Рефераты. Концепции современного естествознания

1.1.3. Единство и взаимосвязь естественно - научной и гуманитарной культур

Оба типа культуры неразрывно связаны по следующим соображениям:

А. Они являются творениями человеческого разума.

Б. Они активно формируют соответствующие части мировоззрения людей. Поскольку мировоззрение есть целостная система, естествознание и гуманитаристика вынуждены взаимодействовать.

В. Наличие многих “пограничных” проблем, предметная область которых едина для того и другого.

Г. Размежевание данных областей знания можно рассматривать как один из этапов разделения труда, диктующего необходимость “обмена продуктами и услугами”.

Д. Однородность достижений и заблуждений обеих областей.

Е. Синхронность исторического развития того и другого: переход от классики к модернизму и т.д.

Ж. Относительность критериев разграничения естественных и гуманитарных наук: внимание первого к социальным ценностям и др.

Единство и взаимосвязь двух культур видно сегодня в следующем:

1. в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих человека и общество;

2. в осознании необходимости “гуманитарных экспертиз” естественно - научных программ;

3. в формировании общей методологии познания, основанной на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации;

4. в гуманитаризации естественно - научного и технического образования и натурализации образования гуманитарного;

5. в создании дифференцированной, но единой системы ценностей, позволяющей четче определить перспективы развития человечества в XXI веке.

1.2. Наука в духовной культуре общества

Наука - это специализированная система идеальной, знаково-смысловой и вещественно - предметной деятельности людей, направленная на достижение максимально достоверного истинного знания о действительности. Она включает следующие элементы: субъект, объект, цель, средства, конечный продукт, социальные условия, активность субъекта.

Субъект - носитель сознательной целенаправленной деятельности.

Объект - все состояния бытия, являющегося сферой приложения активности субъекта.

Цель - предвосхищение в мышлении человека средств, последовательности и результатов осуществления деятельности;

цель науки - описание, объяснение, предсказание, истолкование процессов и явлений.

Средства - способы и орудия достижения цели;

Средства науки - методы мышления - правила, следуя которым можно оптимально достичь положителньго результата.

Конечный продукт, результат - итог, завершение, показатель осуществленной последовательности действий; смысл науки - получение научного знания, которое отличается следующими показателями:

объективная истинность (наибольшая степень соответствия свойствам объекта, отсечение пристрастий, оценок самого ученого);

систематизированность;

логическая обоснованность;

полнота для данного уровня познания;

открытость для компетентной критики;

интерсубъективность (т.е. знание есть результат деятельности не одного ученого, а целостного процесса развития науки, поэтому открытия одних ученых проверяют другие);

практическая применимость.

Формы научного знания:

научные факты; гипотезы; проблемы; законы; теории; концепции;

научные картины мира.

Результаты науки:

научный способ рациональности; технические и методические

новации; нравственные ценности.

Социальные условия науки - совокупность элементов организации научной деятельности в обществе, государстве.

Активность субъекта - один из важнейших элементов функционирования науки.

Современная наука есть сложное системное образование, состоящее из следующих разделов:

Естествознание - система знаний, объектом которых является природа.

Обществознание - система наук об обществе - части бытия, постоянно воссоздающаяся в деятельности людей.

Экономические науки - системы знаний о материальном производстве.

Социальные науки изучают законы и специфику макро - и микрообъединений и общности людей (социология, демография, этнография, история).

Технические науки изучают законы и специфику создания и функционирования сложных небиологических устройств.

Гуманитарные науки - системы знаний, предметом которых являются ценности общества: идеалы, цели, нормы, правила мышления, общения и поведения.

Антропологические науки - науки о человеке в единстве и различии его природных и общественных свойств.

Универсальное основание взаимосвязи всех перечисленных областей знания состоит в человеческом бытии.

1.3. Этика науки

Этика науки изучает специфику моральной регуляции в научной сфере, в частности: отыскание и обоснование ценностей, норм, правил, которые бы способствовали большей эффективности научного труда и его безупречности с позиций общественного блага.

1.3.1. Этика научного общества включает следующие принципы:

а) самоценность истины: какой бы “печальной” или “низкой” не оказывалась обнаруженная истина, она должна восторжествовать.

