С помощью каких категорий можно описать любое явление Бытия?
Как отделить первостепенные категории от вторичных и подчиненных?
В каких отношениях и соотношениях находятся категории?
На каких принципах основывается построение системы категорий?
Часть 2. Теоретические возможности
Категория - древнегреческое слово, означающее указание, высказывание. Категории диалектики - это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления. Категории диалектики - это ступени, узловые пункты познания мира, в которых отражаются взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления.
Данные категории нельзя в полной мере назвать диалектическими, поскольку Аристотель не во всех случаях подчеркивал их взаимосвязь, дополнительность и противоположность. Однако в одиннадцатой главе он закладывает основы именно диалектической логики, подчеркивая, необходимость наличия противоположностей: «Благу необходимо противоположно зло, здоровью противоположна болезнь, мужеству - трусость».
Для Аристотеля «ясно также, что по природе противоположности относятся к тому, что тождественно или по виду, или по роду: болезнь и здоровье находятся по природе в теле животного, белизна и чернота - просто в теле, а справедливость и несправедливость - в душе человека». А это уже прямой выход на гегелевскую синтетическую категорию.
Кант критикует Аристотеля за бессистемность. «Отыскать эти основные понятия, говорит Кант, было достойно такого проницательного мыслителя, как Аристотель. Но так как у него не было никакого принципа, то он подхватывал их по мере того, как они попадались ему, и набрал сначала десять понятий, которые назвал категориями. Затем ему показалось, что он нашел еще пять таких понятий, которые он добавил к предыдущим под названием постпредикаментов. Однако его таблица все еще оставалась недостаточной. Кроме того, в нее включены также некоторые модусы чистой чувственности (quando, ubi, situs, а также prius, simul) и даже один эмпирический (motus), которые вовсе не принадлежат к этой родословной рассудка, к тому же в ней среди первоначальных понятий перечислены также некоторые производные (actio, passio), а некоторые из первоначальных понятий не указаны вовсе».
Я же, в свою очередь, хочу оправдать Аристотеля, перед выдающимся немецким классиком. Моя «аристотелеодицея» сводится к двум пунктам:
Аристотель заложил основы диалектического построения системы категорий, хотя сам ими и не воспользовался и
Сам Кант использует ту же самую стратегию выделения категорий, анализируя возможные суждения о предметах.
Итак, анализируя и обобщая суждения о предметах и возводя отдельные определения и признаки в ранг категорий, Аристотель предпринимает первую, метафизическую попытку выявить и описать предельные основания бытия. Однако, остается непонятным насколько этот перечень категорий ПОЛНЫЙ, все ли категории правильно выделены и как они связаны между собой.
О логической функции рассудка в суждениях
О чистых рассудочных понятия синтеза
1. Количество
2. Количества:
Общие
Единство
Частные
Множественность
Единичные
Целокупность
2. Качество
1. Качества
Утвердительные
Реальность
Отрицательные
Отрицание
Бесконечные
Ограничение
3. Отношение
3. Отношения
Категорические
Присущность substantia
Самостоятельное существование accidens
Гипотетические
Причинность, причина
Зависимость, действие
Разделительные
Общение (взаимодействие между действующим и подвергающимся действию)
4. Модальность
4. Модальности
Проблематические
Возможность
Невозможность
Ассерторические
Существование
Несуществование
Аподиктические
Необходимость
Случайность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6