При расчете фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете платежей в госу-дарственные внебюджетные фонды, в организациях с численностью ра-ботников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10 процентов ра-ботников, имеющих наибольшие по размеру выплаты, а в организациях с численностью работников до 30 человек-- выплаты 30 процентов работ-ников, имеющих наибольшие по размеру выплаты..
Кроме того, законом предусмотрено еще одно условие при-менения указанных выше ставок налога.
При расчете величины налоговой базы в среднем на одно-го работника в организациях с численностью работников свыше 30 человек не учитываются 10 % работников, имеющих наи-большие по размеру доходы, а в организациях с численнос-тью работников до 30 человек не учитываются 30 % работни-ков, имеющих наибольшие по размеру доходы.
В том случае, если на момент очередной уплаты налога накопленная с начала года величина налоговой базы в сред-нем на одного работника становится менее суммы, равной 4 200 руб., умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, то такие налогоплательщики уп-лачивают налог по ставкам, предусмотренным при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.
Для налогоплательщиков -- предпринимателей, применя-ются следующие ставки налога (табл. 3).
Для исчисления налога важно определить дату получения доходов и осуществления расходов. Дата определяется в зависимости от категории, к которой относится налогоплательщик.
Для доходов, начисленных налогоплательщиками -- рабо-тодателями датой получения доходов является день начисле-ния доходов в пользу работника.
Для доходов от предпринимательской или другой профес-сиональной деятельности, а также для других доходов, вклю-чая материальную выгоду, датой получения дохода является день фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего дохода.
При расчетах с использованием банковских счетов, откры-тых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечисления дохода считается день списания денежных средств с его счета.
2.5. Порядок исчисления и уплаты налога.
Порядок исчисления и уплаты налога также зависит от того, к какой категории принадлежит налогоплательщик.
Налогоплательщики - работодатели исчисляют сумму на-лога отдельно в отношении каждого фонда. Эта сумма опре-деляется как соответствующая процентная доля созданной налоговой базы. При этом сумма налога, зачисляемая в соста-ве социального налога в Фонд социального страхования, дол-жна быть уменьшена на произведенные налогоплательщика-ми самостоятельно расходы на цели государственного соци-ального страхования, предусмотренные российским законода-тельством.
Указанные налогоплательщики производят уплату авансо-вых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. При этом законодательством запрещено банкам выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если этот налогоплательщик не представил в банк платежных по-ручений на перечисление налога.
Для правильного исчисления причитающихся сумм налога налогоплательщики должны вести учет отдельно по каждому из работников о суммах выплаченных им доходов и суммах налога, относящихся к этим доходам.
Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года
В пенсионный фонд
В Фонд социального страхования
В Фонды обязательного медицинского страхования
Итого
федеральный
территориальные
До 100 000 руб.
28,0 %
4,0 %
0,2 %
3,4 %
35,6 %
От 100 001 руб. до 300 000 руб.
28 000 руб. + 15,8 % с суммы, превышающей 100 000 руб.
4 000 руб. + 2,2 % с суммы, превышающей 100 000 руб.
200 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100 000 руб.
3 400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100 000 руб.
35 600 руб. + 20,0 % с суммы, превышающей 100 000 руб.
От 300 001 руб. до 600 000 руб.
59 600 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб.
8 400 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 300 000 руб.
400 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 300 000 руб.
7 200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб.
75 600 руб.+ 10,0 % с суммы, превышающей 300 000 руб.
Свыше600 000 руб.
83 300 руб.+ 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.
11 700 руб.
700 руб.
9 900 руб.
105 600 руб.+ 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.*
*до 1 января 2002 г. при определении налоговой базы на каждого отдельного работника с суммы, подлежащей уплате в Пенсионный фонд, превышающей 600 000 руб., применяется ставка в размере 5 процентов.
Таблица 2. Ставки единого социального налога для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств
20,6 %
2,9 %
0,1 %
2,5 %
26,1 %
20 600 руб. + 15,8 % с суммы, превышающей 100 000 руб.
2 900 руб. + 2,2 % с суммы, превышающей 100 000 руб.
100 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100 000 руб.
