Рефераты. Основные законы материалистической диалектики

Итак, мы установили, что предметы и явления есть единство противоположностей. Каков же характер этого единства? Сосу-ществуют ли противоположности в этом единстве мирно или всту-пают противоречия, в борьбу друг с другом?

Развитие самых различных предметов и явлений действитель-ности говорит о том, что противоположные стороны не могут мир-но сосуществовать в едином предмете: противоречивый, взаимоис-ключающий характер противоположностей с необходимостью вызыва-ет борьбу между ними. Не могут не вступать в противоречия, не бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее в предме-тах. Противоречие, борьба противоположностей и составляет ос-новной источник развития материи и сознания.

Утверждение о том, что решающим в развитии является борь-ба противоположностей, вовсе не умаляет значения их единства. Единство противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так как борьба имеет место только там, где противопо-ложные стороны существуют в едином предмете или явлении.

Весь опыт развития науки и общественно-исторической прак-тики людей неоспоримо свидетельствует, что источником развития является борьба противоположностей. В то же время надо иметь в виду, что борьба эта по-разному проявляется в различных облас-тях материальной действительности.

В неорганической природе имеет широкое распространение борьба (взаимодействие) таких противоположных сил, как притя-жение и отталкивание. Взаимодействие механических, электричес-ких, ядерных и других сил притяжения и отталкивания играет ог-ромную роль в возникновении и существовании атомных ядер, ато-мов и молекул. Борьба этих сил, как это следует из современных космогонических теорий, явилась важнейшим источником возникно-вения Солнечной системы.

Современная астрономия показала также, что взаимодействие сил притяжения и отталкивания является одним из важных источ-ников тех разнообразных процессов, которые совершаются в настоящее время в космическом пространстве. В различных областях Вселенной не существует абсолютного равновесия этих сил, одна из них обязательно преобладает. Там, где преобладает отталки-вание, материя и энергия рассеиваются, звезды угасают. Там же, где верх берет притяжение, материя и энергия концентрируются, в результате вспыхивают новые звезды. Таким образом, в ходе борьбы, взаимодействия этих противоположных сил осуществляется вечное движение материи и энергии в космосе.

Выше уже отмечалось, что живым организмам присущи проти-воречивые процессы ассимиляции и диссимиляции. Их борьба, вза-имодействие и представляют собой специфический источник разви-тия живого. Эти противоречивые процессы не могут находиться в абсолютном равновесии, один из них обязательно преобладает. В молодом организме ассимиляция берет верх над диссимиляцией, что обусловливает его рост, развитие. Когда же диссимиляция преобладает над ассимиляцией, организм стареет, разрушается. Однако в любом организме, молодом или старом, эти процессы взаимодействуют. Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь. С прекращением этого противоречия жизнь прекращается, наступа-ет смерть.

Прогресс общественного развития также осуществляется на основе единства и борьбы противоположностей. Среди противоре-чий общественного развития особенно большую роль играют проти-воречия в материальном производстве, и прежде всего между про-изводительными силами и производственными отношениями. Послед-нее в классово антагонистических обществах находит свое выра-жение в борьбе враждебных классов, которая приводит к социаль-ной революции, замене старого общественного строя новым.

Итак, предметы и явления раздваиваются на противоположные стороны, они представляют собой единство противоположностей. Противоположности не просто существуют, а находятся в состоя-нии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба про-тивоположностей составляет внутреннее содержание, источник развития действительности.

Такова суть диалектического закона единства и борьбы про-тивоположностей.

ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незамет-ными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление чис-ла песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. причем граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она про-черчивается резко.

Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров можно привести великое множество. По крупицам накап-ливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность мудрость. Неза-метно подкрадывается к человеку старость. коварна граница пе-рехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или нарко-тика к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начина-ясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до определенной температуры меняет их агрегатные состояния.

Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. В марксист-ской философии этот закон получил научно-материалистическое осмысление и был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе.

I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА

Мир многообразен. Он предстает перед человеком не скопле-нием одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.

Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем, с деловой точки зрения существенные не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды; важно, какой он специалист, высок или низок уровень его профессионализма. Предметы, по тем или иным причи-нам утатившие существенные свойства, не просто переходят в но-вое состояние, но становятся другими предметами. Например, по-терпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом.

Различают также специфические и неспецифические свойства. Определенное значение атомного веса специфично для данного хи-мического элемента, вес же вообще - общая характеристика любых материальных тел, находящихся в поле тяготения. Специфические свойства, присущие данному явлению, характерные для него, час-то называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаружи-вать тот или иной предмет среди многих других, не обладающих такими признаками (отпечатки пальцев в ситуации преступления, характерная для данного заболевания сыпь и др.). Некоторые свойства предмета могут видоизменяться, их можно приобретать и утрачивать. Однако есть также неотёемлемые свойства. В филосо-фии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без харак-теристик пространства, времени, движения. Для человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память. Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий облик. Различаются также актуальные и потенциальные свойства. Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые (их называют диспозиционными) носят как бы скрытый характер и развертываются, выявляются постепенно при различных взаимо-действиях данного предмета с другими. Такие свойства, как электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость и др., проявляются именно таким образом.

Предметы - это не механический набор или простая сумма свойств, но их взаимосвязь, единство. Вот почему познание предметов требует усилия мысли - синтеза их многообразных про-явлений. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество. А множественность различных пред-метов характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон пред-метов в их отношениях с другими предметами.

Каждый предмет многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам и к людям разными сторонами, входить в раз-личные связи с другими предметами, по-разному использоваться в человеческой практике.

Соходства и различия свойств определяют существование ка-чественно однотиных и разнотиных групп предметов, явлений, процессов. Под качеством понимают целостную, интегральную ха-рактеристику предмета (единства его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами. При размышлении о ка-честве и свойствах предметов возникает философский вопрос: но-сят ли они обёективный характер или же зависят от точки зре-ния, практических целей, особенностей восприятия человека. Этот вопрос (один из многочисленных вариантов основного вопро-са философии) встал перед философами давно. Вспомните харак-терный для XVII-XVIII веков спор о "первичных" (плотность, протяженность, движение, вес) и "вторичных" (звук, цвет, вкус, запах) "качествах" вещей. Мыслители того времени были склонны относить к объективным лишь первую группу свойств, вторые же рассматривались как субъективные, возникающие в результате воздействия предметов на человеческие органы чувств. Это соот-ветствовало механистическому взгляду на материю как совокуп-ность протяженных тел, частиц, движущихся в пространстве и в разных сочетаниях - по законам притяжения и отталкивания - об-разующих всевозможные вещественные предметы.

Дальнейшие размышления о реальности или иллюзорности ка-чественного многообразия мира привели к выводу, что и "первич-ные" качества воспринимаются людьми посредством органов чувств (с добавлением к ним все более совершенных приборов). И в этом смысле тяжесть, скорость перемещения, шероховатость или глад-кость поверхности и все другие свойства, учитываемые в механи-ке, в случае их чувственного восприятия людьми не менее субъ-ективны, чем восприятие звуков, цветов и других "вторичных" свойств. Иначе говоря, люди телесно (а не только мысленно, ду-ховно) включены в сложные взаимодействия предметов, участвуют в них. Они имеют возможность судить о свойствах, качествах ве-щей по тому, как они представлены в их опыте. кант называл это "явлениями" - в отличие от характеристик "вещей самих по се-бе". Приходится признать, что все свойства вещей познаются на-ми в форме "субъективных образов объективного мира". Но чело-веческий опыт заключает в себе реальные возможности нарастания объективных знаний о мире, о различных свойствах и качествен-ном многообразии предметов. Такая возможность обеспечивается многократными контактами с предметами, притом каждый раз в иных условиях, на другой основе. Делу помогают также различные процедуры перекрестных практических проверок получаемых зна-ний, их историческое накопление, суммирование усилий множества людей.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.