Рефераты. Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты

8. Рамишвили В.М. Человек постсоветсткого пространства: Сборник материалов конференции.

С.И. Юдина ,

СГУ, г. Ставрополь

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Проблема адаптации человека к постоянно меняющимся условиям социальной и предметной среды в последние годы приобрела особую актуальность в связи со сменой социально-экономических, политических, идейно-нравственных, а также воспитательных парадигм. Это, в равной мере, касается феномена детства и межпоколенных отношений в целом.

Период детства является существенным в формировании основных нравственных представлений, норм, ценностей, идеалов, жизненных стратегий, формирующих личность, что придает важность влиянию ближайших родственников, членов семьи. Вместе с тем, целым рядом отечественных и зарубежных исследователей констатируется кризисное состояние семьи как института первичной социализации, проявляющееся, в том числе и в увеличении численности социальных сирот (1, С. 3).

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в 2005 г. достигало по официальным данным 497,4 тыс. чел. (2). При этом ежегодный прирост численности таких детей составляет от 3 до 4% (3, С. 17).

Несмотря на то, что в последние годы стали активнее распространяться такие формы воспитания данной категории детей, как опека (попечительство), передача в семью усыновителей (приемные или патронатные родители), по-прежнему значительная часть сирот находится в различных государственных интернатных учреждениях.

Это обстоятельство приводит к острой общественной потребности изучения проблем адаптации детей-сирот в новых социально-экономических условиях.

В.А. Никитин приводит такое определение социальной адаптации: «социальная адаптация - процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде» (4, С. 15). Это достаточно общее понимание процесса социальной адаптации, но, тем не менее, оно отражает существенные стороны этого явления при рассмотрении проблемы социальной адаптации детей-сирот в современном российском обществе.

Как известно, средством социальной адаптации детей, лишенных родительского попечительства, является принятие ими норм и ценностей новой социальной среды (например, детского дома, куда попадает ребенок, или учебного заведения по выходу из детского дома).

Социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения (т.е. изменения тех норм, ценностей, форм социального взаимодействия и деятельности, которые он должен принять), и пассивную, когда он не стремится к воздействию на нее. Показатели успешной социальной адаптации: высокий социальный статус индивида в новой социальной среде и его психологическая удовлетворенность ею (например, удовлетворенность условиями жизни в детском доме). Показателями низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (например, побеги из детских учреждений, бродяжничество), аномия и отклоняющееся поведение (4, С. 15-16).

Успешность социальной адаптации зависит от характеристик социальной среды (т.е. от того, насколько она сложна и подвержена изменениям), а также от индивидуальных личностных характеристик детей. Поэтому особое внимание в процессе социальной адаптации детей-сирот уделяется формированию их самосознания: имя собственное, притязание на признание, половая идентификация; психологическое время личности: самобытие в прошлом, настоящем, будущем; социальное пространство: долг и права.

Благодаря этому, обеспечивается самоорганизация, самоконтроль, формируется целенаправленное поведение, уровень притязаний и самооценка формирующейся личности ребенка-сироты.

Современная образовательная и воспитательная системы специальных учреждений, где проживают до определенного возраста дети-сироты, имеет ряд недостатков с точки зрения подготовки ребенка к «взрослой» жизни, создания условий для самоопределения личности в новых социально-экономических условиях, сознательного выбора индивидом своей социальной роли.

Как показывают исследования, сегодня в обществе происходит возрастание референтной роли семьи и взаимоотношений в ней. Семья становится главным источником поддержки, устойчивости, ориентиром для подростка. Дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие семьи, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации (5, С. 48). Это проявляется, прежде всего, в особенностях их эмоционально-волевой сферы, самосознания, а также в психофизиологических особенностях.

Проведенное В.В. Барановой и Н.П. Ивановой сравнительное исследование уровня социальной адаптации детей из кровных, приемных семей и детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, показало, что у последних имеются большие проблемы с состоянием здоровья. Только 17% из них практически здоровы, у 24% ? задержка психического развития, у 60% ? общее недоразвитие речи или ее нарушение и почти 90% детей имеют социальную дезадаптацию в разной степени (5, С. 49).

Указанные результаты экспериментально-психологического исследования приводят к мысли о том, что особенности психофизического развития воспитанников детских домов проявляются, в первую очередь, в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, а с другой - полная неудовлетворенность этой потребности, что лишает детей важнейшего для их социальной адаптации переживания своей значимости, необходимости и ценности для других людей. Нарушения, связанные с неудовлетворенностью потребности в общении со взрослыми, приводят к деформации личности, искажению форм самосознания, глубокой депривации социального опыта, искажению контактов с внешним миром.

