Рефераты. Философия и ее история

Бездуховность - это такое состояние, когда полностью игнорируется существование Духа и духовных аспектов в жизни, когда доминирует Эго и оно руководит развитием личности.

2. Что такое менталитет личности?

Источники:

· Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Ф56 Политиздат, 1987.

Менталитет - образ мышления, общая духовная настроенность, миропонимание, мироощущение человека, группы или общества.

Носителем и выразителем ментальности, ее порождающим началом должен быть каждый индивид в культуре того или иного общества.

3. Каковы особенности русской ментальности?

Источники:

· Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 67.

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ:

1) Идеалистическая основа русского сознания

Доминирование особой психологической формулы науки, когда сверхценностью является эмоция. Поиск ситуации сопереживания. Не решить проблему, а пережить ее.

2) Внутренняя противоречивость русского менталитета, доведенная до крайности

· Самый коллективистский народ и самый индивидуалистический;

· Самый мирный и самый жестокий;

· Самый щедрый и самый скаредный;

· Высокоответственный и беспечный.

3) Противоположность русской и западной ментальности

· Русский народ - движущийся. Постоянные перемещения вырабатывают внутреннюю готовность всегда сняться с места. Черта западного менталитета - устойчивость.

· Византийская вера внушила понимание: земная жизнь временна.

4) русский менталитет динамично развивающийся

Русский менталитет сложился в результате отбора и трансформации; он не боится заимствований;

Окончание советского и постсоветского периода российской истории. Эпоха нулевых ценностей. Возможность - выбора национальной модели культуры.

Тема 20. Исторические типы взаимоотношения человека и общества.

1. Раскройте содержание основных типов исторического взаимодействия общества и человека - отношений личной зависимости, вещной зависимости, свободных индивидуальностей?

Источники:

· П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. - М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.397-403

К.Маркс выделял три основные исторические типа социальности: отношения личной зависимости (1), отношения вещной зависимости при личной независимости (2), отношения свободных индивидуальностей (3).

1.) Отношения личной зависимости характерны для всех докапиталистических обществ, как доклассовых, так и для классово-антогонистических. Общим для них является включение индивида в жестко регламентированную локализованную систему общественных связей (род, община, сословие, каста, цех и т.д.). И эта система является весьма устойчивой, замкнутой и давлеющей над человеком, определяет существенные особенности его поведения (дворянин защищает не просто свою честь, а себя как дворянина). Различие же заключается в том, что в доклассовом обществе отсутствует эксплуатация, и здесь личная зависимость проявляется как непосредственная зависимость человека от первобытного коллектива. Индивид и реально, и в своем сознании не выделяется из коллектива и осознает себя принадлежащим роду.

2.) С развитием капиталистического товарного производства ломаются костные социальные структуры; сословные и прочие перегородки рушатся. Произошло разделение общества на множество индивидов - частных лиц, уже не связанных отношениями личной зависимости. Это обусловлено осуществляющимися при переходе к капитализму глубокими изменениями в характере труда. Ликвидируется система внешнеэкономического принуждения к труду, что и означает освобождение трудящегося от личной зависимости. С развитием капитализма перед индивидом открывается возможность присвоения накопленных человечеством богатств материальной и духовной культуры. Если в условиях натурального хозяйства человек производил продукт, нужный для потребления ему, его семье или его господину, то в условиях товарного производства вещь эта производится для продажи. Таким образом, становление личности в рамках вещных отношений представляет собой противоречивый процесс: наряду с освобождением человека от сословных и прочих уз, формированием предприимчивости, самостоятельности индивидов, развитием форм и ростом масштабов общения нарастают многообразные формы отчуждения личностей от общества и друг от друга.

3.) На основе общественной собственности складывается новый, коллективный тип личности. Этот тип взаимоотношений отличается как от примитивных форм первобытной коллективности, где человек был слит с коллективом, так и от тех обществ, в которых преобладают антагонизм личных и общественных интересов, различные формы отчуждения, иллюзорные формы коллективности. Социалистический тип коллективности призван не подавлять личность, а быть основой ее свободного и всестороннего развития, не нивелировать людей, а способствовать проявлению богатства индивидуальностей, не ставить личность в зависимое положение от коллектива, а сочетать интересы личности и коллектива. При таком гармоническом сочетании личность становится столь же заинтересованной в развитии коллектива, как и коллектив в развитии личности.

Тема 21. Человек в мире культуры. Восток-Запад-Россия: культурные типы.

1. В чем заключается философский смысл понятия культуры?

Источники:

· Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Ф56 Политиздат, 1987.

· П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. - М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.425-430

Философский подход к культуре отличается от других подходов тем, что путем анализа в жизни общества выделяют некоторые черты, характеристики, закономерности. Их-то и понимают как то, что составляет основание культуры или причину ее развития. Этот подход предполагает проникновение в сущность культуры. При этом культура понимается как “содержание” или способ бытия общества.

Культура:

- это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству

- это символическое выражение, коренящееся в подсознательном и привносимое в общественное сознание, где оно сохраняется и остается в истории

2. Каковы наиболее известные концепции и определения культуры?

Источники:

· Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Ф56 Политиздат, 1987. С.

· П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. - М.: ПБЮЛ М.А. Захаров, 2001 г. С.425-440

На сегодняшний день существует множество концепций и определений культуры. Современная наука пришла к необходимости выделения конкретных аспектов культуры как общественного явления:

1.)Генетический аспект.