2 500 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100 000 руб.
26 100 руб. + 20,0 % с суммы, превышающей 100 000 руб.
52 200 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб.
7 300 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 300 000 руб.
300 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 300 000 руб.
6 300 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб.
66 100 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 300 000 руб.
75 900 руб.+ 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.
10 600 руб.
600 руб.
9 000 руб.
96 100 руб.+ 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.*
* до 1 января 2002 г. при определении налоговой базы на каждого отдельного работника с суммы, подлежащей уплате в Пенсионный фонд, превышающей 600 000 руб., применяется ставка в размере 5 процентов.
Налоговая база на каждого отдельно-го работника Нарастающим итогом с начала года
19,2 %
22,8 %
100 000 руб.
200 руб. + 0,1 % с суммы превышающей100 000 руб.
3 400 руб. + 1,9 % с суммы превышающей100 000 руб.
22 800 руб. + 12,8 % с суммы, превышающей100 000 руб.
40 800 руб. + 5,5 % с суммы, превышающей 300 000 руб.
400 руб.
7 200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей300 000 руб.
48 400 руб. + 6,4 % с суммы, превышающей 300 000 руб.
57 300 руб. + 2,0 % с суммы превышающей 600 000 руб.
67 600 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.
33
Окончательный расчет налога производится налогоплатель-щиками -- предпринимателями, за исключением адвокатов, самостоятельно, с учетом всех полученных в налоговом пери-оде доходов, включаемых в налоговую базу. При этом сумма налога должна быть исчислена налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда. Она определяется как соответ-ствующая процентная доля соответствующей налоговой базы.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченны-ми в течение налогового периода, и суммой налога, подлежа-щей уплате по итогам налогового периода, должна быть вне-сена налогоплательщиком не позднее 15 июля года, следую-щего за отчетным налоговым периодом. Эта сумма может быть зачтена в счет будущих налоговых платежей или возвращена налогоплательщику.
Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуще-ствляются юридическими консультациями в таком же поряд-ке, как это предусмотрено для налогоплательщиков -- работо-дателей.
3. Заключение
Единый социальный налог заменил с 01.01.2001 взносы в социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования. Взносы в фонд занятости с работодателей отменились, источником формирования этого фонда стали поступления подоходного налога с физических лиц (на эти цели выделяется 1% из 13% подоходного налога). Взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний пока сохраняются в неизменном виде, и переход к единому социальному налогу никак не затрагивает этот вид платежей.
Для работодателей изучение положений главы 24 НК представляет значительный интерес. С 1 января 2001 года работодатели при определенных условиях могут применять регрессивную шкалу налога - от 36,5 до 5% от фонда оплаты труда в зависимости от средней заработной платы в организации. Однако, в соответствии со ст.245 НК "Переходные положения" применение работодателем этой шкалы с 2001 года возможно лишь в случае, если начисленная во втором полугодии 2000 года заработная плата на одного работающего превышает 25 000 руб., т.е. свыше 4 000 руб. в месяц. Если же работодатель выплачивал более низкую зарплату, то с 2001 года он не имеет права применять регрессивную шкалу, а будет уплачивать социальный налог по единой ставке 35,6 %, независимо от того, какая средняя заработная плата сформировалась в организации в текущем году. В этом смысле глава 24 НК имеет ретроактивное действие - условия налогообложения 2001 года зависят от того, какие показатели организация имеет в 2000 году.
Отметим также, что вознаграждения по лицензионным договорам впервые попали под обложение социальными взносами.
Кроме того, объектом налогообложения признаются "выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты... в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на календарный месяц".
Используемая литература.
1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. М.: ЭКМОС, - 2000.
2. Налоговый кодекс РФ с комментариями. Часть вторая. М.: ТАНДЕМ, - 2001.
3. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000.
4. План счетов бухгалтерского учета.
5. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - 2-е издание, переаб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2000.
6. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Конспект лекций. М.: “Издательство ПРИОР”, 2000.
7. Пансков В. Г. Налоги и налогооблажение в Российской Федерации. Учебник для вузов. Изд. 3-е доп. и перераб. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2001.
Страницы: 1, 2, 3, 4