Рефераты. Схоластика

Схоластика

11

ВСТУПЛЕНИЕ

Завоевание германцами и вандалами Западной Европы привело к упадку культуры с VI по VIII в. В это время даже короли варваров не умели подписывать своё имя. Центром богословской и философской жизни в это время становится Византия, сумевшая временно устоять под напором варваров. Напомним, что основным языком в Византийской империи был греческий язык, что помогало в освоении античного наследия.

Строго говоря, средневековая культура - это культура варваров, под напором которых как раз пал Древний Рим. Но, погубив античный мир, варвары оказались главными наследниками его культуры. И новый подъём культуры в Западной Европе начинается благодаря усилиям «императора варваров» Карла Великого. Это был король франков, провозгласивший себя императором Священной Римской империи. Так, в 800 г. устанавливается преемственность между античными политическими институтами и политической властью средневековой Европы.

Карл Великий посчитал своей обязанностью позаботиться о распространении образования, наук и искусств в созданной им империи. Начинается так называемое «каролингское возрождение», а с ним и оживление интереса к философии. Философ Эриугена, от которого ведут начало схоластики, был приглашен ко двору короля Карла Лысого в Париж из далекой Ирландии, где в монастырских школах сохранились традиции латинской и греческой образованности.

Само слово «схоластика» связано с тем, что философия в средневековой Европе изучалась по преимуществу в школах при монастырях. «Схоластика» означает «школьная» от латинского слова schole. Схоластика - интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого-философской тра-диции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систе-матическую концептуализацию западнохристианского вероучения. Схоластика проходит в своем развитии следую-щие периоды:

1. Классическая (сред-невековая) схоластика, в свою очередь распа-дающаяся на этапы:

· ранняя схоластика (11 --12 вв.); представители: Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Беренгар Турский(1000-1080) Иоанн Росцелин (1050-1022), Гийом из Шампо (1068-1121), Петр Абеляр, Гийом из Конша (1060-1154), Жильбер Порретанский (1080-1154), Алан Лилльский, Иоанн Солеберийский (1115-1180);

· зрелая или поздняя схоластика (13--14 вв.); представители: Альберт фон Больштедт (1200-1280), Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скот, Бонавентура, Сигер Брабантский (1240-1281), Николай Орем (1320-1382), Уильям Оккам, Жан Буредан, Раймунд Луллий (1235-1315).

2. Неосхоластика, или "вторая схоластика" -- ряд течений католической фи-лософской мысли, ориентированных на возрождение схоластики, осуществляемое в рамках: контрреформации (15-- 16 вв.); представители: Томмазо де Вио Гаэтанский (1469--1534), Франческо де Сильвестри Феррарский (1474--1528), Франческо де Виттория (1483--1515), Суарес, Габриэль Васкес (1550--1 604) и др.; отчас-ти "католической реставрациии" (18-- 19 вв.) и неотомизма.

Теоретическими источниками формирования схоластики выступают: византийская теоло-гия и патристика (прежде всего, со-чинения Августина Блаженного). От неоплатонизма в христианской переработке схоластика унаследовала мировоззренческую ориентацию на соединение иррацио-нально-мистических предпосылок с рассудочностью выводов и методо-логическую установку на герменев-тическую работу с текстом как познавательную типовую процедуру. Христианская теологическая традиция раннего средневековья, иногда рассматривается в качестве предсхоластики, своего рода нулевого цикла культурных усилий по кон-цептуализации христианской веры. В его рамках были сделаны первые шаги по направлению к сис-тематизации и философскому обос-нованию теологии: систематизация патристики Иоанном Дамаскиным (675 --753), энциклопедичес-кая системность произведений Ио-анна Скота Эриугены, глобальные работы Исидора Севильского.

«Диалектика» Алкуина (735-- 804) - глава сыгравшая значительную роль в истории средневековой обра-зованности школы при дворе Карла Великого. От этой традиции схоластика на-следует основной жанр масштабных компилятивно-энциклопедических компендиумов-систематизации, впоследствии развившийся в харак-терные для схоластики «Суммы» (глобальная "Сумма теологии" Фомы Аквинского, грандиозный логический трактат Н. Николетты Венецианского "Ве-ликая логика").

Эволюция схоластики органично свя-зана с эволюцией в средневековой культуре образования и образован-ности. Если оформление ранней схоластики связано с возникновениями город-ских школ как центров образован-ности, то зрелая схоластика связана с уни-верситетским образованием (прежде всего, Парижским и Оксфордским университетами). Понятая одновре-менно и как принадлежность к ин-теллектуальной элите ("ученость"), и как принадлежность к определен-ной интеллектуальной традиции ("вы-учка"), схоластика предполагает специаль-ную подготовку (школу), необходимо предваряющую самостоятельные за-нятия теологией. Помимо философии в средневековых школах преподавали семь «свободных искусств». Этот комплекс был разработан в основном Боэцием. Он включал в себя «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и «квадриум» (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Эти науки назывались искусствами потому, что наукой в Средние века было принято называть только теологическое знание. А всё то, что было свободно от его влияния, именовали «свободными искусствами».

