Рефераты. Анализ и перспективы государственной политики в сфере управления государственным долгом

За период с 1994 по 2003 год Россия заключила с Европейским банком реконструкции и развития 8 проектов на сумму 440 млн. долларов США (с учетом реструктуризации). Непогашенная задолженность перед ЕБРР на 1 января 2004 года составляет около 0,4 млрд. долларов США.

Особое место среди заимствований у МФО занимают займы МБРР [18].

В общей сложности объем займов МБРР (финансовых и инвестиционных) для Российской Федерации, получивших одобрение Советом директоров Всемирного банка по состоянию на 2003 год составил 13404,4 млн. долларов США, предназначенных для финансирования 58 проектов.

По состоянию на 1 января 2004 года Правительство Российской Федерации привлекло в общей сложности 53 займа МБРР, в том числе 44 инвестиционных займа и 9 финансовых займов на общую сумму 12459 млн. долларов США без учета сокращений. Из этой суммы 6320 млн. долларов США были предоставлены в виде финансовых займов. Средний размер финансовых займов составлял сумму эквивалентную 580 млн. долларов США, в то время как средний размер инвестиционного займа (с учетом сокращений) - 105 млн. долларов США.

В общей сложности Российская Федерация привлекла 9 бюджетозамещающих (финансовых) займов Международного банка реконструкции и развития в объеме 5220 млн. долларов США [10].

Анализ использования финансовых займов МБРР с момента вступления Российской Федерации в 1992 году в эту международную финансовую организацию до 2004 года показывает, что возможности использования этих кредитных ресурсов не были использованы в полной мере. Это было обусловлено, в частности, отсутствием в Российской Федерации четкой системы организации работы с займами МБРР, которая заметно отставала от процесса привлечения этих кредитов, зачастую не учитывала специфики организации работы Банка и накапливаемого опыта сотрудничества с ним.

Начиная с 2005 г. наблюдается тенденция постепенного снижения задолженности перед МФО. Общее снижение составило более 50%, что, в целом, говорит о том, что РФ, меньше нуждается в услугах данных организаций в качестве заемщика.

Таким образом, можно утверждать, что в 2000-2009 годах РФ реализовывала политику максимального форсированного погашения внешних долгов. Общий долг РФ сократился за 5 лет на 64,42% или более чем на 76 млрд. долл. [11].

Вместе с тем, ближайшая перспектива (прежде всего, на 2010-1012 годы) может показать, что Россия может столкнуться с существенными трудностями, связанными с ростом внешнего валютного долга и расходов на его обслуживание.

3. Перспективы формирования и обслуживания внешнего валютного долга РФ в 2010 г. - 2012 г.

Основные направления долговой политики на 2010-2012 годы представлены в составе Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (далее - основные направления бюджетной политики), согласно которому политика в области государственного долга Российской Федерации на 2010-2012 годы будет направлена [15]:

- на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

- на развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

- на активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.

Основные направления долговой политики на 2010-2012 годы в виде самостоятельного документа Минфином России не разрабатывались, поскольку это не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. №1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период». Ранее необходимость разработки и рассмотрения долговой политики на среднесрочную перспективу (наряду с основными направлениями налоговой, таможенно-тарифной и бюджетной политики) предусматривалась постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. №118 «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год» (с изменениями) [22].

Объем государственного долга Российской Федерации в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличится на 40,2%, к концу 2012 года - более чем в 2 раза и составит 15,4% ВВП.

Объем государственного внутреннего долга увеличится в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 31,2%, к концу 2012 года в 1,7 раза и составит 8,1% ВВП. Объем государственного внешнего долга в 2010 году по сравнению с 2009 годом в рублевом эквиваленте увеличится в 1,6 раза, к концу 2012 года - в 2,8 раза, в долларовом эквиваленте - в 1,5 раза и 2,4 раза соответственно.

С ростом объемов государственного долга увеличиваются расходы федерального бюджета на его обслуживание (процентные расходы), в 2010 году они будут выше в 1,5 раза, чем в 2009 году, в 2012 году - в 2,8 раза (таблица 6) [10].

Возросшие объемы заимствований увеличат нагрузку на федеральный бюджет. В 2011-2012 годах может произойти превышение предельного значения (10%) показателя ликвидности бюджета, характеризующее отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам федерального бюджета. Объем консолидированного внешнего долга Российской Федерации (перед нерезидентами) в 2009 году превышает объем международных резервов Российской Федерации [19].

Таблица 6. Динамика государственного долга Российской Федерации (далее - государственный долг) в 2008-2012 годах (в абсолютных размерах и относительно ВВП)

Показатели

На 1 января 2008 года

На 1 января 2009 года

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011 года

На 1 января 2012 года

На 1 января 2013 года

Изменение 2012 г. к 2009 г.

Отчет 2007 г.

Отчет 2008 г.

Закон №204-ФЗ (с изм.)

Проект

Проект

Проект

Сумма

%

Государственный долг Российской Федерации, млрд. рублей

2 402,8

2 692,0

3 923,4

5 499,2

7 026,8

8 275,4

4 352,0

210,9

% к ВВП

7,3

6,5

9,7

12,7

14,6

15,4

Государственный внутренний долг, млрд. рублей

1 301,2

1 499,8

2 515,3

3 301,8

4 109,7

4 344,3

1 829,0

172,7

%к ВВП

4,0

3,6

6,2

7,6

8,5

8,1

Государственный внешний долг, млрд. рублей

1 101,6

1 192,2

1 408,1

2 197,4

2 917,1

3 931,1

2 523,0

279,2

% к ВВП

3,3

2,9

3,5

4,9

6,1

7,3

Анализ показывает, что объем государственного долга в 2010 году составит 5 499,2 млрд. рублей, что на 1 575,8 млрд. рублей, или в 1,4 раза, больше показателя, утвержденного на 2009 год. Предусматривается некоторое снижение темпов роста объемов государственного долга (с 40,2% в 2010 году до 17,8% в 2012 году), а его объем в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличится в 2,1 раза.

Структура государственного долга в 2010-2012 годах несколько изменится: доля внутреннего долга сократится с 64,1% в начале 2010 года до 52,5% в конце 2012 года, соответственно доля государственного внешнего долга вырастет с 35,9% до 47,5%.

Существенно возрастает долговая нагрузка на федеральный бюджет: показатель отношения объема государственного долга к ВВП увеличится с 9,7% в 2009 году до 15,4% на конец 2012 года [14].

В целях определения безопасных уровней объемов и структуры государственного долга в мировой практике широко используется ряд показателей, имеющих определенные пороговые значения. Основой оценки долговой устойчивости служит комплексный анализ изменения основных показателей, характеризующих объем и структуру государственного долга, платежей по его обслуживанию и погашению, доходов и расходов федерального бюджета, ВВП.

Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, использующиеся в международной практике, применительно к Российской Федерации в 2007-2012 годах, представлены в следующей таблице.

Таблица 7. Прогнозные значения макроэкономических показателей, характеризующих состояние внешнего долга РФ в 2010 2012 годах На основании заключения Счетной палаты РФ на проект Федерального Бюджета [22]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.