Рефераты. Система диалектических категорий

2.5 Выводы и перспективы

Обобщая сказанное, хочу отметить, что развитие представлений о системе диалектических категорий находится сейчас в стадии мерцающих углей затухающего костра. Противоречие между методом Гегеля и его системой разрешилось в пользу метода, а система стала покрываться пылью неподступности и недопонимания. Послегегелевские системы ориентированы в большей степени на решение прикладных задач и учитывают реальные ограничения объема памяти и внимания конкретного пользователя.

Диалектический способ познания на данный момент не имеет сопоставимых антитезисов, а потому синтезировать на более высоком уровне нечего.

Направления развития диалектики

Со своей стороны вижу три возможных направления для развития системы диалектических категорий.

Релятивизм, являющийся по сути антитезисом гегелевской абсолютизации. Сутью релятивисткого подхода к системе категорий является, по моему мнению, троякая относительность каждой из категории. Каждая категория системы должна восприниматься относительно обозначаемого ею Объекта, других Категорий и точки зрения познающего Субъекта ;

Синергетика, примиряющая необходимое и случайное в развитии сложных систем. Сутью синергетического подхода к системе категорий является, по моему мнению, признание того факта, что на разных уровнях строения и этапах развития действуют разные законы, а по сему и категории должны употребляться разные.

Триалектика. Метафизика использует обобщение и абстрагирование для понимания наблюдаемого. Диалектика использует отрицание и синтез для понимания механизмов саморазвития существующего. Триалектика могла бы использовать коллективное оценивание для изменения вероятностного.

Ответы на ключевые вопросы

Что касается вопросов, поставленных в первой части работы, то ответы на них я сформулировал следующим образом:

На каких принципах основывается построение системы категорий?

В ответе на этот вопрос должен находиться и ответ на вопрос о том, как отделить первостепенные категории от вторичных и подчиненных.

Принципы включения категорий в систему

Принцип универсальности - каждая из включаемых в систему категорий должна быть применима для описания абсолютного большинства объектов и явлений Бытия.

Принцип полноты - все включаемые в систему категории должны быть применимы для описания любого из объектов или явлений Бытия и их совокупное применение должно исчерпывать все содержание описываемого объекта или явления.

Принцип кардинальных отличий - в систему не должны включаться категории, включаемые в другие категории или значительно пересекающиеся с ними по содержанию.

Принципы взаимосвязывания категорий в системе

Принцип синтетической противоречивости - каждая категория должна иметь свою противоположность, вместе с которой она образует определенный категориальный континуум.

Принцип соответствия этапам познания - последовательность категорий должна соответствовать логике индивидуального и коллективного познания.

Принцип диалектического перехода - переход от одной категории к другой должен осуществляться либо путем отрицания либо путем синтеза предшествующих категорий

С помощью каких категорий можно описать любое явление Бытия?

Признаюсь откровенно, мне не удалось решить задачу отбора категорий в систему и выстроить ее внутреннею архитектонику так, чтобы с первого взгляда возникало стойкое ощущение полноты, взаимосвязанности и непротиворечивости. До Гегеля мне еще далеко. Однако, считаю необходимым зафиксировать первые шаги на пути создания такой системы.

Онтология

Действительное

Исчезновение - Возникновение

Возможное

Материальное

Идеализация - Материализация

Идеальное

Дискретное

Продолжение - Прекращение

Непрерывное

Количественное

Определение - обезличивание

Качественное

Изменчивое

Стабилизация - Дестабилизация

Неизменное

Внешнее

Экстериоризация - Интериоризация

Внутреннее

Следствие

Воздействие - Претерпевание

Причина

Необходимое

Дестабилизация - Стабилизация

Случайное

Явление

Обратная связь - Эманация

Сущность

Часть (элемент)

Интеграция - Дифференциация

Целое (структура)

Гносеология

Абсолютное

Перенос точки зрения внутрь или во вне

Относительное

Различное

Сравнение

Тождественное

Содержание

Оформление - Структурирование

Форма

Единичное, особенное

Обобщение - Конкретизация

Общее

Аксиология

Зло

Оценивание

Добро

В каких отношениях и соотношениях находятся категории?

Задача классификации самих категорий представляется достаточно сложной.

Начнем с того, что сами категории есть Знаки. С их помощью Субъект Отображает многообразие Объектов действительности. Следовательно, необходимо выделить три сферы категорий:

Объектно-онтологическую - все, что характеризует Бытие, «независимое» от нашего сознания, в том числе и Сущность, как невидимую изнанку объектов;

Предметно-познавательную - все, с помощью чего мы судим о Бытии, сами категории, понятия, формы суждений и логических операций;

Субъектную - все, что характеризует намерения и особенности познающего субъекта.

