Рефераты. Единый социальный налог

При расчете фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете платежей в госу-дарственные внебюджетные фонды, в организациях с численностью ра-ботников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10 процентов ра-ботников, имеющих наибольшие по размеру выплаты, а в организациях с численностью работников до 30 человек-- выплаты 30 процентов работ-ников, имеющих наибольшие по размеру выплаты..

Кроме того, законом предусмотрено еще одно условие при-менения указанных выше ставок налога.

При расчете величины налоговой базы в среднем на одно-го работника в организациях с численностью работников свыше 30 человек не учитываются 10 % работников, имеющих наи-большие по размеру доходы, а в организациях с численнос-тью работников до 30 человек не учитываются 30 % работни-ков, имеющих наибольшие по размеру доходы.

В том случае, если на момент очередной уплаты налога накопленная с начала года величина налоговой базы в сред-нем на одного работника становится менее суммы, равной 4 200 руб., умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, то такие налогоплательщики уп-лачивают налог по ставкам, предусмотренным при величине налоговой базы на каждого отдельного работника до 100 000 руб., независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

Для налогоплательщиков -- предпринимателей, применя-ются следующие ставки налога (табл. 3).

Для исчисления налога важно определить дату получения доходов и осуществления расходов. Дата определяется в зависимости от категории, к которой относится налогоплательщик.

Для доходов, начисленных налогоплательщиками -- рабо-тодателями датой получения доходов является день начисле-ния доходов в пользу работника.

Для доходов от предпринимательской или другой профес-сиональной деятельности, а также для других доходов, вклю-чая материальную выгоду, датой получения дохода является день фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего дохода.

При расчетах с использованием банковских счетов, откры-тых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечисления дохода считается день списания денежных средств с его счета.

2.5. Порядок исчисления и уплаты налога.

Порядок исчисления и уплаты налога также зависит от того, к какой категории принадлежит налогоплательщик.

Налогоплательщики - работодатели исчисляют сумму на-лога отдельно в отношении каждого фонда. Эта сумма опре-деляется как соответствующая процентная доля созданной налоговой базы. При этом сумма налога, зачисляемая в соста-ве социального налога в Фонд социального страхования, дол-жна быть уменьшена на произведенные налогоплательщика-ми самостоятельно расходы на цели государственного соци-ального страхования, предусмотренные российским законода-тельством.

Указанные налогоплательщики производят уплату авансо-вых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. При этом законодательством запрещено банкам выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если этот налогоплательщик не представил в банк платежных по-ручений на перечисление налога.

Для правильного исчисления причитающихся сумм налога налогоплательщики должны вести учет отдельно по каждому из работников о суммах выплаченных им доходов и суммах налога, относящихся к этим доходам.

Таблица 1. Ставки единого социального налога для налогоплательщиков - работодателей, за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

В пенсионный фонд

В Фонд социального страхования

В Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

федеральный

территориальные

До 100 000 руб.

28,0 %

4,0 %

0,2 %

3,4 %

35,6 %

От 100 001 руб. до 300 000 руб.

28 000 руб. + 15,8 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

4 000 руб. + 2,2 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

200 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

3 400 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

35 600 руб. + 20,0 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

От 300 001 руб. до 600 000 руб.

59 600 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

8 400 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

400 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

7 200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

75 600 руб.+ 10,0 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

Свыше600 000 руб.

83 300 руб.+ 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

11 700 руб.

700 руб.

9 900 руб.

105 600 руб.+ 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.*

*до 1 января 2002 г. при определении налоговой базы на каждого отдельного работника с суммы, подлежащей уплате в Пенсионный фонд, превышающей 600 000 руб., применяется ставка в размере 5 процентов.

Таблица 2. Ставки единого социального налога для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

В пенсионный фонд

В Фонд социального страхования

В Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

федеральный

территориальные

До 100 000 руб.

20,6 %

2,9 %

0,1 %

2,5 %

26,1 %

От 100 001 руб. до 300 000 руб.

20 600 руб. + 15,8 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

2 900 руб. + 2,2 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

100 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

2 500 руб. + 1,9 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

26 100 руб. + 20,0 % с суммы, превышающей 100 000 руб.

От 300 001 руб. до 600 000 руб.

52 200 руб. + 7,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

7 300 руб. + 1,1 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

300 руб. + 0,1 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

6 300 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

66 100 руб. + 10,0 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

Свыше600 000 руб.

75 900 руб.+ 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

10 600 руб.

600 руб.

9 000 руб.

96 100 руб.+ 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.*

* до 1 января 2002 г. при определении налоговой базы на каждого отдельного работника с суммы, подлежащей уплате в Пенсионный фонд, превышающей 600 000 руб., применяется ставка в размере 5 процентов.

Таблица 3. Ставки единого социального налога для налогоплательщиков -- предпринимателей

Налоговая база на каждого отдельно-го работника Нарастающим итогом с начала года

В пенсионный фонд

В Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

федеральный

территориальные

До 100 000 руб.

19,2 %

0,2 %

3,4 %

22,8 %

От 100 001 руб. до 300 000 руб.

19 200 руб. + 10,8 % с суммы, превышающей

100 000 руб.

200 руб. + 0,1 % с суммы превышающей100 000 руб.

3 400 руб. + 1,9 % с суммы превышающей100 000 руб.