Б) новизна научного знания как цель и решающее условие успеха ученого: наука жива только непрерывным приращением, обновлением знания.

В) полная свобода научного творчества: действия не “по нужде”, а на основе свободного выбора всегда бывают намного успешнее.

Г) абсолютное равенство всех исследователей “перед лицом истины”: подавляющее большинство открытий в науке делается очень молодыми людьми, еще нее обремененными званиями, должностями и прочими регалиями.

Д) научные истины - всеобщее достояние: открытие только тогда становится открытием, когда оно проверено и признано научным сообществом; тот, кто получает выдающийся результат, не вправе им монопольно распоряжаться.

Е) исходный критицизм: всякая новая теория поневоле отрицает, критикует уже существующую и в то же время сама попадает под огонь критики сложившейся научной традиции.

1.3.2. Этика науки как социального института

Потребность в этической регуляции науки как социального института в конце XX века порождена тем, что некоторые цели - ценности внутреннего этоса науки столкнулись с ценностями общесоциального и общезначимого порядка. Наука всегда отстаивала требование полной свободы творчества и выбора стратегий научного поиска и экспериментирования. Современные же требования общественного контроля за принятием в науке ключевых решений приводят научное сообщество в некоторое смущение.

Итоговое решение проблемы наверняка будет диалектическим, т.е. совмещающим противоположности. Свобода, как известно со слов Бенедикта Спинозы, есть познанная необходимость.

Свобода научного творчества также должна быть внутренне детерминирована необходимостью принятия ограничений, связанных с возможными негативными последствиями научных исследований. Общество вводит правовые ограничения на потенциально социально опасные исследования и эксперименты. Так, принятая в 1996 г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы Конвенция “О правах человека и биомедицине” однозначно запретила создание эмбрионов человека в исследовательских целях, вмешательство в геном человека с целью изменения генома его потомков. А после появившихся в 1997 г. сенсационных сообщений о клонировании овец к Конвенции был принят специальный “Дополнительный протокол”, запретивший любые манипуляции с генетическим материалом, имеющие целью создание генетически идентичных его копий.

ГЛАВА 2. НАУЧНЫЙ МЕТОД. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

XX век - век науки. Ее авторитет в обществе прочен и устойчив. Общее доверие к науке настолько велико, что мы порой просто отождествляем понятия “знание” и “научное знание”, считая их почти синонимами. Но это далеко не так. Существует немало видов знания, источником которых является отнюдь не наука, а житейский опыт, эстетические впечатления, религиозное откровение и т.д. Однако научное знание превосходит остальные виды своей полнотой, убедительностью и чисто практическими силой и пользой, что достигается посредством научного метода: это такая процедура получения научного знания, с помощью которого его можно воспроизвести, проверить и передать другим.

2.1. Наука как процесс познания

По большому историческому счету наука - сравнительно молодое социальное образование. Ей никак не более 2,5 тыс. лет.

2.1.1. Особенности научного познания

Европейской родиной науки считается Древняя Греция. “Учеными” в современном значении этого слова их сделал пристальный интерес к самому процессу мышления, его логике и содержанию. Древнегреческие мудрецы не просто собирали и накапливали факты, суждения, откровения или высказывали новые предположения, они начали их доказывать, аргументировать, т.е. логически выводить одно знание из другого, тем самым придавая ему систематичность, упорядоченность и согласованность.

Причем была сформирована не только привычка к доказательству, но проанализирован и сам процесс доказывания, создана теория доказательств - логика Аристотеля.

Античная наука дала и первый, доныне непревзойденный образец, канон построения законченной системы теоретического знания - геометрию Евклида.

Благодаря всем этим новациям античная культура за очень кроткий исторический срок создала замечательные математические теории (Евклид), космологические модели (Аристарх Самосский), сформулировала ценные идеи целого ряда будущих наук - физики, биологии и т.д. Но самое важное - был апробирован первый образец подлинно научного знания, интуитивно поняты основные его особенности, резко отличающие его от донаучного и вненаучного знания.

2.1.2. Структура научного знания

Основными элементами научного знания являются:

· твердо установленные факты;

· закономерности, обобщающие группы фактов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.