Рефераты. Проблема начала в "Науке логики" Г.В.Ф.Гегеля.

Сам вопрос есть явление "спекулятивного" мышления,можно сказать, что он есть наиспекулятивнейшее, ответ может и не дойтидо "спекулятивности",но вопрос - всегда спекулятивен.Вопрос-это когда"язнаюо том,что знаю,что чего-то не знаю".В вопросе имеется:отсутствие знания о чем-то, но о чем-то, в какой-то мере, определенном, т.е. познанном, и единство этого не знания и знания, о каком-то предмете, в знании об этом.

Итак, вопрос, словесно выраженное не знание, ответ словесно выраженноезнание.Развитиевопроса и ответа происходит, как и по форме,так и посодержанию.Вразвитиивопроса и ответа можно обнаружить (пока описательно, не доказательно) следующие стадии:

1) Однословная форма.

- Имя - слово выражающееся существительным,именование.Oзвучивание воспринятой,существующей для субъектаопределенности:этот камень,это дерево,нет общихпонятий,чистая констатация, именование, нехарактеристика.

Однословные вопросы - чистоезнаниенезнания. "Спекулятивность" явленав полной,но не развитой,мере; или,иначе,однословный вопрос есть явленная "спекулятивность" мышления в своей тотальности, нов форме неразличенного единства знания и незнания, выраженное в одном, едином слове. В нем есть то, чтобылосказанов характеристикедлялюбоговопросавыше,а именно,что они есть выражение, когда "я знаю о том, что знаю, что чего-то не знаю". Это "чего-то"здесь неопределенно. Вопрос, в такой однословной форме, есть действительная чистая форма мышления.Внемнетконкретного содержания, ноон дает конкретноенаправлениемыслительной деятельности. Нет содержания и никогда не будет, никогда вопрос, как таковой, не наполниться содержанием и перестанет быть сам по себе. Он всегда перестает быть для мыслящего и поэтому возникает сноваи снова у него. Но для появления вопроса о вопросе, в чистой форме, а не очем-то,необходимо,чтобыв мышлении вопросвыделилсяв самостоятельный предмет мышления. Сначала в мышлении нет разделения между его, мышления, формой, чем является вопрос, и содержанием, чем является ответ. И вопрос есть вопрос о чем-то.

2) Двусловная форма.

- "(имя) какое? - вопрос раскрывающийся в описании предмета.

- Признак "(имя)такое"прилагательное - обозначает определенность,испытываемую самим воспринимающим, выражаетотношениенекоторой определенности квоспринимающему субъекту:это {имя} твердое,это {имя} горячее, по отношению к телу. Общихпонятий камень, огонь еще нет, есть именасобственные.Бытие этой определенностипринадлежит и предмету, и воспринимающему его.

наречие - предыдущая озвученная определенностьвозведена в самостоятельное качество предмета,субъективная сторона подвергнута упразднению.

глагол (Это какое? - действующее. Как действующее?) -обозначениетого,чтоприсущесамойпредметной определенности, ее самостоятельногосвойства не зависящее от воспринимающего.Через глагол определяется самостоятельноекачество самой выделенной определенности.Глаголомвыражаетсяопределенность, причинабытия которой лежит не в ней самой,а втом,что производит это определенное действие, ното, что и существует через это определенноедействие,хотя и не исчерпываетсяим,аследовательно может быть и через другиедействия.

причастие, деепричастие - отглагольные формы.

- "это" - местоимение достижение абстрагирующей силыума,выходза эмпирическую конкретность.

- "некоторыеэти" - общее "имя", по общему признаку.Проявление спекулятивного момента - удержаниепонятия о многом,которое в тоже время одно.

- "всеэти"-получаютобщее имя - "вс(е) этосуществующее" - это есть Одно - триумфальноедостижение абстрагирующей силы ума.

- "Что это такое?" - самый спекулятивный из вопросов.

а) "Это"есть такое-то и такое-то (перечисление признаков)и

б) "Это" есть "Это" (общее имя "некоторым этим")и

в)"Это"есть"Это" (имя действительно существующемуобщему роду)

