руб. Доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по фактическим результатам по сравнению с авансовыми пла-тежами составили, по данным Госналогслужбы, около 200 млрд. руб.

Серьезное воздействие на рост налоговых поступлений в октябре оказало окончание процесса зачета задолженности предприятий, при котором средства с 725-го счета направлялись на погашение задолжен-ности предприятий перед бюджетом. Погашение задолженности по НДС, согласно данным ЦБ России, составило около 220 млрд. руб.

С октября был ужесточен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на добавленную стоимость. Плательщики с оборотом более 100 тыс. руб. в месяц должны уплачивать НДС ежедекадно по факти-ческим объемам реализации. При этом окончательные размеры налога с учетом кредита по НДС, уплаченного за использованные материаль-ные ресурсы, определяются по результатам месяца в целом.

Подоходный налог с физических лиц составил в 1992 г. около 8% поступлений в бюджетную систему России, и его сбор отличается высокой стабильностью. Эластичность поступлений этого налога по ВВП близка к единице, что объясняется одинаковыми темпами роста зара-ботной платы и ВВП при линейной шкале налога. По сравнению с 1991 г. в связи с увеличением необлагаемого налогом минимума денеж-ных доходов налоговое изъятие по отношению к фонду оплаты труда уменьшилось с 12 до 8% Синельников-Мурылев С. Указ. соч. С. 93..

В ноябре 1992 г. поступление налогов в бюджеты России сократи-лось по сравнению с октябрем примерно на ј. Это объясняется отсут-ствием таких факторов, действовавших в октябре, как перерасчет НДС и налога на прибыль по фактическим результатам и завершение зачета задолженности предприятий. В декабре 1992 г. продолжалось увеличе-ние объема налоговых поступлений, составившего по итогам года около 33,6% ВВП.

Усиление жесткости бюджетной (как и кредитно-денежной) по-литики осенью 1992 г. привело к декабрю месяцу к определенному сниже-нию темпов роста цен и стабилизации обменной ставки рубля. Однако произошедшее в декабре существенное увеличение денежной массы вследствие расширения кредита и роста дефицита федерального бюдже-та на 336 млрд. руб. (1,5% ВВП) по сравнению с ноябрем месяцем вы-звало новый виток роста цен уже со второй декады декабря и резкое падение обменной ставки рубля в конце января 1993 г. Каковы же пер-спективы бюджетной политики на 1993 г.? Совершенно очевидно, что в первую очередь они зависят от политических факторов. Смена Е. Гай-дара на посту главы правительства В. Черномырдиным вызывает серьезные опасения за последовательное осуществление политики фи-нансовой стабилизации. Заявления последнего, касающиеся актуальных макроэкономических задач, свидетельствуют о популистских настрое-ниях нового премьер-министра. С другой стороны, сохранение большей части состава старого правительства в новом кабинете дает возможность обеспечить преемственность в проводимой экономической политике.

Основные направления изменений налоговой системы в 1993 г. за-ложены в июльских (1992 г.) постановлениях Верховного Совета РФ, касающихся вопросов налогообложения, Законе «О внесении изменений и дополнении в налоговую систему России» и Законе «О внесении изме-нений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах», принятом 22 декабря 1992 г. В соответствии с этими решениями существенно из-менился порядок исчисления и взимания налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, подоходного налога.

В области налогообложения прибыли изменения произошли в ос-новном в части предоставляемых предприятиям льгот. С 1 июля 1992 г. ко всех отраслях разрешено уменьшать налогооблагаемую прибыль на величину затрат, направляемых на техническое перевооружение произ-водства, с 1 октября - на строительство объектов социальной инфра-структуры. Освобождается от налогообложения прибыль государствен-ных предприятий, направляемая на погашение государственного целе-вого кредита, используемого для пополнения оборотных средств. Для предприятий с участием иностранного капитала, действующих в сфере материального производства и зарегистрированных до 01.01 1992 г., со-храняются «налоговые каникулы» в отношении налога на прибыль в течение первых двух лет с момента получения балансовой прибыли.

В августе 1992 г. принято решение о переоценке основных фондов в связи с инфляцией, позволяющее обеспечить нормальные условия их воспроизводства. Для этого переоценку основных фондов проводят все предприятия и организации на территории России, независимо от форм собственности. Порядок переоценки предусматривает определение вос-становительной стоимости основных фондов исходя из балансовой стои-мости, увеличенной на установленный коэффициент пересчета, который дифференцирован в зависимости от вида фондов и даты их приобрете-ния. Для основных фондов, приобретенных до 1991 г., коэффициент ко-леблется от 4,5 до 46; приобретенных в 1991 г. - от 3 до 20. Фонды, приобретенные в 1992 г., переоценке не подлежат.

С 1993 г. при условии полного использования на реновацию амор-тизационных отчислений налогом на прибыль не облагаются все про-изводственные и непроизводственные капиталовложения. Внесено изме-нение в механизм регулирования расходования средств на потребление. Сумма превышения расходов на оплату труда по сравнению с норми-руемой величиной облагается по основным ставкам налога на прибыль, а при превышении удвоенной нормируемой величины-по ставке 50%. В целях противодействия занижению авансовых платежей разница ме-жду величиной, подлежащей взносу в бюджет по фактической прибыли, и авансовыми взносами индексируется исходя из ставки процента, уста-навливаемой в истекшем квартале ЦБ России.

