Рефераты. Взаимосвязь основных форм бытия

Взаимосвязь основных форм бытия

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Тверской филиал

Кафедра общегуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

Специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

Учебная дисциплина: «Философия»
Тема: «Взаимосвязь основных форм бытия»
Руководитель-консультант
Иванов Николай Иванович
Ученая степень: доктор
философских наук
Ученое звание: профессор
2007
Оглавление
Введение
1. Бытие человека в мире вещей

2. Пространство и время - форма бытия материи

3. Специфика человеческого бытия

4. Взаимосвязь человека и общества

5. Общественное бытие и общественное сознание

Заключение

Список литературы

Введение

“Бытие” - одно из тех понятий, которые многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии. Философское понимание бытия близко к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, какие человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил. Проблема бытия возникает тогда, когда естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется “здесь” и “теперь”, наличествует и что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое, становится предметом сомнения и раздумий. Природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные по формам своего существования, они, прежде всего, благодаря своему существованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование всего, что есть, было и будет в мире - предпосылка единства мира. А исследование бытия - только предпосылка осмысления единства мира.

Впервые этот термин-термин «Бытие» ввёл античный философ Парменид. Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени.

Бытие мира и бытие человека взаимосвязаны и эта взаимосвязь бытия мира и бытия человека осуществлена именно в мышлении, которое тем самым приобретает статус самостоятельной, как бы посредничающей между миром и человеком, реальности, но реальности при этом все же самым тесным образом связанной именно с глубинами существования человека.

Раскрытие источника, качества и мучения бытия как всегда - моего бытия. В мышлении и речи вообще не только и не столько говорится о…, сколько нечто впервые выговаривается, открывается в своем бытии, ибо только так и может сбыться. Отсюда, «уклончивость» и часто «абстрактный» характер философского языка, призванный всякий раз впервые, на собственный страх и риск, устанавливать суть вещей. А, установив, держать ее до времени в себе и для себя, словно оберегая разум человека и его душу перед доселе неведомым, непростым и даже страшным началом этого мира, началом как таковым, началом всего, началом как Бытием. И быть может поэтому, рождение философа, что называется, от Бога, происходит так редко.

Бытие - философская категория, которая фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).

Оно представлено в нескольких формах.

1)Бытие вещей и процессов.

В свою очередь также может быть представлено в двух формах:

а) бытие вещей и состояний природы, которое большинство людей воспринимают как объективную реальность, которая существовала до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б) бытие второй природы, цивилизации. Идеалистическая позиция. Это бытие двойственно, так как с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой - в них вложена сознание и душа человека.

2) Бытие человека.

а) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь); б) специфическое человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум).

3) Бытие духовное, идеальное: а) индивидуальное духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: рефлексы, подсознание, интуиция. б) объективно-существующее духовное - то, что материализовано в культуре.

4) Бытие социальное: а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.

Подлинно или неподлинно бытие - что мы видим?

Имеется ли нечто объединяющее главные формы бытия, некая общая основа, объединяющая многообразие явлений, событий, процессов, включённых в эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира?

1. Бытие человека в мире вещей

Бытие отдельного человека и человека в целом специфично и уникально. Однако в этом бытие есть стороны существования, общие и для человека и для любой переходящей вещи природы. Следовательно, оправдан подход материализма и естественных наук: «человек как вещь среди вещей и тело среди тел», но только если сущность человека не сводится к жизни и проявлениям его тела. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

Тело человека - тело природы, и это делает человека конечным, переходящим (смертным) существом. К бытию человеческого тела относится все то, что относится к диалектике бытия: возникновение - становление - гибель переходящих тел природы. Относится к телу человека и то, что оно, погибнув, не исчезает из бесконечной и непреходящей природы, а переходит в другое состояние 1-ой природы. Проблема человеческого бытия включена в вопрос об эволюции природы и генезисе, возникновении самого человека.

Человек существует как тело в мире вещей, следовательно, первичная предпосылка - существование тела (существование в соответствии с законами жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы) удовлетворение его человеческих потребностей (пища, защита от холода) без этого вообще невозможно человеческое существование.

Материализм уделял большое внимание данному факту:

Подтверждается идея первичности материального по отношению к духовному.

Отсюда вытекают важные следствия относительно прав каждого отдельного человеческого существа (вылечивание, сохранения жизни, право иметь пищу, одежду, жилище).

Подвластность человека законам жизни, и, прежде всего, наследственности.

Философия оправданно искала и ищет связь между телом человека и психикой.

Значит, бытие отдельного человека - диалектическое единство тела и духа:

Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, следовательно, с психикой, с духовной жизнью индивида.

Работа духа зависит от здоровья тела человека.

Человек для самого себя не только 1-ая, но и 2-ая природа. Мысли и эмоции - важнейшая сторона целостного бытия человека.

Существование человека как вещи в мире природы (мыслящей и чувствующей) - одна из первых предпосылок, побудивших людей к производству и общению (характерно для марксистской философии).

Хотя бытие вещей совершенно непонятно, но есть один вид бытия, отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это существование нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “существование есть то, что никогда не становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

2. Пространство и время - форма бытия материи

Пространство и время неразрывно связаны друг с другом и с движением материи. Таким образом, пространство и время не существуют вне движения материи, как и оно - вне пространства и времени. Поэтому Ф.Энгельс утверждал: “Основные формы всякого бытия суть пространство и время...”.

Бытие это и есть материя. Основной признак материи - неисчерпаемость, следовательно: бытие неисчерпаемо. Действительный принцип единства мира - мир материален, следовательно различные формы материи связаны (жидкое, твердое, газообразное состояния), то есть одна форма бытия может переходить в другую. Все конкретные формы бытия, например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным бытием. Но бытие сущего приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму бытия.

Переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превращение, становление его в иной форме. Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.

Важнейший атрибут, способ существования материи включает в себя все процессы (всякое изменение и движение частиц, мышление, общение людей). Движение так же неисчерпаемо, как и материя. Бесконечное самодвижение материи - внутреннее движение перерастает во-внешнее. Движение - есть вечное изменение, взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. Бесконечное движение мира - закон развития и вечности. Нет материи без движения. Движение абсолютно, так как покой относителен и являет собой одну из стадий движения (Земля, Луна, Солнце). Движение входит в структуру бытия основным компонентом. Формы движения различны.

Бытие есть движение. Мир не может существовать без движения. Любой объект существует только потому, что в нем существует определенный тип движения. При прекращении движения объект распадается и переходит в другой объект, с другим типом движения.

Одни формы движения превращаются в другие. Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, каждый из которых характеризуется своей системой закономерностей и своим носителем. Субмикроэлементарный уровень - форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень). Далее образуются ядра (ядерный уровень), а из них молекулы (молекулярный), из молекул агрегаты - газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический). Последние образуют звезды, планеты, галактики (космический уровень). Органический уровень - результат постепенного усложнения молекул углеродистых соединений, приведшего к образованию органических соединений. Человек и общество (социальный уровень) - высшая форма движения материи. Формы движения: механическая - химическая - биологическая - социальная.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.