Далее, на мой взгляд, необходимо попытаться выстроить категории от общего к частному, потому что суть самих категорий это Общее.

И наконец, последний критерий дли структурирования системы - это логика индивидуального и исторического познания.

В идеале я вижу систему категорий, как многослойное сито, проникая через которое, эмпирический и теоретический материал во-первых находит свое точное место в картине мира, а во-вторых ограняется в соответствии с формой ячеек на каждом уровне.

Часть 3. Практические возможности

В данной части я изложу несколько мыслей относительно практического применения разрабатываемой системы категорий.

3.1 Практика отображения

Стратегии познания

С чего начинать познание и изменение объектов? Какие стратегии приведут к более точному отображению и эффективному преобразованию?

От внешнего к внутреннему

От внешнего к внутреннему (от бытия к сущности, от видимости к существованию и т.д.). Глубокий философский смысл данной стратегии заключается в том, что разделение на внешнее и внутреннее, вещи-для-нас и вещи-в-себе, Я и не-Я, является условием познания, как частного вида взаимодействия познающего с познаваемым. Психологической аналогией и подтверждением правильности стратегии «от внешнего к внутреннему» является закон интериоризации, сформулированный Л.С. Выготским и развитый Гальпериным в теории поэтапного формирования умственных действий. Сначала действие должно быть произведено вовне и лишь затем оно может быть совершено в символической форме во внутреннем плане.

От формы к содержанию

Гегелевский принцип «от абстрактного к конкретному», можно переформулировать в принцип «от формы к содержанию», потому что на практике, при определении категорий и понятий гораздо чаще используется понятие форма. Практическая значимость приоритета формы заключается в том, сначала необходимо понять или задать структуру, а затем конкретизировать или наполнять содержанием. Это относится к написанию научных работ и отчетов.

Классификация исследуемых объектов

Мое диссертационное исследование посвящено рискам в управлении персоналом. Многообразие определений риска, его видов и факторов создает ощущение хаоса. Как упорядочить содержание имеющихся представлений о рисках, связанных с человеческой деятельностью в организации и увидеть исследовательские ниши?

Для данной задачи система категорий применима в качестве оснований для классификации и характеристик рисков.

Действительное

Риск

Возможное

Материальное

Риск

Идеальное

Дискретное

Риск

Непрерывное

Количественное

Риск

Качественное

Изменчивое

Риск

Неизменное

Энергия

Риск

Информация

Необходимое

Риск

Случайное

Система факторов риска

Онтологические основания рисков

В основе существования и развития социальных систем, к которым принадлежит и государство и организация, и команда, и сам человек, лежит противоречивость.

Противоречивость порождает изменчивость социальных систем, а, следовательно, и возможности развития (как прогресса, так и регресса).

Изменчивость сильнее всего проявляется на этапе нестабильности функционирования системы. В так называемой точке бифуркации возникает альтернативность (множественность) возможных путей развития.

Переход к новому состоянию системы совершается случайным (маловероятностным) образом.

Гносеологические основания рисков

Развитие социальных систем по маловероятностным, неожиданным сценариям порождает у воспринимающего субъекта состояние неопределенности.

Поскольку сам субъект является частью социальных систем, то он обладает противоречивостью и изменчивостью.

Стало быть, внешняя неопределенность может породить внутреннюю нестабильность, которая случайным образом приведет к маловероятностным поступкам и действиям, которые, в свою очередь, изменят актуальное состояние социальной системы, к которой принадлежит данный субъект.

Аксиологические основания рисков

Наступление маловероятных событий влечет за собой определенные последствия, как для социальных систем, так и для субъекта.

В зависимости от собственной системы ценностей и направленности субъект оценивает возможные события и их последствия как желаемые или нежелаемые.

Вероятность наступления желаемого порождает стремление, нежелаемого - избегание.

Т.к. субъектами являются различные социальные системы различных уровней общности, то вероятность наступления одних и тех же событий оценивается по-разному, что приводит к разнонаправленным и противоречивым действиям.

Таким образом, вероятностность развития систем отображается познающим субъектом в соответствии с его системой ценностей, что порождает собой взаимодействие субъектов и систем по типу стремления к желаемым или избегания нежелаемых событий.

3.2 Практика преобразования

Развитие через определение и самоопределение

Особо хочу подчеркнуть значимость определения, как одного из основных процессов и познания и развития. Гегель часто использует понятие определенность для определения категорий. И неслучайно.