Таким образом, социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, обусловленная негативными факторами, и представляет собой специфический процесс преодоления социо-психо-физической недостаточности и формирования необходимых социальных качеств для развития и полноценного включения в жизнедеятельность современного общества.

Процесс приспособления ребенка к жизни в детском доме не является одномоментным, он сложен и требует комплексного подхода и постепенности. Важной задачей социальной адаптации является утверждение в детском доме таких человеческих связей и взаимоотношений, которые позволили бы ребенку восстановить коммуникативную деятельность, преодолеть трудности общения со взрослыми и сверстниками.

Примечания

1. См.: Тимошенко Е.Ю. Социальное сиротство в условиях трансформации российского общества: Дис. канд. социол. наук, Волгоград, 2006; Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. - Спб. - М., 2004;Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - М.,2002; Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. - Спб, 2005; Славина Л.С. Трудные дети. - М. - Воронеж, 1998.

2. Из материалов федеральной службы государственной статистики, (http://www.gks.ru).

3. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства. - М., 2004.

4. Психолого-педагогические основы дезадаптации. - Ставрополь, 2006.

5. Психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям. ? Ставрополь, 2006.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

1. АКОПЯН НОННА АРТУРОВНА - аспирант кафедры философии СГУ;

2. АМИРОКОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА - аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы СГУ;

3. АНДРЕЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА - аспирант кафедры истории и философии науки СГУ;

4. БАЖАНОВА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА - аспирант кафедры философии СГУ;

5. БОДРОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - директор СКО международного общественного фонда «Российский фонд мира»;

6. ВОРОБЬЕВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ - канд. полит. наук, доцент кафедры философии СГУ;

7. ВОРОНЦОВ АНДРЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ - аспирант кафедры истории и философии науки СГУ;

8. ГАСУМЯН ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ - соискатель кафедры философии СГАУ;

9. ГОЛОВАШЕВ АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ - аспирант кафедры философии СГУ;

10. ГОНЧАРОВ ПАВЕЛ. АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант кафедры социальной философии и этнологии СГУ;

11. ГРЕБЕНЬКОВ ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ - начальник отдела аттестации образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Управления лицензирования, аттестации и аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;

12. ДУЛИН ВЯЧЕСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ - канд. пед. наук, ПГТУ;

13. ЕРОХИН АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ - д-р социол. наук, профессор, зав. кафедрой философии СГУ;

14. КАНЦ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА - канд. филос. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Северо-Кавказской академии государственной службы при Президенте РФ;

15. КЛИМОВА ПОЛИНА ОЛЕГОВНА - аспирант кафедры истории и философии науки СГУ;

16. КОБИНА ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА - канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры философии СГУ;

17. КОЛЕСНИКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА - аспирант кафедры философии СГУ;

18. КОРОТКОВ ВАДИМ ЕВГЕНЬЕВИЧ - канд. филос. наук, доцент кафедры философии СГУ;

19. КРАСНОЯРУЖЕНСКАЯ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - аспирант кафедры философии СГУ;

20. ЛЯШЕНКО ОЛЕСЯ ВИКТОРОВНА - канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры социальной философии и этнологии СГУ;

21. ПОМОРЦЕВА АЛЬБИНА МИХАЙЛОВНА - канд. филос. наук, доцент кафедры философии СГУ;

22. САПРЫКИНА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА - канд. филос. наук, доцент кафедры истории и философии науки СГУ;

23. СОРОКИНА АННА ЮРЬЕВНА - канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры культурологии и библиотековедения СГУ;

24. СОЩЕНКО ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА - аспирант кафедры философии СГУ;

25. ФЕДОРЕНКО АЛИНА ВАЛЕНТИНОВНА - соикатель кафедры философии СГУ;

26. ФИЛИППОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА - канд. филос. наук, доцент кафедры философии СГУ;

27. ХАМОВ ВЛАДИМИР ЛЕОНИДОВИЧ - старший преподаватель кафедры общих гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин филиала Российского государственного социального университета;

28. ЧЕРВЯКОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - соискатель кафедры социальной философии и этнологии СГУ, преподаватель СВИС РВ, г. Ставрополь;