22 800 руб. + 12,8 % с суммы, превышающей100 000 руб.

От 300 001 руб. до 600 000 руб.

40 800 руб. + 5,5 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

400 руб.

7 200 руб. + 0,9 % с суммы, превышающей300 000 руб.

48 400 руб. + 6,4 % с суммы, превышающей 300 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

57 300 руб. + 2,0 % с суммы превышающей 600 000 руб.

400 руб.

9 900 руб.

67 600 руб. + 2,0 % с суммы, превышающей 600 000 руб.

33

Несколько иной порядок исчисления и уплаты налога уста-новлен в отношение налогоплательщиков -- предпринимателей.

Исчисление суммы авансовых платежей на текущий нало-говый период, подлежащих уплате этими налогоплательщи-ками, за исключением адвокатов, производится налоговыми органами. При этом сумма авансовых платежей определяется исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением, который указан в подаваемой налогоплательщиком налоговой декларации. Указанная дек-ларация должна быть подана налогоплательщиком не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом. Сумма аван-совых платежей может быть определена также исходя из сум-мы фактической налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и соответствующих ставок единого социального налога. Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период налоговые органы должны произвести не позднее пяти дней с момента подачи декларации с указанием сумм предполагаемого дохода на те-кущий год.

В случае появления в течение года у налогоплательщиков доходов, полученных от осуществления предпринимательской или другой профессиональной деятельности, они обязаны пред-ставить налоговую декларацию с указанием суммы предпола-гаемого дохода от указанной деятельности в текущем налого-вом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по исте-чении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода должна быть определена нало-гоплательщиком по согласованию с налоговым органом.

Авансовые платежи уплачиваются на основании налого-вых уведомлений, выписываемых и направляемых налогопла-тельщикам в следующие сроки.

За январь -- июнь налог уплачивается не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей, за июль -- сентябрь -- не позднее 15 октября теку-щего года в размере одной четвертой годовой суммы авансо-вых платежей и за октябрь -- декабрь -- не позднее 15 января

следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

В случае значительного, т. е. более чем на 50 % увеличе-ния дохода в налоговом периоде, против установленного при расчете авансовых платежей, налогоплательщик обязан пред-ставить новую декларацию с указанием сумм предполагаемо-го дохода на текущий год, а в случае значительного уменьше-ния дохода он вправе представить новую декларацию. В этих случаях налоговый орган должен произвести перерасчет авансовых платежей налога на текущий год по не наступившим срокам уплаты не позднее пяти дней с момента подачи новой декларации.

Окончательный расчет налога производится налогоплатель-щиками -- предпринимателями, за исключением адвокатов, самостоятельно, с учетом всех полученных в налоговом пери-оде доходов, включаемых в налоговую базу. При этом сумма налога должна быть исчислена налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда. Она определяется как соответ-ствующая процентная доля соответствующей налоговой базы.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченны-ми в течение налогового периода, и суммой налога, подлежа-щей уплате по итогам налогового периода, должна быть вне-сена налогоплательщиком не позднее 15 июля года, следую-щего за отчетным налоговым периодом. Эта сумма может быть зачтена в счет будущих налоговых платежей или возвращена налогоплательщику.

Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуще-ствляются юридическими консультациями в таком же поряд-ке, как это предусмотрено для налогоплательщиков -- работо-дателей.

3. Заключение

Единый социальный налог заменил с 01.01.2001 взносы в социальные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования. Взносы в фонд занятости с работодателей отменились, источником формирования этого фонда стали поступления подоходного налога с физических лиц (на эти цели выделяется 1% из 13% подоходного налога). Взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний пока сохраняются в неизменном виде, и переход к единому социальному налогу никак не затрагивает этот вид платежей.

Для работодателей изучение положений главы 24 НК представляет значительный интерес. С 1 января 2001 года работодатели при определенных условиях могут применять регрессивную шкалу налога - от 36,5 до 5% от фонда оплаты труда в зависимости от средней заработной платы в организации. Однако, в соответствии со ст.245 НК "Переходные положения" применение работодателем этой шкалы с 2001 года возможно лишь в случае, если начисленная во втором полугодии 2000 года заработная плата на одного работающего превышает 25 000 руб., т.е. свыше 4 000 руб. в месяц. Если же работодатель выплачивал более низкую зарплату, то с 2001 года он не имеет права применять регрессивную шкалу, а будет уплачивать социальный налог по единой ставке 35,6 %, независимо от того, какая средняя заработная плата сформировалась в организации в текущем году. В этом смысле глава 24 НК имеет ретроактивное действие - условия налогообложения 2001 года зависят от того, какие показатели организация имеет в 2000 году.

Отметим также, что вознаграждения по лицензионным договорам впервые попали под обложение социальными взносами.

Кроме того, объектом налогообложения признаются "выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты... в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на календарный месяц".

Используемая литература.

1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. М.: ЭКМОС, - 2000.

2. Налоговый кодекс РФ с комментариями. Часть вторая. М.: ТАНДЕМ, - 2001.

3. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000.

4. План счетов бухгалтерского учета.

5. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - 2-е издание, переаб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2000.

6. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Конспект лекций. М.: “Издательство ПРИОР”, 2000.

7. Пансков В. Г. Налоги и налогооблажение в Российской Федерации. Учебник для вузов. Изд. 3-е доп. и перераб. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2001.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.