Рефераты. Взаимосвязь основных форм бытия

Кризис замысла общества постмодерна - общества потребления является закономерным, поскольку современное общество представляет некий заключительный фазис становления социальной жизни. На этом пути, малые общности превращаются в большие, доверие к людям сменяется доверием к большим абстрактным системам (государство, право, наука, деньги), связь личного типа сменяется связью универсальной и абстрактной. Тем самым, конфликт между индивидуальностью и социальностью, как двумя наиболее общими основаниями человеческого существования неизбежен.

Понятие бытия отвлечено от конкретных различий вещей, предметов, явлений и процессов, но оно тесно связано с фундаментальной характеристикой как явлений и процессов - с феноменом их существования. Через существование вещей и явлений задается целостность мира, вне которой невозможен не только мир, но невозможно и бытие. Данные измерения бытия определяющим образом влияют и на процесс философского познания бытия.

При этом, в контексте диалектико-материалистического подхода феномен существования как такового подразделяется на два уровня: существование (мир) физических состояний и существование (мир) состояний сознания.

Если принять, что мир природы и мир сознания равно бытийственны, то тем не менее необходимо отметить различие способов их существования. Если мир природы существует объективно, то мир сознания - субъективно. Комбинация данных основных форм существования образует менее общие формы бытия.

Среди вещей, явлений и процессов бытие человека специфично тем, что он принадлежит одновременно двум мирам: природному и феноменальному (миру сознания). Можно считать, что человек есть диалектическое единство объективно-предметного и субъективного начал бытия, единство тела и духа.

При этом, двойственным существованием отличается бытие и самого духовного мира человека: субъективный дух - внутренний психический мир человека, структурированный множеством подвидов от бессознательного до самосознания; объективный дух - интерсубъективная духовность, не являющаяся достоянием отдельного индивида, выступающая в качестве духовной культуры общества как целого. Примером объективного духа является язык, а также такие формы социального сознания как наука, религия, мораль, искусство и т.д. При этом, в своем развитии объективный и субъективный дух взаимосвязаны. Однако, двойственным существованием обладает не только духовный мир человека, но и духовная сфера общества. В бытии социальной системы материальное и идеальное как качественно различные состояния социального существуют в неразрывной связи.

Наряду с бытием индивида и социума можно говорить о таких измерениях бытия как "бытие в возможности" и "бытие в действительности". При этом, возможность не есть небытие, но есть "потенциальное бытие", а его антитезой является "актуальное бытие".

Типология форм бытия важна при выборе решения так называемого "основного вопроса философии". К примеру, материализм полагает основной формой бытия природное бытие; субъективный идеализм - субъективное бытие; объективный идеализм - объективный дух.

Само содержание бытия как феномена и как понятия не исчерпывает философского определения бытия. Важными являются такие проблемы и аспекты онтологической сферы как единство бытия, его неизменность-изменчивость, упорядоченность-хаотичность и другие.

В зависимости от того что считается "первичным" бытие (природа) или сознание (дух), все философы разделяются на материалистов и идеалистов. Выбор между той и иной позицией - это итог множества факторов, которые определяют склад мышления философствующего. Но в целом, как бы ни складывались предпочтения философа, тема бытия должна звучать в его творчестве, поскольку именно интуиция онтологического является своеобразным критерием метафизической состоятельности мыслящего.

5. Общественное бытие и общественное сознание

Две стороны - материальная и духовная жизни общества. Общественное бытие и общественное сознание - предмет и его образ. Общественное бытие - материальное отношение людей к природе в процессе производства и производственные отношения. До марксизма господствовало мнение, что сознание определяет общественное бытие. На самом деле общественное сознание есть «осознанное бытие», отражение в духовной жизни людей их общественного бытия.

Люди развивают производство и свои материальные блага - и вместе с тем изменяется их мышление и продукты этого мышления. Жизнь определяет сознание, а не наоборот. Усложнение жизни есть усложнения взаимодействия этих двух категорий. Заря общества - общественное сознание есть порождение материальных отношений, оно вплетено в материальную деятельность.

С усложнением общества, с его дифференциацией, возникновением политики, права, политической борьбы общественное бытие коренным образом формирует общественное сознание через государство, правовые отношения. У нас феодализм - люди будут другими. Завтра объявили коммунизм - люди быстренько стали коммунистами.

Уровни общественного сознания - обыденное бытовое сознание классов, научно-техническое сознание, социальная психология, идеология. Формы общественного сознания - политика, право, мораль, религия, искусство, философия.

Общественному сознанию присуща некоторая самостоятельность и независимость от бытия. Общественное сознание не всегда содержит то, чего нет в жизни - идеалы. Общественное бытие на определенном уровне уже не создает заново формы - они пользуются уже накопленным знанием и развиваются по своей логике. Кроме того, общественное бытие может не вызвать мгновенного, быстрейшего изменения общественного сознания. Духовным представлениям людей присуща инертность. Обновление идей происходит трудно, замедленно, но все же кардинально. Жизненные потребности требуют изменения форм идеологии. Новое бытие - закон общества!

