присутствия их организации на рынке без кардинальных смен сферы
деятельности.
Компании “однодневки”, столь распространенные в период еще не
оформившейся структуры экономики в целом вряд ли станут нести существенные
издержки на содержание штата высококвалифицированных бухгалтеров и поставку
бухучета до уровня развернутой учетной политики, которая к тому же
предполагает продолжительное время функционирования организации.
2. Достичь непосредственно предоставления информации, касающейся
методов формирования некоторых статей баланса, интересных именно для банка-
кредитора: учет запасов; группировка и списание затрат на производство;
метод, принятый на данном предприятии для начисления амортизации; признание
выручки от реализации продукции, работ, услуг и так далее.
Положения учетной политики предприятия в полном объеме должны включать:
- Способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации,
признания прибыли (дохода) и как осуществляется учет по данному пункту.
- Способ реализации и схема его отражения на счетах учета;
3. Дополнительные положения учетной политики, решения по которым
принимаются малыми предприятиями (например, упрощение системы учетных
регистров).
Итак, главная задача кредитного отдела банка, в свете принимаемой
предприятием учетной политики - оценить деятельность предприятия.
Отсутствие в приказе положений об учетной политике предприятия руководящих
начал бухгалтерского учета свидетельствует о потенциальной возможности
допущения грубых профессиональных ошибок, отсутствие культуры
предпринимательской деятельности и универсальность в разрешении
разнообразных практических задач.
Кредитный отдел банка должен также обратить внимание на следующие
вопросы:
- разделенность имущества предприятия и собственников. Тем самым
обеспечивается основа для определения банком действительного имущественного
и финансового состояния предприятия;
- отсутствие у предприятия намерения и необходимости самоликвидации или
существенного сокращения масштабов своей деятельности, что позволяет
полагать, что в обозримом будущем предприятие будет продолжать свою обычную
деятельность на товарном рынке, где оно осуществляет свои операции;
- консерватизм в отношении дебиторской задолженности заемщика. В
условиях общей нестабильности рынка неразумно предполагать, что вся
дебиторская задолженность возвращается к фирме-заемщику.
Итак, учетная политика - совокупность способов ведения бухгалтерского
учета - прекрасно характеризует заемщика. Своевременная ее оценка ведет к
снижению кредитного риска.
При получении заявки на кредит, банк должен изучить не только разные
аспекты кредитной сделки и профессиональный уровень предприятия, но и дать
оценку персональных качества заемщика, будь то частное лицо или
руководитель фирмы. Оценивая личность клиента, банк сосредотачивает
внимание на следующих моментах:
- порядочность и честность;
- семейное положение;
- профессиональные способности;
- возраст и состояние здоровья;
- наличие преемника (на случай заболевания или смерти);
- материальная обеспеченность.
Желательно оценить также представительский уровень фирмы, внешнее
оформление офиса, современное наукоемкое техническое оснащение предприятия.
Это возможно осуществить только при выезде представителей кредитного отдела
банка непосредственно к заемщику.
Заканчивая рассмотрение вопроса анализа кредитоспособности заемщика
нельзя не сказать о зарубежном опыте тщательного отбора потенциальных
кредитных клиентов.
В практике американских банков применяется “правило пяти си”, где
критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву “си”:
1. Характер заемщика (character), т.е. имеется в виду его репутация,
степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится
прежде всего выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относится к
своим обязательствам, были ли у него задержки в погашении займов, каков его
статус в деловом мире. Банк стремится получить психологический портрет
заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из личного
архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную
информацию;
2. Финансовые возможности (capacity), т.е. выяснение платежеспособности
заемщика за последние несколько месяцев или лет в зависимости от объема
предстоящей кредитной сделки;
3. Капитал, имущество (capital), т.е. наличие собственного капитала и
согласие заемщика использовать его в какой-то части, в случае
необходимости, на погашение кредита, определение структуры капитала,
соотношение с другими статьями активов и пассивов;
4. Обеспечение (collateral), т.е. его достаточность, качество и степень
реализуемости залога в случае непогашения ссуды. Обеспечение кредита дает
возможность преодолеть слабость других критериев оценки кредитного риска,
однако в любом случае банкир всегда должен помнить одно правило: никогда не
предоставлять кредит на основе только залога или гарантии. (Подробно
вопросы, связанные с залогом, будут рассмотрены ниже).
