Рефераты. Проблема начала в "Науке логики" Г.В.Ф.Гегеля.

а) "Познаваемо только выраженное мысленное определение" - это суждение развитие кантовской предпосылки "я познаю только выражая мысленные определения", получившийся в "Критике чистого разума".Причина согласия Гегеля с этим указывалась выше.

б) "Абсолютное познаваемо" - следует из того, что абсолютное и есть суть вещи - это гегелевское положение, а суть и безконечное содержание выразимо в разумном мысленном определении - это преодоление Гегелем рассудочного момента мышления, а, что выразилось в мысленном определении, то и познано.

Результат умозаключения из а) и б) - "абсолютное есть мысленное определение", по Гегелю, данное умозаключение это есть самое первое возможное умозаключение - умозаключение наличного бытия. А, следовательно, как абсолютное умозаключение, оно еще не состоялось.Самое развитое умозаключение, в котором абсолютно явлена необходимость - дизъюнктивное, т.е. из а) и б) следует: "абсолютное, познаваемое только в мысленных определениях, есть мысленное определение".

Это умозаключение истинно, необходимо при условии истинности и необходимости посылок. В каждой посылке должна быть явлена ее необходимость.

Необходимо положить необходимость кантовской предпосылке "я познаю только выражая мысленные определения". В дизъюнктивной форме, по Гегелю, это умозаключение, т.е. Необходимым, будет при:

1) "познание есть выражение мысленных определений, есть другое"2) "познания другим способом нет" => 3) "познание есть только в мысленных определениях".

Вывод необходим и истинен, если посылки доказаны. Суждение 2) - не обоснованное мнение, опирающееся лишь на отсутствие в личном опыте использования не вербального способа познания, доказательства нет.Посылка а), следовательно, еще требует доказательства.

А так же, посылка "Абсолютное познаваемо" слагается из доказательства необходимости своих посылок:

"Абсолютное, истина есть суть и безконечное содержание" - доказательство этого у Гегеля нигде, мной, не обнаружено. Но эти слова используются как синонимы.

"Выраженное есть познанное" - это развитие той предпосылки, что мышление осуществляется посредством слов, по другому мышление, даже, не мыслится. "Движение вчистойстихии мышления", понимается в действительности, как движение в стихии языка."Формы мысли выявляются и отлагаются прежде всего в человеческом языке.... Во все, что для человека становиться чем-то внутренним,вообще представлением, во все, что он делает своим,проник язык, а все то, что он превращает в язык и выражает в языке,содержит,в скрытом ли, спутанном или болееразработанномвиде,некоторую категорию; в такой мере естественнодлянегологическое, или,правильнее сказать, последнее есть сама присущая ему природа." ([1] с.22) "Мы мыслим посредством имен" ([2] с.302 т.3) Обоснования эта позиция не имеет, следовательно доказательство еще требуется.

Итог - мысленное определение, причем в своей целостности, материального субстрата и смысла, - есть Абсолютная Идея, само Абсолютное, еще требует доказательства.

4) Абсолют - слово.

Мысленное определение имеетсмысловоесодержаниеи материальный субстрат - слово:в буквах или звуках,пока здесь это положение как данность.Следовательно,в положении"абсолютноеестьмысленное определение"явно, чтоберетсянематериальнаясторона,тогда необходимо познать отношение м.ж.смыслом и материальным субстратом, и выявитьболееконкретноотношением.ж.абсолютным и смысловым содержанием, и абсолютным и материальным субстратом.

Если не отделить абсолютное от словесного бытия,то при положении "абсолютноеестьмысленное определение" получается,что сами слова "Абсолютная Идея" и есть животворящий Дух.Из того,чтоотмечалось выше "так как дух есть по своей сущности сознание, то это знание себя есть основное определение егодействительности."([1]с.28)- из этого не явствует, что это "знание себя" есть словесное знание.

Суть ошибки в том, что мысленные определения не отличают от самой идеи, или содержания мысленного определения, т.е. от того, что получило свое выражение в этом мысленным определении. Ошибка состоит в путанице между мыслью, как тем, что составляет знание, и ее выражением. Мысль не существует вне мысленных определений, но эти два не одно и тоже, их отношение поэтому надо установить. Слово, как речевой акт, есть порождение субъекта, но вот значение слова, его смысл, если оно претендует быть истинным знанием, должен быть не только результатом произвола субъекта. Познание сведено к выразимости. Весь вопрос упирается в доказательство, что выразимо:что доказал что оно выразимо, то значит и познал. Следовательно, требуется доказательное уяснение отношения между выраженным и выражаемым, и между выражаемым и абсолютным, и выраженным и абсолютным. Или выяснить а) отношение выраженного мысленного определения и содержанием мысли; б) отношение содержания мысли и абсолютного; в) выраженного мысленного определения и абсолютного.

5) С чего начинается наука?

Итак, дляуясненияотношения мысленных определений и абсолютного, необходимо разобраться,что есть мысленное определение?Этазадача оказываетсястоитраньшезадачи определения каково первое понятие науки, даже, у самого Гегеля.