Заключение

Бытие отдельного человека и человечества в целом специфично, уникально. Однако, в этом бытии есть стороны существования, общие и для человека, и для любой преходящей вещи природы. В общефилософском учении о бытии важно, прежде всего, ответить на вопрос, как именно человек существует. А он ведь непосредственно существует как живой, конкретный индивид, причем первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела.

Но тело человека - тело природы. Наличие тела делает человека конечным, преходящим (смертным) существом, и любое возможное в будущем увеличение длительности жизни людей не отменит законов существования человеческого тела как тела природы. К бытию человеческого тела относится все то, что было сказано раньше о диалектике бытия - небытия, возникновения - становления - гибели преходящих тел природы. Относится к телу человека и то, что оно, погибнув, не исчезает из бесконечной и непреходящей природы, а переходит в другие состояния первой природы.

Смертное тело человека “помещено” в мир неживой и живой природы. С этим местом бытия в жизни человека связано многое. Потребности человеческого тела в пище, защите от холода, от других сил и существ природы, в самосохранении, продолжении жизни можно, правда, удовлетворять минимально, но совсем не удовлетворять их нельзя, не рискуя умереть. Значит, и в человеческом бытии, каким бы специфическим оно ни было, первична предпосылка - существование тела, удовлетворение его совершенно необходимых потребностей. Без этого вообще невозможно человеческое существование. Человек должен иметь пищу, одежду, жилище - это верно в силу законов не только человеческой справедливости, но и самого человеческого существования.

Из факта существования человека как живого тела, природного организма вытекает его подвластность всем законам жизни, и прежде всего, законам наследственности, отменить которые или пренебречь которыми люди не смогут даже и тогда, когда признают и станут учитывать их основательнее, чем сегодня. Это лишний раз показывает, как осторожно и ответственно надо обращаться с природно-биологическим “измерением” человеческого бытия. Можно сказать, что биология человека - целый мир, относительно самостоятельный и целостный, специфический в его бытии и, в то же время, вписанный в целостность природы. Всякое нарушение экологического баланса человеческого организма влечет за собой опасные и разрушительные для человека последствия.

Философия оправданно искала и ищет связь между телом человека и его страстями, переживаниями, психическими состояниями, мыслями, характером, волей, поступками - тем, что раньше в философии именовали его “душой”, а в наше время чаще называют “психикой”.

Бытие отдельного человека - непосредственно данное диалектическое единство тела и духа. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них - с психикой, с духовной жизнью индивида. Работа духа в известном пределе зависит от здоровья тела человека. Недаром пословица гласит: в здоровом теле - здоровый дух. Однако пословица верна далеко не всегда, что, видимо, не требует специальных доказательств. Хорошо известно и то, сколь велика бывает роль человеческого духа в поддержании жизни больного тела.

Один из примеров тому - жизнь И. Канта. Родившийся хилым ребенком, немощный телом философ прожил 80 лет благодаря тому, что хорошо разобрался в особенностях своего организма, строго придерживался разработанных для себя режима и умел воздействовать на свою психику. На жизнь Канта благотворно повлияло также то обстоятельство, что он увлеченно трудился, был и в жизни верен проповедуемым в книгах высочайшим ценностям духа и нравственности.

Специфика человеческого бытия рассматривается не только в плане объединения тела и духа. Не менее важно для философии то, что существование человека как вещи в мире природы (именно мыслящей и чувствующей вещи) было одной из первых предпосылок, побудивших людей к производству и общению. Между фактом существования человека как природного живого тела с естественными потребностями и возникновением производства и общения людей имеется диалектическая взаимосвязь. А это значит, что между бытием человека в качестве природного тела и социальным бытием также существует диалектическое единство.

Люди не просто существуют в мире, но способны особенно мощно (в том числе и пагубно) влиять на мир и на самих себя. Но они же способны познавать собственное бытие и бытие как таковое, испытывать тревогу за “судьбу бытия”. Поэтому человек может и должен осознавать свою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с величайшей ответственностью. Еще тревожнее стоит вопрос об ответственности каждого человека за судьбы человечества, за бытие человеческого рода и человеческой цивилизации, за планету Земля, и раз надежды возлагаются на духовное величие и разумность людей, то особенно важно осмыслить духовное, как особое бытие.

Список литературы
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия Учебник. - М., 2001.
Немировская Л.В. Философия Курс лекций - М., 1995.
Спиркин А.Г. Философия Учебник - М., 1999.
Канке В.А. Философия Учебник - М., 2002.
Радугин А.А. Философия Курс лекций.
Философско-энциклопедический словарь - М.,2007.
Философский словарь. - М.: Политиздат, 1987.
Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993.
Журналы «Вопросы философии», «Философские науки».

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.