Санкт-Петербургский Государственный Университет
Философский факультет
Кафедра истории философии
Метафизика астрологии в философии Древней Стои
Курсовая работа
Автор: студентка 4 курса Сизова Д. В.
Научный руководитель: д. ф. н., проф. Светлов Р. В.
Рецензент: к. ф. н. Антонов Т. В.
Санкт-Петербург
Содержание
Целью данной работы является проследить именно метафизическую представленность астрологии в философии древних стоиков, то есть вне обращения к астрологической конкретике, не углубляясь далеко в ее содержание и тем более ее историю, а лишь взяв ее главный принцип, содержащийся в самом определении того, что такое «астрология». Тем более что для философского анализа имеют значения именно принципиальные (сущностные) положения, то есть те самые метафизические основания.
«Астрология (от греч. astron - звезда и logos) - учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), определявшемся через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени…». (Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд. М., 1998). Астрология есть представление о связи «небесных» и «земных» явлений, материально-космических явлений с явлениями психически-духовными. В частности, одно из свойств: астрология - такой вид знания, который по необходимости утверждает влияние сверхчувственного мира на мир материальный, поскольку без допущения этой связи астрологическое знание бессмысленно (теряет свою предпосылку).
Таким образом, астрология в качестве материального основания и предпосылки имеет космос, а, в качестве философского - космологизм, «комичность» мышления.
Исходя из этого, прежде чем приступить к анализу стоического космологии, а затем и стоического мышления на предмет «космичности», следует провести краткий обзор сущности всей предшествовавшей античной философии (по крайней мере, основных ее направлений) для понимания роли и значения «космического» начала, показать, так сказать, общую степень античного космоцентризма.
Все ионийские мыслители были натурфилософами, которые брали за субстанциально-генетическое начало мироздания одну из четырех стихий, причем не только в чисто физическом, но и в мировоззренческом смысле. Вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита, не говоря уже об апейроне Анаксимандра, были не только физическими явлениями, но, будучи сущностями других форм вещества, несли в себе и сверхфизический смысл: они были носителями единства мира. В познании этого единства ионийские философы видели сущность философии.[2] Чанышев А. Н. Философия древнего мира. М., 1999. С. 214.[2] Вода Фалеса, первоначало всего, - это не просто вода, а вода «разумная», божественная. Разум - божество космоса. Апейрон Анаксимандра - это субстанциальное и генетическое начало космоса; из него все состоит и все возникает.[3] Там же. С. 180-181.[3] Те же функции приписывал своему огню Гераклит. И космос тоже возник из огня, но Гераклит видел в этом «недостаток» огня, возникновение космоса из огня он называл «путем вниз».[4] Там же. С. 186.[4]
Этапы развития античной философии, по Лосеву, представляют собой процесс осмысления «чувственно-материального» космоса как центральной философской категории, опорного пункта любой философской рефлексии, без соотнесения с которой не может быть осмыслена ни одно другая философская категория, будь то бытие, ум, душа, сущность, бог, единое, первоединство, гармония, порядок, судьба и т. д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5