Культура предстает как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох (“цивилизаций”), этнических и национальных общностей.

-- “Культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу”.

(Альберт Швейцер)

“Термин “культура” вбирает всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь от наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми”.

( Зигмунд Фрейд)

2.) Гносеологический (познавательный) аспект.

Культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения.

“Культура - это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов”.

(П. А. Сорокин)

3.) Гуманистический аспект.

Культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.

“Культура - это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия.”

(В. М. Межуев)

4.) Нормативный аспект.

Культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т. д.). Это - тоже культура.

“культура есть исторически и социально обусловленное, объективированное в разнообразных продуктах человеческой деятельности отношение человек к природе, обществу, самому себе.”.

(И. П. Вайнберг)

Ядром такого определения является слово «отношение», ибо, как отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, способность «относиться» есть только человеческое свойство, отличающее человека от животного.

5.) Социологический аспект.

Культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Поэтому можно встретить целый ряд очень интересных и важных определений.

Культура:

- это прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта

( У. Бекет);

- наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи, ценности

(В. Малиновский);

- общий и принятый способ мышления

(К. Юнг).

Таким образом, культура - это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека

3. Какова специфика культур Запада и Востока? Специфика культуры России?

Источники:

· Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). - Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 557-568.

· Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 67.

Исторически сложившиеся черты западной культуры:

· высокий нравственный престиж труда и его результатов.

· рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор.

· классовая структура общества, развитые формы классовой организации.

· идеология индивидуализма.

Исторически сложившиеся черты восточной культуры:

· циклическое развитие общества;

· сосредоточенность на духовном;

· общества построены на принципах коллективизма.

Некоторые культурные различия Запада и Востока:

Запад

Восток

Антропологизм; человек - мера всех вещей; автономность личности; значимость индивидуальности.

Приоритет общества, коллективно существования человека; автономность личности слаба.

Склонность к неустанным поискам; неудовлетворенность достигнутым; уверенность в том, что новое должно быть лучше старого.

Созерцательное отношение к миру; ценность гармонии; мнение о необходимости уравновешенности старого и нового

Рациональность; упорное стремление к познанию мира, знаниям; вера в науку, технику, возможность и необходимость переустройства мира.

Сохранение традиционных духовных ценностей; принцип внутреннего единения человека с природой; представление о том, что знания, наука, техника в отрыве от духовности человека теряют свое гуманитарное содержание.

Российская культура имеет двойственный характер, объединяет в себе культуру востока и запада.

Тема 22. Человечество перед лицом глобальных проблем.

1. В чем заключается происхождение и сущность глобальных проблем современности?

Источники:

· Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). - Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 542-557.

В настоящее время все большее количество философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Ускорение этой идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и культурных процессов в современном мире.

Что следует понимать под термином глобализация социальных и культурных процессов? Этимологический термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» - то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальные проблемы современности»: экологические, демографические, политические и т.п. Все эти проблемы важны для настоящего и будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии и т.д. Философы же концентрируют внимание на мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривают эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества.

Глобальные проблемы современности поставили перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой.

2. Укажите основные глобальные проблемы современности и пути их решения?

Источники:

· Философия: учебное пособие для ВУЗов под редакцией В.П.Кохановского (Издание 7-е). - Ростов н\Д: «Феникс» 2004 г. с. 542-557.

· Ю.А.Чернавин. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. М. 2005 с 69.

Глобальные проблемы современности представляют собой единую, динамичную, т.е. изменяющую свое состояние во времени, систему, которая является открытой, - в нее могут входить вновь возникающие проблемы общечеловеческой значимости, а прежние по мере их решения исчезать.

Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчетам за последние 55 веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек. Это свидетельствует о том, что мировое сообщество еще не созрело для полного предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены, прежде всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений - своеобразную раковую опухоль человечества. Проблема разоружения, прекращения войн не нова. Она издавна волновала мыслителей и гуманистов разных стран. Разоружение - это острая необходимость, но это не одномоментный акт, а тяжелый и длительный процесс, где неприменимо требование «все или ничего». Решение этой проблемы должны быть посвящены нарастающие усилия народов и государств.

Экологический кризис - это резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы.

Что бы преодолеть экологический кризис человеку нужно прекратить вторгаться в биосферу, загрязнять природную среду…

Сейчас приобрела взрывоопасный характер демографическая ситуация на Земле. На переломе XIX - XX веков население удваивалось за 75 лет и возросло с 1 до 2 млрд. Третий млрд. прибавился к началу 60-х годов - за половину этого срока. К 1975 году - уже через 13 лет население планеты возросло до 4 млрд. Ныне, увеличиваясь, каждое десятилетие почти на млрд., население превысило цифру 5,5 млрд. и грозит через три-четыре десятилетия дойти до 8-10-12 (подсчеты разнятся млрд. человек).

При этом крайне неблагоприятным фактором является то, что рост населения наблюдается прежде всего в развивающихся странах, где проживает до 80% жителей планеты, а многие государства вообще не обладают средствами для поддержания прожиточного уровня своих граждан. Для характеристики того разрыва бедности и богатства, которое существует между разными регионами Земли, экологи приводят следующие данные: каждый ребенок, родившийся в стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем ребенок в стране «третьего мира».

Четвертая, не менее страшная угроза - кризис человеческой духовности. Нет свежего взгляда на мир. Общество человеческое как-то утратило смысл.

Решение глобальных проблем современности - это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволили бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально - политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.