Чтобы нечто познать необходимо сначала самому отделиться от этого объекта, затем отделить этот объект от остальных и наконец понять его внутреннюю структуру и содержание.

Определенность есть очерченность границ объекта или явления, отделенность от иного. Само определение понятий и заключается в том, чтобы сначала возвести познаваемый объект в более общую категорию, а затем, методично отсекать все лишнее.

Почему определение есть инструмент развития и как оно действует?

Отделение Нечто от Иного есть качественно новый уровень функционирования этого Нечто, как самостоятельного объекта. Пример: кризис 3-х лет у детей, появление самосознания «Я сам!», первая ступень перехода в новое качество самоуправляемости. Поэтому, для личностного развития необходимо постоянно самоопределяться, а также способствовать самоопределению других людей, предоставляя им свободный выбор.

Ограничения стимулируют внутреннюю активность. Доказано, что творческое задание без условий: «Нарисуйте что-нибудь» выполняется менее продуктивно и оригинально, нежели творческое задание с ограничениями: «Нарисуйте необычное животное карандашом за 30 минут». На тренингах мы используем ограничение времени на выполнение заданий, в качестве одного из основных способов повышения активности участников.

Организационное развитие

При консультировании руководителей всегда возникает вопрос о стратегических целях и стратегиях их достижения. Как система категорий и диалектический метод могут помочь в решении задач организационного развития?

1. Понимание тенденций развития

Чтобы начать развиваться, необходимо определить нынешнее положение организации и естественные тенденции ее развития. Категории в данном случае выступают, как формы характеристики состояния отдельных аспектов и организации в целом. Например, внутренняя нестабильность (реорганизация), непрерывная внешняя изменчивость (законодательство).

Определив состояние, выявляем куда оно изменяется: усугубляется или переходит в противоположное. Изменение качества свидетельствует о развитии (прогресс или регресс); изменение количественных характеристик качества свидетельствует о росте или спаде на данном уровне развития.

Если желательное актуальное состояние изменяется или нежелательное усугубляется, мы записываем эти тенденции в список негативных (внутренняя нестабильность усиливается, ). Если же наоборот, желательное усугубляется, а нежелательное изменяется, то - в позитивные (внешняя изменчивость прерывается).

Определение стратегии развития организации

Далее выделяем изменяемые и неизменяемые тенденции, соотнося желаемый эффект с возможностями организации.

И, наконец, формируем из изменяемых тенденций окончательный ранжированный по степени значимости перечень желаемых тенденций.

Например, от внутренней нестабильности к внешней устойчивости.

Самые значимые желаемые тенденции и будут являться стратегиями организационного развития. Эвристическая значимость категорий в данном случае заключается в понимании не только направления развития, но средств этого развития.

Принципы корпоративной идеологии

Когда определены стратегии развития, необходимо сделать их инструментами достижения целей. Это возможно путем оформления стратегий в принципы корпоративной идеологии и доведения этих принципов до сознания сотрудников, клиентов и общества.

Например:

“S” - надежная компания. Мы всегда полностью и своевременно рассчитываемся с нашими Гостями, партнерами, и сотрудниками. Для нас важно, чтобы наши Гости, партнеры и сотрудники чувствовали уверенность в нас и знали, что “S” сдержит слово и выполнит взятые на себя обязательства.

Список литературы

  • Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4-х т. - Т.1. - М., 1976 г.
  • Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.; Изд-во ЛГУ, 1984 г.
  • Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. - М., 1975 г.
  • Кант И. Критика чистого разума. - М.,1994 г.
  • Макаров М.Г. Сложность и вариативность категорий диалектики.- Л., «Наука», 1988

Райл. Г. Понятие сознания. - М. Идея-Пресс. Дом Интеллектуальной книги.

  • Семенов С.П. Аутентизм. Основные отличительные понятия и концепции. - СПб., 1998 г.
  • Труфимов С.Н. «Наука логики» Гегеля в доступном изложении: учебное пособие. - Самара: Парус, 1999 г.
  • Туленов Ж.Т. Взаимосвязь категорий диалектики: Монография - М.: Высш.шк., 1986
  • Тэпман Л.Н. Риски в экономике: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.А. Швандера. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
  • Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1980 г.
  • Шептулин А.П. Категории диалектики. - М., Изд-во «Высшая школа», 1971
  • Шептулин А.П. Категории диалектики как отражение закономерностей развития - М.: Знание, 1980

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.