Рефераты. Управление кредитными рисками и способы оценки кредитоспособности заемщика

присутствия их организации на рынке без кардинальных смен сферы

деятельности.

Компании “однодневки”, столь распространенные в период еще не

оформившейся структуры экономики в целом вряд ли станут нести существенные

издержки на содержание штата высококвалифицированных бухгалтеров и поставку

бухучета до уровня развернутой учетной политики, которая к тому же

предполагает продолжительное время функционирования организации.

2. Достичь непосредственно предоставления информации, касающейся

методов формирования некоторых статей баланса, интересных именно для банка-

кредитора: учет запасов; группировка и списание затрат на производство;

метод, принятый на данном предприятии для начисления амортизации; признание

выручки от реализации продукции, работ, услуг и так далее.

Положения учетной политики предприятия в полном объеме должны включать:

- Способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации,

признания прибыли (дохода) и как осуществляется учет по данному пункту.

- Способ реализации и схема его отражения на счетах учета;

3. Дополнительные положения учетной политики, решения по которым

принимаются малыми предприятиями (например, упрощение системы учетных

регистров).

Итак, главная задача кредитного отдела банка, в свете принимаемой

предприятием учетной политики - оценить деятельность предприятия.

Отсутствие в приказе положений об учетной политике предприятия руководящих

начал бухгалтерского учета свидетельствует о потенциальной возможности

допущения грубых профессиональных ошибок, отсутствие культуры

предпринимательской деятельности и универсальность в разрешении

разнообразных практических задач.

Кредитный отдел банка должен также обратить внимание на следующие

вопросы:

- разделенность имущества предприятия и собственников. Тем самым

обеспечивается основа для определения банком действительного имущественного

и финансового состояния предприятия;

- отсутствие у предприятия намерения и необходимости самоликвидации или

существенного сокращения масштабов своей деятельности, что позволяет

полагать, что в обозримом будущем предприятие будет продолжать свою обычную

деятельность на товарном рынке, где оно осуществляет свои операции;

- консерватизм в отношении дебиторской задолженности заемщика. В

условиях общей нестабильности рынка неразумно предполагать, что вся

дебиторская задолженность возвращается к фирме-заемщику.

Итак, учетная политика - совокупность способов ведения бухгалтерского

учета - прекрасно характеризует заемщика. Своевременная ее оценка ведет к

снижению кредитного риска.

При получении заявки на кредит, банк должен изучить не только разные

аспекты кредитной сделки и профессиональный уровень предприятия, но и дать

оценку персональных качества заемщика, будь то частное лицо или

руководитель фирмы. Оценивая личность клиента, банк сосредотачивает

внимание на следующих моментах:

- порядочность и честность;

- семейное положение;

- профессиональные способности;

- возраст и состояние здоровья;

- наличие преемника (на случай заболевания или смерти);

- материальная обеспеченность.

Желательно оценить также представительский уровень фирмы, внешнее

оформление офиса, современное наукоемкое техническое оснащение предприятия.

Это возможно осуществить только при выезде представителей кредитного отдела

банка непосредственно к заемщику.

Заканчивая рассмотрение вопроса анализа кредитоспособности заемщика

нельзя не сказать о зарубежном опыте тщательного отбора потенциальных

кредитных клиентов.

В практике американских банков применяется “правило пяти си”, где

критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву “си”:

1. Характер заемщика (character), т.е. имеется в виду его репутация,

степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится

прежде всего выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относится к

своим обязательствам, были ли у него задержки в погашении займов, каков его

статус в деловом мире. Банк стремится получить психологический портрет

заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из личного

архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную

информацию;

2. Финансовые возможности (capacity), т.е. выяснение платежеспособности

заемщика за последние несколько месяцев или лет в зависимости от объема

предстоящей кредитной сделки;

3. Капитал, имущество (capital), т.е. наличие собственного капитала и

согласие заемщика использовать его в какой-то части, в случае

необходимости, на погашение кредита, определение структуры капитала,

соотношение с другими статьями активов и пассивов;

4. Обеспечение (collateral), т.е. его достаточность, качество и степень

реализуемости залога в случае непогашения ссуды. Обеспечение кредита дает

возможность преодолеть слабость других критериев оценки кредитного риска,

однако в любом случае банкир всегда должен помнить одно правило: никогда не

предоставлять кредит на основе только залога или гарантии. (Подробно

вопросы, связанные с залогом, будут рассмотрены ниже).