5. Общие экономические условия (conditions), т.е. выяснение текущего
состояния экономики соответствующего региона или страны, а также непременно
- экономики отрасли, к которой принадлежит заемщик.
3.3. Структурный анализ кредита
В случае благоприятного заключения о кредитоспособности потенциального
заемщика банк приступает к разработке условий кредитного договора. Этот
этап называется структурным анализом ссуды. В процессе структурирования
банк определяет основные характеристики ссуды:
- цель кредита;
- сумму кредита;
- порядок погашения;
- срок;
- обеспечение кредита;
- установление процентной ставки;
- прочие условия.
3.3.1. Цель кредита
Первый вопрос, который интересует банк: “Для чего берется кредит?”
Цель кредита служит важным индикатором степени риска, связанного с
выдачей кредита. Банк, например, избегает выдачи кредита для спекулятивных
операций, так как погашение зависит от исхода сомнительных, а иногда и
запрещенных законом сделок и, следовательно, несет высокий риск. При выдаче
кредита фирме банк учитывает частоту банкротства в данной отрасли и,
естественно, проявляет осторожность в отношении предприятий, действующих в
нестабильных отраслях.
Выдавая кредит предприятию, банк должен убедиться, что кредит берется
для выполнения целей, предусмотренных уставом фирмы.
Цель определяет и форму кредита. Так, если заемщик с помощью кредита
стремится преодолеть кратковременный разрыв между поступлением средств и
платежами, то наиболее подходящей формой кредита является овердрафт.
Финансирование капитальных затрат требует других форм кредитования,
например, срочной ссуды и т.д.
Характерной особенностью организации системы краткосрочного
кредитования коммерческих банков является ориентация на экономические
(качественные), а не технические (количественные) критерии при решении
вопроса о предоставлении ссуд и в конечном итоге - на потребности социально-
экономического развития общества как единый критерий для всех банковских
учреждений.
На практике это означает, что кредитуются затраты предприятий по
производству и реализации той продукции, в которой действительно ощущается
потребность общества, а ее качественные характеристики отвечают
перспективным требованиям, соответствующим действующим мировым стандартам.
При этом важно, чтобы возможные трудности ее реализации были обусловлены не
недостаточно высоким качеством, а временным отсутствием денежных средств у
потребителя.
Аналогично, если речь идет о долгосрочном кредитовании, то кредитуется
только та инвестиционная деятельность, которая в наибольшей степени
отвечает потребностям общественного прогресса и в обозримом будущем может
принести ощутимый эффект с точки зрения удовлетворения потребностей
общества и его отдельных членов.
Характерным примером эффективности подобной ориентации (в первую
очередь на удовлетворение потребностей общества) служит послевоенный опыт
Японии и ФРГ, где крупнейшие промышленные компании и банки, определяя
основные направления своей деятельности, во главу угла ставили не чисто
коммерческие характеристики, а общественную значимость того или иного вида
деятельности, тем не менее увязывая удовлетворение этих общественных
потребностей с выгодой для себя. Есть мнение, что именно такой подход лежал
в основе появления так называемого “японского чуда” и позволил занять
японской и германской экономике ведущее место в структуре мирохозяйственных
связей.
В качестве индикатора общественных потребностей в том или ином виде
продукции служит спрос на нее как со стороны населения, так и со стороны
предприятий и организаций. Количественное выражение данные характеристики
находят в числе заявок на отдельные виды товаров и услуг со стороны
юридических лиц, заключенных хозяйственных договоров и т.д.
Немаловажной характеристикой размеров спроса в условиях рынка служит
динамика цен: их стремительный рост при прочих равных условиях
свидетельствует об увеличении спроса, падение - о его сокращении.
Аналогично в роли индикатора изменившихся потребностей (при прочих равных
условиях) может выступать курс акций той или иной компании, чутко
реагирующей на изменение потребностей общества в производимых ею товарах и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7