Приведем уже цитированную выше, цитату из введения "Науки логики":"Только в новейшее время зародилось сознание, что трудно найти начало в философии ... Правда, принцип какой-нибудь философии также означает некое начало, но не столько субъективное, сколько объективное начало, начало всех вещей." - И в том и другом случае - "...интерес направлен на определение содержания. Вопрос же о начале, как таковом, оставался без внимания и считается безразличным как нечто субъективноевтом смысле,чтоделоидет о случайном способе начинать изложение" ([1] с.55)

Надо обязательно здесь остановиться и обратить внимание на следующее:натуважность,котораяпридаетсясамому изложению философии, на эту сращенность идеи философского учения с его изложением. Речь идет о том, что речь идет не только об изложении, а о познании, выражаемом вречии осуществляемомпосредствомречи (здесьслово речь во всех случаях употребляется специально). Начало изложения,при такойформепознания,естьсобственноужесамо познание ипоэтомусовершеннонеобходимымявляетсятребование о "необходимом начале изложения". Следовательно, наука философии, таким образом,определена начаться наукой о способе изложения;или,т.к.философиязанимаетсясутью вещей,начатьсяпознаниедолжнос выяснения сути словесных мысленных определений; или, т.к. философия в ближайшем определении есть "мыслящее рассмотрение предметов" ([2] с.85),тоначалофилософии - мышление мысленных определений,т.е. Начало науки философии - этомысленное определениетогокаксамо мышлениераскрывается в своей деятельностипроизводить мысленные определения,т.е. философия,как познание абсолютного вмысленных определениях должна была бы, по Гегелю, начаться наукой о языке. Но у Гегеля не рассматривается словесная сторона мысленных определений,а нерассматривается это потому, что "prius для мышления",считается Гегелем,должен быть и "первымвдвижениимышления"([1]с.56) речевая деятельность субъекта берется как данность,т.е.словесная деятельность начинается вместе с началом мышления - да, начинается, но уже будучи готовой к использованию, следовательно, по отношению к мышлению в мысленных словесных определениях - речь предпосылка. И ее нельзя оставить без научного рассмотрения.

Поэтому, проскакивая мимо этой проблемы, интерес Гегеля направлен на науку выясняющую необходимость, правильность использования этих, уже наличных, мысленных определений - на науку о правильныхсуждениях,умозаключениях получающихся в результате правильного,"спекулятивного" мышления, состоящего из моментов:рассудочного, отрицательного диалектического и положительного диалектического,т.е. философия,какнаука постижения абсолютного в понятиях, должна начинаться логикой.Даже, если начало таково,то оно должно былобыбытьименно изложением логики,апознав ее,бытьснятой и оставаться незримой связующей нитью понятий,пронизыватьсодержание,уже самой философии, постигающей абсолютное в мысленных определениях.А не подменять собой философию и идеей - Абсолютное.Получаем, что философия, решая поставленную перед собой, для начала, задачу, осуществиться в форме науки - о познанииспособа научного изложения,занимаетсяизложением логики, выдаваявсеэтоза постижение в мысленных определениях самого Абсолюта! Тройная подмена.Абсолютнизведен даже не к идее о нем,а к самому набору закорючек, букв, составляющих слово "абсолют".

Итак, "с чего следует начинать науку?", а с чего она началась сама? Ее начало в становлении словесного мышления. Идеянауки развертывается в работе Гегеля "Феноменологии духа"."В "Феноменологии духа"я представил сознаниев его поступательном движенииотпервой непосредственной противоположности между ним и предметом до абсолютного знания.Этот путь проходит через все формы отношения сознаниякобъектуи имеетсвоимрезультатом понятие науки." ([1] с.38) "дефиниция науки,или, точнее, логики, имеет свое доказательство исключительновуказанной необходимости ее происхождения." ([1] с.38) Представленный в "Феноменологии духа" путь есть путь развития форм познания эмпирическогопредмета от чувственного созерцания и до последней формы,которой является- научная форма. Но это все развитие словесного познания.Это познание, использующее в качествесвоего средства,слова- носителей,уже заключеннойвних, определеннойинформации.Как передать философствующему содержание своего учения без слов? Вот проблемка-то!Нетязыка - нет философии!Для самого философа слова - средства,с помощью которых он вытягивал информациюиз исследуемогопредмета.Информацию,которую оннесмогбы познатьбез соответствующего воспитания языку. НоЖивойДух несвязанэтиминичтожными ограничениями,оноткрывает себячеловекулюбой языковой принадлежности и уровня образования!

6) Развитие словесного мышления.

Итак рассмотрим развитие словесного мышления.Гегелем отмечалось, чтоначалонаукиимеетсвоейпредпосылкой тот результат развития содержания сознания,чтоонопрошло отсозерцанияэмпирического материала до чистого мышления. Поэтому не правомочно научное познание рассматривать в отрыве от до-научного,т.к.это была форма самой же науки. "Рассудочная форма науки - это всем предоставленный и для всех одинаково проложенный путь к ней,а достигнуть при помощирассудка разумногознанияестьсправедливое требованиесознания,которое приступает к науке, ибо рассудок есть мышление." ([3] с.7) Необходимость начала науки будет положена при раскрытии необходимости исчерпания до-научного познания и необходимости перехода от этой до-наукивнауку.Попытаемсяопределить,что является единой основой того и другого, и проследить ее развитие.

С чегоначинаетсяфилософствованиеили,даже, рассудочное размышление?Просто,человек ни с того,ни с сего начинает думать? Ведь нет же. С того, что человек оказывается в ситуации озадаченности. Размышление без вопроса - просто ассоциативные ряды не имеющие цели.Цель превращает размышление в познание,в движениев суть. Цель задается вопросом. Человек, наверно, стал человеком, когда впервые самозадачилсебявопросом.Сутьсловесного мышленияв постоянномдвижении от вопросов к ответам и от них снова к вопросам.Рассмотрение развития сутисловесного познания,вопроса-ответа,и есть философия языка. Необходимо проследить развитие "вопрос-ответа" из до-научной формы в научную. Развитие вопроса от эмпирического "что это такое?"дофилософского "Что есть Сущее по Истине?" и развитие ответа от эмпирического "это" до первого чистого понятия "Бытие".

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.