5. Общие экономические условия (conditions), т.е. выяснение текущего

состояния экономики соответствующего региона или страны, а также непременно

- экономики отрасли, к которой принадлежит заемщик.

3.3. Структурный анализ кредита

В случае благоприятного заключения о кредитоспособности потенциального

заемщика банк приступает к разработке условий кредитного договора. Этот

этап называется структурным анализом ссуды. В процессе структурирования

банк определяет основные характеристики ссуды:

- цель кредита;

- сумму кредита;

- порядок погашения;

- срок;

- обеспечение кредита;

- установление процентной ставки;

- прочие условия.

3.3.1. Цель кредита

Первый вопрос, который интересует банк: “Для чего берется кредит?”

Цель кредита служит важным индикатором степени риска, связанного с

выдачей кредита. Банк, например, избегает выдачи кредита для спекулятивных

операций, так как погашение зависит от исхода сомнительных, а иногда и

запрещенных законом сделок и, следовательно, несет высокий риск. При выдаче

кредита фирме банк учитывает частоту банкротства в данной отрасли и,

естественно, проявляет осторожность в отношении предприятий, действующих в

нестабильных отраслях.

Выдавая кредит предприятию, банк должен убедиться, что кредит берется

для выполнения целей, предусмотренных уставом фирмы.

Цель определяет и форму кредита. Так, если заемщик с помощью кредита

стремится преодолеть кратковременный разрыв между поступлением средств и

платежами, то наиболее подходящей формой кредита является овердрафт.

Финансирование капитальных затрат требует других форм кредитования,

например, срочной ссуды и т.д.

Характерной особенностью организации системы краткосрочного

кредитования коммерческих банков является ориентация на экономические

(качественные), а не технические (количественные) критерии при решении

вопроса о предоставлении ссуд и в конечном итоге - на потребности социально-

экономического развития общества как единый критерий для всех банковских

учреждений.

На практике это означает, что кредитуются затраты предприятий по

производству и реализации той продукции, в которой действительно ощущается

потребность общества, а ее качественные характеристики отвечают

перспективным требованиям, соответствующим действующим мировым стандартам.

При этом важно, чтобы возможные трудности ее реализации были обусловлены не

недостаточно высоким качеством, а временным отсутствием денежных средств у

потребителя.

Аналогично, если речь идет о долгосрочном кредитовании, то кредитуется

только та инвестиционная деятельность, которая в наибольшей степени

отвечает потребностям общественного прогресса и в обозримом будущем может

принести ощутимый эффект с точки зрения удовлетворения потребностей

общества и его отдельных членов.

Характерным примером эффективности подобной ориентации (в первую

очередь на удовлетворение потребностей общества) служит послевоенный опыт

Японии и ФРГ, где крупнейшие промышленные компании и банки, определяя

основные направления своей деятельности, во главу угла ставили не чисто

коммерческие характеристики, а общественную значимость того или иного вида

деятельности, тем не менее увязывая удовлетворение этих общественных

потребностей с выгодой для себя. Есть мнение, что именно такой подход лежал

в основе появления так называемого “японского чуда” и позволил занять

японской и германской экономике ведущее место в структуре мирохозяйственных

связей.

В качестве индикатора общественных потребностей в том или ином виде

продукции служит спрос на нее как со стороны населения, так и со стороны

предприятий и организаций. Количественное выражение данные характеристики

находят в числе заявок на отдельные виды товаров и услуг со стороны

юридических лиц, заключенных хозяйственных договоров и т.д.

Немаловажной характеристикой размеров спроса в условиях рынка служит

динамика цен: их стремительный рост при прочих равных условиях

свидетельствует об увеличении спроса, падение - о его сокращении.

Аналогично в роли индикатора изменившихся потребностей (при прочих равных

условиях) может выступать курс акций той или иной компании, чутко

реагирующей на изменение потребностей общества в производимых ею товарах и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.