Рефераты. Философия и ее история

Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек, и народы всегда были и являются такими, как их создал творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу.

В середине XVIII века К. Линней положил начало научному представлению о происхождении человека. В своей «Системе природы» (1735 г.) он отнес человека к животному миру, помещая его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами. В XVIII веке зарождается и научная приматология; так, в 1766 г. появилась научная работа Ж. Бюффона «об орангутане». Голландский анатом П. Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных.

В XVIII -- первой половине XIX века археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 40--50-х гг. XIX века он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия опровергали библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта признали в науке.

Однако даже Ламарк не решался довести до логического завершения идею эволюции животных и человека и отрицать роль бога в происхождении человека (в своей «Философии зоологии» он писал об ином происхождении человека, чем только лишь от животных).

Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Дарвина. Он писал: «Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения».

Человек одновременно и биологическое существо, и социальное, поэтому антропогенез неотрывно связан с социогенезом, представляя собой, по сути, единый процесс антропосоциогенеза.

3. В чем суть проблемы соотношения биологического и социального в человеке?

Источники:

· Ермакова Е.Е. Философия: Учебн. Для техн. Вузов. - М.: Высш. Шк.; Изд. центр “Академия”, 1999. С. 181-188;

· Философия. Часть II. Основные проблемы философии / Под ред. В.И. Кириллова. - М.: Юристъ, 1997. С. 210-216

Человек и общество возникли и формировались в неразрывном единстве. Это был целостный процесс, длившийся несколько миллионов лет. Основы учения о происхождении человека естественным путем были заложены Ч. Дарвином, доказавшим не только несомненное сходство, но и родство человека и человекообразных обезьян. Гексли, Геккель и другие сторонники учения Дарвина выдвинули гипотезу о происхождении человека не непосредственно от обезьяны, а от обезьяночеловека - “не говорящего питекантропуса” - самостоятельной зоологической формы, не являющейся ни обезьяной, ни человеком. Вскоре эта гипотеза нашла подтверждение. В настоящее время науке известны многочисленные ископаемые останки “переходных существ”, найденные в различных частях света. Они характеризуют различные этапы на пути “разобезьянивания” и очеловечивания наших далеких предков. Можно сказать, что наука, как бы осуществляя призыв, обращенный древнегреческой философией к человеку: “познай самого себя”, раскрывает его истинную родословную. Многочисленные ископаемые останки переходных существ, несмотря на различные варианты их интерпретации, позволяют уверенно утверждать о реальном существовании переходных ступеней от древней обезьяны к человеку. Хотя религиозные версии о божественном акте творения человека пришли в непримиримое противоречие с научными данными, и до сих пор находятся приверженцы креационизма - учения о сверхъестественном происхождении человека как и всех форм жизни вообще в результате единого творческого акта. Имеют хождение гипотезы о внеземном происхождении жизни, о том, что настоящими предками человека являются инопланетяне.

Нет, однако, никаких достоверных научных данных, которые могли бы подтвердить столь смелые предположения. Энгельс в свое время, опираясь на открытия дарвинизма и материалистическое понимание истории, обратил внимание на то, что решающую роль в очеловечивании наших далеких предков сыграла трудовая деятельность, связанная с изготовлением и применением орудий труда. Труд, по словам Энгельса, является не только источником всякого богатства, но и первым, основным условием всякой человеческой жизни. В известном смысле труд создал самого человека. Решающим шагом для перехода от обезьяны к человеку стало разделение функций передних и задних конечностей. Под влиянием своего образа жизни первобытные обезьяны стали использовать передние конечности именно в качестве рук. Они постепенно отвыкали от использования передних конечностей при ходьбе и начали осваивать прямую походку.

У обезьян вообще существует известное разделение функций между передними и задними конечностями. Передние конечности не только участвуют в ходьбе, но служат для собирания и удерживания пищи. Некоторые виды обезьян строят себе гнезда и навесы на деревьях. Они руками хватают дубины и камни, защищаясь от врагов. Но ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа. Именно здесь обнаруживается, насколько велико различие между неразвитой рукой даже высших человекообразных обезьян и усовершенствованной трудом в течение сотен тысячелетий человеческой рукой. Прежде чем камень при помощи человеческой руки был превращен в нож, прошел такой период времени, по сравнению с которым история цивилизации равняется мигу.

Развитие труда с необходимостью способствовало сплочению членов человеческих объединений. Сам характер труда требовал совместной деятельности, взаимной поддержки. У первобытных тружеников возникла потребность сказать что-либо друг другу.

По словам Энгельса, сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств.

Постепенно человечество достигло двух новых рубежей, имеющих решающее значение: пользование огнем и приручение животных.

В ходе очеловечивания наряду с биологическими законами формировались и начинали действовать законы общественно-исторические. Окончательно сформировавшийся человек разумный, он уже обладал всеми биологическими свойствами, которые были необходимы для дальнейшего общественно-исторического развития человечества. За последние 40-50 тысяч лет видовые биологические особенности человека существенно не изменились несмотря на быстрый темп и многочисленные катаклизмы исторического процесса. Хотя действие закона наследственности и изменчивости, как и других биологических законов, полностью не прекращается, развитие человека определяется главным образом и преимущественно законами общественно-историческими. Это выражается хотя бы в том, что человек не может стать человеком вне общества.

Тема 13. Философия природы.

1. В чем состоит понятие природы?

Источники:

· Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Ф56 Политиздат, 1987.

Природа -- окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении. Иногда природой называют лишь ее часть -- биосферу нашей планеты. Именно она, порожденная предшествующим развитием природы, создала условия для возникновения человека. Однако решающим фактором в этом процессе является труд. Возникновение общества существенным образом меняет саму природу (Ноосфера). Познавая объективные закономерности природы, воздействуя на нее с помощью специально создаваемых орудий и средств труда, люди используют вещества и энергию природы для получения необходимых человеческому обществу материальных благ. Тем самым естественная среда обитания дополняется искусственной, которая представляет собой так называемую “вторую природу”, т. е. совокупность вещей, не находимых в природе в готовом виде и создаваемых в процессе общественного производства. Но, приобретая все большую власть над природой, активно преобразуя ее, люди не перестают принадлежать ей, быть ее органической частью. Изменять, переделывать природу в желаемом направлении люди могут, только руководствуясь законами природы, используя естественные силы и процессы. Основным показателем уровня отношений общества с природой является характер производительных сил. В современных условиях исключительную остроту приобрела проблема охраны природы, рационального сочетания производственной деятельности общества и глобальных природных процессов нашей планеты.

2. Каков смысл современной экологической проблемы и каковы пути ее решения?

Источники:

· Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.246-249

Под экологией понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Однако, говоря сегодня о проблемах экологии (этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX в.), мы фактически говорим о социальной экологии - науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические вопросы ее охраны.

В настоящее время экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Первая Конференция ООН по окружающей среде в 1972 г. официально констатировала наличие на Земле глобального экологического кризиса всей биосферы.

В настоящее время, налицо уже не локальные (региональные), а глобальные (т.е. всемирные) экологические проблемы:

1) уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; в значительной мере истреблен лесной покров планеты;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.