На этом необходимоостановитьсяподробней.Здеськорень очень многих заблуждений,споров различных учений и т.д. Можно сказать, что с исчезновением возможности человеком отвечать этим ответом, началось становление философии, т.е. началось развитие теоретической способности ума. Дело в том, что восприятие окружающего мира у подавляющего большинства людей ограничено миром физических вещей.Человеку в этом случаеникогданепридетв голову,что те внеположенные предметы которые его окружают имеют единство не только в общемимени,гносеологическоеединствов понятии,нои онтологическое,материальное единство в материи, таким человекомпростоневоспринимаемой.Этоотсутствие восприятияобуславливаетдумать,чтонекоторые,ему кажущиеся общие абстрактные понятия, не существуютв онтологической действительностииточнотакже обуславливаетнекоторым абстракциям приписывать онтологическую силу.В этомвседело- некоторыеобщие понятияестьименареальносуществующему,а некоторые лишь субъективныйпродукт.Ипоэтомусуществуютдве разновидностиответа-когдапринадлежностьроду имеет онтологическуюоснову,акогданет.Очень привлекательнов доказательстводействительности абстрактныхпонятий подставлять имена действительно существующих всеобщностей. Например, использование таких общих понятий,как человек, животное, растение - это все онтологические роды. Доказывать, что "природа, особая сущность, истинно сохраняющееся и субстанциальное при всем многообразии и случайности явлений и преходящем проявлении есть понятие сути вещи (Sache), всеобщее в ней самой (как, например, каждый человеческий индивид, хотя и бесконечно своеобразен, все же имеет в себе prius [первичное] всего своего своеобразия, prius, состоящее в том, что он в этом своеобразии есть человек ... то нельзя сказать, что осталось бы от такого индивида - какими бы многообразными предикатами он ни был бы наделен, - если бы от него была отнята эта основа (хотя последнюю тоже можно назвать предикатом). ([1] с. 27) В этой цитате выражено все заблуждение теоретического познания, насчет того, что изучаемое им есть действительно само существующее, когда это только слова об этом.

Необходимо ещеупомянутьпро"такое"-этоуточнение стало требоваться при возможности многовариантности ответа, т.е."такое" выражаетхарактеропределенности спрашиваемого.Развилосьиз чувственного критерия "как орудие", "как пища" и т.д. в мыслительную всеобщую категорию "по истине", т.е. интересует самая суть.

Наконец мы подошли к самой предельной форме всего предыдущего: из вопроса "что есть", из имен берется "Вс(е) это существующее", из уточнений "по истине" - получаем "Что есть вс(е) это существующее, по истине?"Спекулятивный момент эмпирическогомышленияпроявился полностью.Должна быть полностьюположеннаяспекулятивностьв предельном эмпирическомответе.Вс(е) существующее - получает имя Единое."ЧтоестьЕдиное,поистине?" Не надо забывать как получалисьэмпирическиеответышелпроцесс определенияобщего признака у некоторой множественности. Что является общим признаком у всего? Да он и остался в самом вопросе "что есть вс(е) СУЩЕСТВУЮЩЕЕ, по истине?" Вс(е) существует - бытийствует,не зря это глагол,как было показано выше,и этот всеобщий, теперь действительно всеобщий, признакполучаетсвоеимя,т.е. образуетсяотглагольное существительноеБытие.Эта отглагольностьестьпоказатель,что существительное не есть что-то самостоятельно существующее, оно есть признак и имеется то, что им обладает и не сводится к нему.

7) Что есть "чистое бытие"?

Парменид, с которого считают началась философия, сказал: "Единое есть Бытие." И это правильно:правильно, что с этого момента началасьименно философия и началась именно с этого. Что это такое быть философом - это значит "двигаться в чистойстихии мышления", спекулятивно мыслить чисто мыслительные понятия.Ставить вопрос "что есть это по сути?" и "спекулятивно"отвечатьнанего.Бытиеесть первое мыслительноепонятиеипоэтомупервый, высказавшийего Парменид,являетсяродоначальникомФилософии.Дальнейшая задача философскоймыслибылаопределена- раскрыть,что естьБытие, движение мысли,в действительном выяснении этого,ужемоглобыть только движением философии, раскрытие понятия Бытие, раскрытие любого другого понятия могло происходить только в разумном уме. "Единое есть Бытие." "Что есть Бытие, по истине?" есть уже вопрос для чистого мышленияответна негонеможетбытьполучениз чувственного источника.Что есть Бытие - этопредельный признак,т.е.унего самогоне можетбытьникакого эмпирическогопризнака,нооно мыслиться, следовательно, лишь мышление может раскрыть что оно есть.Мышление двигаясь впередпопути познания должно изменить способ:ранее осуществлявшийсяспособформированияпонятия,являющегося выражениемобщегопризнака,необходимозаменитьна понятийную конкретизацию этого понятия.Бытиетопонятие, котороестоитна порогеэмпирическогои мыслительного,т.к.полученноепутем абстрагирования от эмпирического материала, оно должно получить чисто мыслительное,логическое определение. Это понятие будучи результатом абстрагирования есть самое абстрактное понятие, кромеэмпирического материалазанимничего не стоит, поэтому абстрагировав его,оно оказалось пустым,"Ничто", в мыслительном аспекте, но не абсолютно, чистаяформа это вопросы,как таковые.Всеобщий признак есть самое абстракное понятие.Это момент перехода до-науки в науку, в чистую теоретическуюнаукуфилософию.Внауку,которая безсознательно, думая,чторазмышляетобАбсолютном, пришлавконцеконцовк самосознанию и потребности выяснить,что же она такое - к мышлению о мышлении.И наконец-тонашласвойпредметсодержаниемысленных определений,т.е.смысл,пришлак идеи об идее. Философия прошла длинный путь отонтологическихидейПлатона,к чистой гносеологической субъективнойидеиуГегеля. Весьтрудный путь философииэто теоретическаяборьба номинализмаи реализма. Неудачаучения, проявившегосяв истории, как реализм, доказывающего реальность общих понятий, в том,что само это их мнение было лишь теоретическим предположением, они не имели сами онтологического опыта их бытия, а поэтому их борьба велась на территории номинализма - их пройгрыш в споре был предрешен. К тому же они так же как все остальные не могли различать, какое общее понятие имеет действительное бытие, а какое нет. Но ирония истории удивительна - идея была объявлена основой всего. Действительность Всеобщего не искоренима в сердцах людей. Только Всеобщего не теоретической идеи, а того, понятие о котором появилось благодаря томутретьему варианту ответа, а именнов результате именования онтологического всеобщего, т.е.Бога, при онтологическом с Ним единстве. Св. Григорий Палама: "Кто не сподобился достигнуть в такую меру совершенства и проникнуть до таких благ, тот пусть винит себя одного ... дело сие возможно." ([14]) Познание Бога через его проявления, чувственный мир, чем и занимается философия, отталкиваясь от чувственного движется к нечувственному, описано многими святыми подвижниками "богопознание возможно на уровне тварного бытия путем познания Бога через его проявления в этом мире.Полученное таким образом знание имеет косвенный, символический характер, т.к. мы познаем не самого Бога, а узнаем о Боге (вот существенное различие В.К.), как, если бы мы читали написанную о Нем книгу." ([14]) Описание огня - не жжет листа бумаги, на котором оно написано.