С 1 января 1993 г. снижены ставки налога на добавленную стои-мость: до 10% по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей; до 20% -по остальным товарам, что, безусловно, ухудшит положение с исполнением бюджета в 1993 г. К тому же пред-варительное оповещение о данном шаге привело к определенному сни-жению объемов реализации в IV квартале 1992 г. Вряд ли можно ожидать антиинфляционного эффекта от снижения ставок НДС. Это подтверждается опытом прошлого года: в феврале 1992 г. были снижены до 15 % ставки налога на добавленную стоимость на молочные продук-ты, растительное масло, муку и др. Данная мера не оказала на цены никакого воздействия, она привела лишь к росту прибыли предприя-тий-производителей указанной продукции и предприятий торговли.

С февраля 1993 г. действующий порядок уплаты НДС и акцизов распространяется на импортируемые товары. Освобождаются от НДС лишь импортные продовольственные товары, сырье для их производст-ва, оборудование для научных исследований, изделия медицинского назначения и сырье для их производства.

Поступления НДС, составившие в 1992 г. около 13% ВВП, снизят-ся в 1993 г. до 8,3% ВВП. Налог на прибыль из-за введения ряда льгот обеспечит доходы бюджета в размере 5,9% ВВП вместо 10,5% в 1992 г. Наряду с этим должен увеличиться объем собираемых акцизов - с 1,4% до 2,4% ВВП за счет введения акцизов на нефть (по средней ставке 18% оптовой цены) и некоторого расширения перечня подакцизных товаров. Увеличатся поступления в фонд ценового регулирования, поступления от внешнеэкономической деятельности, налоги на имущество. Отчисле-ния в размере 11% фонда оплаты труда начиная со II квартала предпо-лагается перераспределить из доходов пенсионного фонда в пользу го-сударственного бюджета. Налоговые льготы, согласно проекту бюдже-та, должны составить около 8% ВВП.

Наибольший удельный вес (26%) в общем объеме расходов кон-солидированного бюджета на 1993 г. занимает финансирование социаль-но-культурной сферы и мероприятий по социальной защите населения. Эти расходы остаются на уровне 1992 г. (9,2% ВВП).

После обсуждения и доработки описанного проекта в Верховном Совете должен быть принят закон о бюджетной системе России на 1993 г. До его принятия бюджетное финансирование в I квартале 1993 г. будет осуществляться помесячно в размерах, предусмотренных планом IV квартала 1992 г Российский статистический ежегодник М.: Госкомстат России, 1994. С. 311..

Наряду с Законом о налоге на прибыль в 1991 г. был принят Закон о налогообложении дохода предприятий, который в 1993 г. еще не вводится в действие. Однако и его будущее использование пред-ставлялось крайне нецелесообразным, причем отнюдь не только потому, что его введение потребует от предприятий достаточно длительной адап-тации. Основной аргумент, приводимый обычно в пользу налогообложе-ния дохода, то есть прибыли и фонда заработной платы, заключается в том, что это якобы предотвратит ускоренный рост средств, направляемых на оплату труда.

4. Значение налоговой реформы для экономики Российской Федерации

Налоговая политика, проводимая сегодня в России, формируется в результате действия значительного числа весьма противоречивых и не всегда взаимосвязанных мер, с одной стороны, направленных на удер-жание доходной базы бюджета на относительно приемлемом уровне, а с другой - формирующих льготные режимы налогообложения для от-раслей и групп предприятий, имеющих значительное влияние во власт-ных структурах. Это предопределяет целесообразность рассмотрения налоговой политики в двух аспектах: с точки зрения, во-первых, ее дей-ствительного единства и последовательности при реализации целей эко-номической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополня-ющих рычагов и инструментов, а во-вторых, действенности рычагов и инструментов реализации налоговой политики в нынешних конкретно-экономических условиях.

Представляется, что в качестве ее целей могут выступать сдержи-вание инфляционных процессов, недопущение их взрывного характера, поддержка предпринимательской, производственной и инвестиционной активности. Сами по себе эти цели достаточно противоречивы, посколь-ку дефляционные мероприятия всегда в тон или иной мере угнетают хо-зяйственную активность и провоцируют спад производства, а любые ме-роприятия по предотвращению падения объемов производства и стиму-лированию его роста, по существу, означают расширение спроса, преж-де всего инвестиционного, а вслед за ним - и потребительского, что обязательно ведет к повышению цен. Стимулирование производствен-ной и инвестиционной активности с помощью налоговых и монетарных мер может дать эффект лишь в том случае, если темпы инфляции не превышают 1-1,5% в месяц. По мере нарастания темпов инфляции эф-фективность регулирующих производство мер косвенного государствен-ного вмешательства и экономику снижается. Складывающаяся на этой основе ситуация «стагфляционный ловушки» предопределяет специфи-ческие требования и к налоговой политике как единому целому, и к от-дельным ее инструментам и составляющим.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.