29. ЧЕРКАСОВ ВАДИМ ПЕТРОВИЧ - старший преподаватель кафедры общих гуманитарных, естественнонаучных и математических дисциплин филиала Российского государственного социального университета;

30. ЧЕРНИКОВА ВАЛЕНТИНА ЕВГЕНЬЕВНА - д-р филос. наук, профессор кафедры философии СГУ;

31. ЧЕРНИКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА - канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры философии СГУ;

32. ШИЛО ОКСАНА ЮРЬЕВНА - аспирант ПГТУ;

33. ЮДИНА СВЕТЛАНА ИВАНОВНА - студентка факультета психологии СГУ.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Экзистенциальные ценности человека и общества

1. ЧЕРНИКОВА В.Е. Антропологизация научного знания как фактор преодоления духовного кризиса.

2. ФИЛИППОВА И.Ю. Эссенциальные и экзистенциальные основания бытия человека.

3. АКОПЯН Н.А. Профессиональная этика теле- радиожурналиста.

4. КОБИНА Ю.Е. Актуализация духовных ценностей в жизненном мире современного человека.

5. КОЛЕСНИКОВА Н.Н. Гендерное наполнение категории инаковости в русской культуре.

6. ЧЕРВЯКОВ А.А. Культура солидарности и культура мира: проблема дифференциации.

2. Человек-гражданин, его положение и призвание

1. ГОЛОВАШЕВ А.Е. Гражданское самосознание как основа развития гражданского общества.

2. ГРЕБЕНЬКОВ В.Н. Война и военная культура.

3. ХАМОВ В.Л. Политическая культура и воинственность (антропологический аспект).

3. Диалог цивилизаций и трансформационные процессы современности

1. ПОМОРЦЕВА А.М. Проблема территориальных цивилизационных разломов (на основе анализа позиций Н.Н. Моисеева и Е. Бершина).

2. ГАСУМЯН В.И. Проблема деструкции в мировоззренческой парадигме.

3. ГОНЧАРОВ П.А. Глобальное культурное пространство - результат межкультурного и межцивилизационного диалога.

4. СОЩЕНКО И.Г. Сознание человека в социокультурной динамике информационного общества.

4. Наука и образование постиндустриального общества

1. КОРОТКОВ В.Е. Философия как форма знания: опыт критического рассмотрения.

2. ЧЕРНИКОВА Н.А. Информатизация знания.

3. ЧЕРНИКОВА Н.А. Образовательный диалог: традиции и инновации.

4. АМИРОКОВА Н.В. Философские основания педагогики П.Ф. Каптерева и востребованность идеи духовного развития личности в современном образовательном пространстве.

5. ФЕДОРЕНКО А.В. Человек в системе образования информационного общества.

5. Культура рациональности и плюрализм научных картин мира

1. АНДРЕЕВА Н.А. Информационно-коммуникативная компетентность ученого как фактор развития научного сообщества.

2. БАЖАНОВА Л.М. Проблема конфликта в историко-философском контексте.

3. ВОРОНЦОВ А.В. Критерии научности и проблема легитимации знания в психологии.

4. ДУЛИН В.В. Ф.Ф. Королев как историк педагогики.

5. КАНЦ Н.А. Трансформация концепта «здоровье» в философском дискурсе.

6. КЛИМОВА П.О. Предпосылки активизации феномена паранауки в современной культуре.

7. САПРЫКИНА Е.В. Коммуникативная природа философского знания.

6. Социально-экономическое, политическое и правовое положение

России в условиях глобализации и интеграции

1. ЕРОХИН А.М., ВОРОБЬЕВ С.М., ГОЛОВАШЕВ А.Е. Политическая активность населения: некоторые тенденции и возможные формы проявления.

2. БОДРОВА О. А. Участие общественных организаций в публичных слушаниях по вопросам местного значения.

3. КРАСНОЯРУЖЕНСКАЯ Е.А. Современные молодежные общественные организации в обеспечении воспроизводства кадрового потенциала российского общества.

4. ЛЯШЕНКО О.В. Проблема мифологизация духовной культуры современного российского общества

5. СОРОКИНА А.Ю. Приоритетные направления культурной политики в Российской Федерации и Ставропольском крае.

6. ЧЕРКАСОВ В.П. Когнитивный диссонанс как проблема социокультурной адаптации российской молодежи к военной службе.

7. ШИЛО О.А. Трансформация политического сознания россиян.

8. ЮДИНА С.И. Социальная адаптация детей-сирот в современном российском обществе.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.