Рефераты. Концепции современного естествознания

Концепции современного естествознания

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Учебное пособие

Санкт-Петербург

Нива

2002

ББК 87. 3.

Б 30

Б 30 Концепции современного естествознания. Учебное пособие. - Санкт - Петербург: Нива, 2002 - … с.

ISBN 5-86456-107-X

ISBN 5-86456-107-X

© Нива, 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Естественно - научная и гуманитарная культуры……………………………

1.1.Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур……………..

1.2. Наука в духовной культуре общества……………………………….

1.3. Этика науки……………………………………………………………………..

Глава 2. Научный метод. Логика и методология развития естествознания…..

2.1. Наука как процесс познания

2. 2. Логика и закономерности развития науки

2.3. Принципиальные особенности современной естественной научной картины мира

Глава 3. Структурные уровни организации материи………………..

3. 1. Макромир: концепции классического естествознания…………….

3. 2. Квантово - механическая концепция описания микромира

3. 3. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции

Глава 4.Пространство и время в современной научной картине мира………….

4.1. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки

4.2. Пространство и время в свете теории Альберта Эйнштейна

4.3. Свойства пространства и времени

Глава 5. Химическая наука об особенностях атомно-молекулярного уровня организации материи……………………………………………………………………………

5.1. Предмет познания химической науки и ее проблемы

5. 2. Методы и концепции познания в химии

5. 3. Учение о составе вещества

5. 4. Уровень структурной химии

5. 5. Учение о химических процессах

5. 6. Эволюционная химия

ГЛАВА 6. Особенности биологического уровня организации материи. Проблемы генетики

6. 1. Предмет биологии. Её структура и этапы развития.

6.2. Сущность живого, его основные признаки

6.3. Структурные уровни живого

6.4.Клетка как “первокирпичик” живого, её строение и функционирование. Механизм управления клеткой

6.5. Принципы биологической эволюции

6.6. Предмет генетики. Генетика и практика

6. 7. Биоэтика

Глава 7. Биосфера. Ноосфера. Человек.

7. 1. Биосфера

7. 2. Человек и биосфера

7. 3. Система: природа - биосфера - человек

7. 4. Взаимосвязь космоса и живой природы

7. 5. Противоречия в системе: природа - биосфера - человек

ГЛАВА 8. Человек как предмет естественно - научного познания

8. 1. Человек - дитя Земли

8. 2. Проблема антропогенеза

8.3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека. Продолжается ли биологическая эволюция Homo Sapiens?

8.4. Биологическое и социальное в онтогенезе человека

8.5. Социобиология о природе человека

8. 6. Социально - этические проблемы генной инженерии человека

8. 7. Бессознательное и сознательное в человеке

8. 8. Человек: индивид и личность

8. 9. Экология и здоровье человека

Глава 1.

Естественно - научная и гуманитарная культуры

1.1. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур

Культура - это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать.

С помощью данного понятия обычно подчеркивают надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура - это все, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего.

Именно эта двойственность мира культуры и является в конечном счете основанием возникновения двух ее типов, которые принято называть естественнонаучным и гуманитарным. Предметная область первого - чисто природные свойства, связи и отношения вещей, “работающие” в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических изобретений и приспособлений, производственных технологий и т.д. Второй тип культуры - гуманитарный - охватывает область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей как существ, с одной стороны, социальных (общественных), а с другой - духовных, наделенных разумом. В него входят: “человековедческие” науки (философия, социология, история и др.), а также религия, мораль, право и т.д.

1.1.1. Истоки и предмет спора двух культур

Наличие в единой человеческой культуре двух разнородных типов (естественнонаучного и гуманитарного) стало предметом философского анализа еще в ХIХ в. В ХХ в. эта проблема перешла уже и в практическую плоскость:

Возникло четкое ощущение растущего разрыва естественно - научной и гуманитарной культур. Проще говоря, гуманитарии и “естественники” (“технари”) элементарно перестали понимать друг друга.

К взаимопониманию можно прийти, начав хотя бы с анализа причин и условий появления взаимонепонимания. Почему, например, конфронтация естественно - научной и гуманитарной культур обострилась именно в XX веке, причем во второй его половине? Ответ на этот вопрос очевиден. Это время отмечено грандиозными успехами естествознания и практических его воплощений. Гуманитарная же культура предъявить что-нибудь равноценное не смогла.

Естественные науки часто именуются “точными”, а гуманитарные - “неточными”. Интуитивно ясно, что как бы гуманитарные науки ни старались, достичь точности, строгости и доказательности наук естественных им не дано. Подобное положение давно уже служит главной мишенью для критических стрел представителей естествознания. Поведение природных объектов однозначно детерминировано законами природы и поэтому четко предсказуемо. Другое дело - человек, обладающий свободой воли. Нет таких законов в природе, которые бы однозначно предписывали человеку, по каким траекториям ему перемещаться, какой род занятий (гуманитарный или естественно научный) предпочесть или как свою страну обустроить. Гуманитарные науки “очеловечивают”, наполняют смыслом и ценностью холодно - безразличный к нуждам человека природный мир. И в конце концов, что для человека важнее: знать, из каких клеток и тканей он состоит или в чем смысл его существования?

1.1.2. “Науки о природе” и “науки о духе”

Постановка этой проблемы принадлежит неокантианцам Вильгельму Виндельбанду, Генриху Риккерту и представителю “философии жизни” Вильгельму Дильтею.

Объяснение - понимание. Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Ее явления безгласны, немы и холодно равнодушны по отношению к нам. А сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение - главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе.

Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Явления духа даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, глубоко личные. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию.

Именно поэтому истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания, чувствования, сопереживания не может быть одинаковой.

Генерализация - индивидуализация. Другим существенным основанием выделения специфики наук о природе и наук о духе являются особенности метода исследования. Для первых характерен метод “генерализазующий” (выделяющий общее в вещах), для вторых - “индивидуализирующий” (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления).

Отношение к ценностям также различно у двух групп обозначенных наук. Ценность - общественная или личная значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Естественные науки добровольно принимают “диктатуру фактов”, которые должны найти свое объяснение совершенно независимо от каких бы то ни было предпочтений и приоритетов познающего субъекта. Умение анализировать мир в его собственной логике и законосообразности, видеть мир таким, “каков он есть сам по себе” - важнейшее достоинство естествознания. Гуманитарные же науки раскрывают не только то, что в социальном мире реально есть, но и то, что в нем должно быть. Поэтому ценностная составляющая знания оказывается существенной в основном для гуманитаристики.

Антропоцентризм есть представление о центральном месте человека в мироздании в целом. Естествознание потратило немало усилий, чтобы избавиться от него на своем первом этапе. Для гуманитариев же человек по-прежнему находится в центре внимания, представляет собой главную ценность и важнейший объект интереса. Гуманитарное знание антропоцентрично по определению.

Идеологическая нейтральность - загруженность. Идеология представляет собой теоретическое знание, в котором представлен тот или иной социально-групповой интерес. Гуманитарные науки, в силу специфики своего предмета, невольно оказываются идеологически нагруженными. Мир природы же в естествознании не является полем столкновения противоречивых общественных интересов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.