Рефераты. Анализ и перспективы государственной политики в сфере управления государственным долгом

Показатели

Годы

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Государственный долг в% к ВВП. предельное значение - 60 - 80% к ВВП

7,3

6,5

9,9

12,6

14,5

15,0

Расходы по обслуживанию госдолга в% к расходам бюджета*. Предельное значение - 20 - 30% к расходам бюджета

2,4

2,0

2,0

3,0

4,8

5,8

Отношение государственного внешнего долга к объему экспортной выручки в%**. Предельное значение - 220%; умеренное - менее 220%, но выше 132%; небольшое - менее 132%

11,4

7,8

13,6

18,8

23,9

28,8

Отношение объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга к объему экспортной выручки в%**. Предельное значение - превышение расчетной суммы годовых платежей 25% экспорта товаров и услуг

2,7

1,5

2,2

1,9

2,6

2,3

Отношение объема накопленных международных резервов к объему платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга, в%***. Предельное значение - 100%

45,6 раза

54,0 раза

57,8 раза

59,7 раза

42,9 раза

43,5 раза

Отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам федерального бюджета (ликвидность бюджета). Предельное значение - 10%

5,8

4,5

6,4

10,0

11,0

14,6

Государственный долг в% к доходам федерального бюджета. Предельное значение 250%

30,9

29,0

60,4

78,3

94,0

99,4

Превышение (+) доходов бюджета над непроцентными расходами (долговая емкость) ****

1 937,6

1 858,3

-3 014,8

-2 632,9

-1 483,5

-1 050,3

Долговая емкость с учетом нефтегазовых фондов-значение > 0

5 787,0

8 470,4

1 609,8

-96,6

304,2

4,6

Государственный долг на душу населения (тыс. рублей)*****

16,9

19,0

28,8

38,9

50,4

58,5

Данные по расходам на обслуживание государственного долга в 2011-2012 годах приведены согласно информации, содержащейся в Проекте основных направлений бюджетной политики и основных характеристик федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов [22].

Данные по объему экспортной выручки по экспорту товаров приведены на основе информации, содержащейся в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, подготовленном Минэкономразвития России. При этом за объем выручки от экспорта услуг в 2009-2012 годах расчетно-принята величина в размере 10% экспорта товаров.

Данные по объему международных резервов приведены на основе информации, содержащейся в проекте Основных направлений денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов, одобренной Советом директоров Банка России 14 сентября 2009 года. При этом данные по объему международных резервов на 2010-2012 годы взяты согласно I (пессимистическому) варианту Прогноза показателей денежной программы на 2010-2012 годы [17].

Долговая емкость бюджета в общем случае теоретически определяется как превышение доходов бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств. При определении долговой емкости также может учитываться объем резервов, которые при определенных условиях могут быть использованы для погашения и обслуживания государственного долга.

Приведены оценочные данные по численности населения в 2009-2012 годах.

Приведенные данные свидетельствует о значительном возрастании долговой нагрузки и определенном снижении долговой устойчивости. В течение 2007-2012 годов отмечается устойчивый рост показателя, характеризующего отношение государственного долга к ВВП (с 7,3% в 2007 году до 15,0% в 2012 году). Это, в свою очередь, является причиной роста величины расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета с 2,4% в 2007 году до 5,8% в 2012 году, или на 3,4 процентного пункта. Кроме того, в связи с ростом государственного долга и увеличением общего объема расходов федерального бюджета на погашение и обслуживание долговых обязательств в 2011-2012 годах наблюдается превышение предельного значения (10%) показателя ликвидности бюджета, характеризующего отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам федерального бюджета. В 2007-2012 годах отмечается его рост с 5,8% в 2007 году до 14,6% в 2012 году [10].

В 2009-2012 годах резко сокращается долговая емкость (с учетом средств, аккумулированных в нефтегазовых фондах) вплоть до отрицательного значения в 2010 году (-) 96,6 млрд. рублей, что отражает наличие проблем в осуществлении долгового финансирования и формировании доходной части федерального бюджета. При этом следует отметить, что значительное увеличение долгового финансирования наряду с тенденцией сокращения численности населения приведет к значительному (в 3,4 раза) увеличению объема государственного долга на душу населения (с 16,9 тыс. рублей в 2007 году до 58,5 тыс. рублей в 2012 году) [11].

В то же время планируемое постепенное уменьшение в 2009-2012 годах отношения дефицита федерального бюджета к ВВП (с 8,3% в 2009 году до 3% в 2012 году) обусловливает снижение в перспективе долговой нагрузки на федеральный бюджет и, соответственно, повышение долговой устойчивости. Кроме того, такой показатель, как отношение государственного долга к доходам федерального бюджета к концу 2012 года, предусмотрен практически в 2,5 раза ниже принятого в мировой практике порогового значения (99,4%), что также положительно характеризует ситуацию, складывающуюся в долговой сфере.

В настоящее время ведущие международные рейтинговые агентства оценивают способность Российской Федерации выполнять свои обязательства в полном объеме как достаточную. Вместе с тем агентства Standard & Poor's и Fitch Ratings понизили суверенный рейтинг Российской Федерации соответственно с ВВВ+ до ВВВ- и с ВВВ+ до ВВВ (стабильный) [11].

Расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга (процентные расходы) на 2010 год предусматриваются в сумме 304,0 млрд. рублей. По сравнению с отчетом 2008 года они увеличиваются на 150,7 млрд. рублей, или в 2 раза, по сравнению с утвержденными показателями на 2009 год - на 101,2 млрд. рублей, или в 1,5 раза.

Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета в 2010 году вырастет до 3,1% по сравнению с 2% в 2008 году. При этом индекс долговой устойчивости федерального бюджета (не более 6%) не превышается.

Основными направлениями бюджетной политики на 2011-2012 годы прогнозируется рост процентных расходов в 2012 году до 561,0 млрд. рублей, что в 2,5 раза больше, чем утверждено на 2009 год. Относительно ВВП процентные расходы увеличатся с 0,5% в 2009 году до 1% в 2012 году, их доля в общих расходах федерального бюджета вырастет с 2,1% до 5,8% соответственно [10].

Таблица 8. Динамика расходов на обслуживание государственного долга в абсолютных размерах и относительно ВВП в 2008-2012 годах

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Темп роста 2012 г. к 2009 г., % (гр. 9/ гр. 3)*100

Факт

Закон №204-ФЗ

(с изменениями)

Оценка

Проект

Изменение

(+), (-) (гр. 5-гр. З)

Основные направления бюджетной политики

Изменение

(+), (-) (гр. 7 - гр. 5)

Основные направления бюджетной политики

Изменение

(+), (-) (гр. 9 - гр. 7)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации

153,3

202,8

202,8

304,0

101,2

450,6

146,6

561,0

110,4

276,6

% ВВП

0,4

0,5

0,5

0,7

0,2

0,9

0,2

1,0

0,2

208,2

% к расходам федерального бюджета

2,0

2,1

2,0

3,1

1,0

4,8

1,7

5,8

1,0

281,3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.