Развитие схоластики осуществлялось на основе и в рамках концепции "двойственной истины". Она предполагает непротиворечивое и независимое сосуществование ис-тины знания и истины веры при нео-споримом примате веры. В этой свя-зи с точки зрения содержания схоластика представляет собой интеллектуаль-ное движение в сфере, которую мож-но обозначить как классический те-изм, естественно подразумевающий креационизм и провиденциализм. Эта основополагающая принадлеж-ность схоластики обусловливает и характер-ную для нее проблематику, которая неизменно связана с христианским вероучением.

Предметом постоянно-го внимания в схоластике выступают догматы о троичности Бога, о предопределе-нии, о сотворении мира из ничего, о первородном грехе и воздаянии, о воскресении. Однако, несмотря на внеш-нюю заданность неизменно канони-ческой проблематики, внутри схоластики оформляются вариативные и зачас-тую глубоко оригинальные и яркие модели видения последней, порож-дая достаточно острые противостоя-ния различных схоластических уче-ний. Примером может служить обсуждение проблемы, совершаются ли деяния Божии на основе его сво-бодной воли или на основе божест-венного разума, подчиняющего себе божественную волю. Дискуссия не только прихо-дит в противоречие с каноническим тезисом о "неисповедимости путей Господних", но и инспирирует оформ-ление в контексте схоластики глубоко ориги-нального выражения идей волюнта-ризма в концепции Иоанна Дунса Скота, построенной в форме тради-ционно схоластической системы. При проявлении подобных противо-речий в глобальном для схоластики масштабе они задают своего рода базовые парадигматические оппозиции, детерми-нирующие основные тенденции раз-вития схоластики на том или ином этапе ее истории.

Так, центральной для ран-ней схоластики была оппозиция "реализм -- номинализм", оформившаяся в ходе схоластического обсуждения про-блемы природы универсалий. Наря-ду с реализмом (Ансельм Кентерберийский, Гийом из Шампо и др.) и номинализмом (Беренгар Турский, Иоанн Росцелин, Уильям Оккам, Николай Орем, Жан Буридан и др.) как экстремальными позициями в споре об универсалиях может быть выделен концептуализм (Петр Абеляр). Иоанн Дунс Скот продвига-ется до интерпретации общего как имеющего основу в единичных вещах.

Основным камнем преткнове-ния в споре реализма, номинализма и концептуализма выступала про-блема индивидуации, т. е проявле-ния бытия как множества сходных в основе, но не тождественных инди-видов. Генетически идея индивидуации восходит еще к стои-кам, но в рамках схоластики приобретает кри-териальную остроту. Реализм видел основу качественной индивидуации в форме как источнике "определен-ности" и "отделенности" вещи. Концептуализм основы-вался на тезисе, что типологические различия вещей создает форма, а индивидуальные -- материя. Номи-нализм же все сущее полагает единичным и индивидуаль-ным.

Применительно к зрелой схоластике можно выделить две пары парадигмальных оппозиций, соотносящихся между собою по гегелевскому принци-пу "разломанной середины". Исходно -- оппозиция "августинизм -- аристотелизм", затем, после установления доминанты последнего, оппозиция аверроистского и томистского его ис-толкований. Формирование оппози-ции "августинизм -- аристотелизм" связано с деятельностью соборной школы в Шартре (зрелый период), мыслители которой, ориентируясь (с позиций реализма) на онтологиче-ски данное общее, стремились возро-дить платоновскую концепцию в ее исходном, не христианизированном виде. В этом контексте Шартрской шко-лой (Тьерри и Гийомом из Конша) была актуализирова-на платоновская идея о самосущем бытии аморфной материи, пласти-ческое преобразование которой Де-миургом обеспечивает космизацию и оформление мира. Шартрская идентификация Духа Святого с платоновской "миро-вой душой" деформировала понима-ние триединства божественных ипо-стасей и пришла в противоречие с христианским Символом Веры, за-дав пантеистическую и натуралисти-ческую направленность схоластики. Борьба с пантеизмом и натурализмом отст-роилась в схоластике как борьба с платониз-мом, а, следовательно, с августинизмом. Платформой, с которой велась эта борьба, выступил аристотелизм, который сначала сам был воспринят ортодоксией в штыки (борьба с иде-ями Давида Динанского и Сигера Брабантского), однако после его фун-даментальной христианской пере-работки Альбертом фон Больштедтом и особенно Фомой Аквинским, аристотелизм не только был асси-милирован схоластикой, но и вытеснил августино-платоновскую парадигму. Ожесточенная борьба с мыслителями Шартрской школы привела к практически то-тальной переориентации схоластики с нео-платонической на аристотелевскую платформу. Однако становление ее завершилось развитием двух проти-воположных друг другу ее интер-претаций: версий аверроизма и то-мизма. Аверроизм воспринял от арабского перевода и комментариев Ибн Рушдом Аристотеля идею веч-ности мира; понимание души как безличной единой интеллектуальной, «явлен-ной в яви явлений". Сигер Брабантский, интерпретируя с позиции аверроизма индивидуальную душу как функцию тела, истолковал ее в качестве смертной, а человечество -- как несотворенное.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.