8) Чем должна быть логика.

Логика, как наука о развитии мысленных определений, т.е. идеи (смысла) и ее выражения в словах, показывает, как человекот чувственных вещей и от достоверности самого себя, приходиткидее объективности и идее субъективности, и к идее об Абсолютном, который есть основание и объективности и субъективности.Логика есть наука о стихии мышления,о гноссеологическомпроцессе,об информационном аспекте Мироздания.Придя к познанию идеи об идее,мыслящий субъект долженуяснитьразницум.ж.идеей о чем-то о чем эта идея, выявить ограниченность информационнойстороныи познатьнеобходимостьоб онтологическом единстве с Абсолютным.

Необходимость выхода из чистого мышления в его не способности раскрыть содержание последнего понятия (Бог), также, как необходимость входа в чистое мышление обусловлено неспособностью чувственного мышления раскрыть содержание своего последнего понятия (Бытие). В чувственном мышлении исчерпание чувственного источника информации, в чистом мышлении исчерпание логического источника информации, выход на третий источник.

Основа логического источника - анализ суждения, он дает информацию о том что в нем содержится не высказанного, то на что опирался мыслящий субъект, на какой опыт, чтобы высказаться, но оставил за не надобностью выразить это в словах. Это "скрытое" содержание совсем не то внутреннее, какое считалось раскрывается из самого понятия.

Заключение.

Система наук.

- Наука об изложении. Начало - наука о речи.- Наука о мышлении.- Наука о сущности.- Наука об Абсолюте по содержанию - обоженье.- Науки об Абсолюте по форме бытия, о явлении Бога:

1) о не живой природе;2) о живом;3) о человеке: а) о теле;

б) о психике:

- о чувстве;

- о мышлении: а) о не вербальном;

б) вербальном: 1) образы;

2) речь.

Список литературы.

[1] Г.В.Ф.Гегель "Наука логики"/ СПб.: "Наука", 1997. - 800 с.

[2] Г.В.Ф.Гегель "Энциклопедияфилософскихнаук"/в3-хт.,М.:"Мысль", 1977.

[3] Г.В.Ф.Гегель "Феноменология духа"/ СПб.: "Наука", 1994.

[4]Г.В.Ф.Гегель "Лекции по истории философии" в 2-х кн./ СПб.:"Наука", 1994.

[5] И.А.Ильин"ФилософияГегелякакучениео конкретности Бога ичеловека"/ СПб.: "Наука", 1994. - 542 с.

[6] Вл.С.Соловьев Соч.в 2-х т.2-е изд.Т.2 / Общ.ред.и сост.А.В.Гулыги, А.Ф.Лосева. - М.: Мысль, 1990. - 822 [2] с.

[7] Г.-Г.Гадамер. Актуальность прекрасного"/

[8] М.Хайдеггер "Путь к языку"// "Время и бытие"/

[9] Р.Барт "Основы семиологии"// Структурализм:"за" и "против"/ М.:"Прогресс", 1975.

[10] К.Кастанеда соч. в 10-ти кн., К.: "София", Ltd.

[11] Епископ Варнава (Беляев) "Основы искусства святости" в4-х т./ Издание братства во имя св.князя АлександраНевского. - Нижний Новгород, 1997.

[12] "Синергия.Проблемы аскетики и мистики Православия"/ред.С.С.Хоружий, М.: Изд. Ди-Дик, 1995. - 386 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.