1. Антимонопольные требования при формировании (изменении) УК кредитной
организации.
З-н определяет источники формирования УФ, ими не могут быть:
1. ср-ва федерального бюджета
2. ср-ва внебюджетных фондов
3. своб ден ср-ва и другие объект стоимости, находящиеся в ведении органов
гос власти и местного самоуправления
4. кредиты и другие привлеченные ср-ва
Участвуют в формировании УФ:
1. денежные взносы
2. материальные и НМА
3. валютные средства
4. ц/б, эмитированные третьими лицами
Но и здесь есть ограничения. В момент создания и в первые два года доля
материальных и НМА ЮЛ не должна превышать 20%. В последующие годы для мат
активов установлено не более 10%, для НМА – не более 1%.
На 1.10.96 паевые банки составляли 57,4%, акционерные – 42,6%.
Если УФ образуется за счет паевых взносов, то при выходе пайщика пай
возмещается в порядке по уставу. Пайщики получают дивиденды в % от своего
пая. Пай может вноситься в ден форме (в руб и в валюте), в форме мат и НМА,
ц/б. Бухгалтерские проводки различаются в зависимости от формы средств.
Инструкция ЦБ №8 от 6.09.96
Выпуск ц/б подлежит гос регистрации, которая производится Депертаментом
контроля ЦБ (или территориальными управлениями ЦБ) в случаях, если:
1) УК КБ больше 100 млрд
1) в формировании уф участвует иностр капитал
1) акции предназаначены для реализации за пределами рф
Ц/б м.б. именные (документарные и бездокументарные) и на предъявителя:
документарные (выпуск разрешается в определенном % к величине УФ).
Новая эмиссия акций разрешается только после оплаты предыдущей. Для
регистрации выпуска акций регистрация проспекта эмиссии может
использоваться и не использоваться. Используется, если:
5. V учредителей более 500
6. V эмиссии более 50 тыс min оплаты труда
Без регистрации проспекта эмиссии:
1) принятие решения о выпуске акций большинством голосов собрания
акционеров или единогласно Советом Директоров
1) регистрация выпуска в Департаменте или в территориальных управлениях
ЦБ
1) изготовление сертификатов ц/б при документарном выпуске
1) размещение ц/б
1) регистрация отчета о выпуске + публикация итогов в СМИ
При регистрации проспекта эмиссии после 1) идет подготовка проспекта; на 3
этапе – регистрация проспект эмиссии.
УФ паевого банка: после принятия решения об увеличении УФ паевой банк
уведомляет главное управление ЦБ и проводит аккумуляцию паевых взносов.
Существуют понятия объявленный УФ и зарегистрированный УФ.
Акционерный банк сначала регистрирует УФ, затем идет продажа акций. В стат
отчетности ЦБ дает группировку по величине объявленного УФ и
зарегистрированного УФ.
Как было сказано ранее, УФ может формироваться за счет различных
источников. Существуют определенные требования (см пред лекцию). НМА –
различные имущественные права: на пользование землей, водой и т.д., на
аренду, на интелект собственность. НМА в качестве взноса в УФ должны быть
необходимы банку. Требование к размеру- не более 1%.
Требования для ц/б:
ц/б должны быть высоколиквидными. Для этого акционер или пайщик должны
предоставить инфор
1) мацию о бирже, на которой они котируются, об объеме сделок и цене
котировок;
1) ц/б должны быть эмитированы третьими лицами;
1) акционеры или пайщики не должны нести ответственности по ц/б,
предоставленным третьими лицами;
1) ц/б для УФ должны учитываться по рыночной цене договора или договора
купли-продажи.
УФ может быть увеличен путем капитализации: трансформации собственных
средств банка в паи и акции:
5. резервный фонд;
6. фонды экономического стимулирования;
7. выручка от первичной продажи акций сверх их номинальной стоимости
(учредительская прибыль);
8. средства от переоценки фондов;
9. нераспределенная прибыль.
2. Банк России как орган банковского надзора, его задачи и полномочия в
области банковского надзора.
Полномочия Банка России в области регулирования и надзора за деятельностью
коммерческих банков
Все государства в мире осуществляют контроль за деятельностью кредитных
организаций. Государство обязано защищать вкладчиков банков. Защита
необходима не только от расточительного обращения с доверенными банку
средствами, но и от некомпетентного управления банком. В России в 1995 году
был принят новый вариант закона "О Центральном банке", в котором
предусмотрены довольно жесткие экономические нормативы деятельности
кредитных организаций.
Контроль со стороны ЦБ осуществляется по нескольким направлениям. В области
регулирования деятельности кредитных организаций предусмотрены такие меры,
как истребование информации, направление предписаний, проведение проверок и
применение санкций.
В соответствии со ст. 56 закона ЦБ имеет право запрашивать у кредитных
организаций информацию об их деятельности по перечню, утверждаемому Советом
директоров. Кроме того, ЦБ может запрашивать банковскую и финансовую
статистику для проведения анализа экономической ситуации в России у
федеральных органов исполнительной власти (Минфина, Минэкономики).
Согласно ст. 74 закона ЦБ вправе проводить проверки кредитных организаций,
как самостоятельно (то есть проверку проводят уполномоченные Советом
директоров лица), так и поручая это аудиторским фирмам. По результатам
проверок, если есть нарушения, ЦБ направляет кредитным организациям
предписания об устранении нарушений. Цель проверок - выявление реального
финансового состояния кредитной организации и предотвращение ситуаций,
угрожающих интересам вкладчиков.
Санкции
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных
актов и предписаний Банка России, непредставления информации,
предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет
право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений,
взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного
капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести
месяцев.
В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об
устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые
кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам
кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1. взыскать с кредитной организации штраф до 1% от размера оплаченного
уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного
капитала;
2. потребовать от кредитной организации:
а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной
организации, в том числе изменения структуры активов:
б) замены руководителей кредитной организации;
в) реорганизации кредитной организации;
3. изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до
шести месяцев;
4. ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных
банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного
года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
5. назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией
на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной
администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в
соответствии с ними нормативными актами ЦБ.
В целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России
вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на
осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка
России. В период деятельности уполномоченного представителя Банка России
кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными
законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем ЦБ в
порядке, установленном законом "О банках и банковской деятельности". С
момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения
арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного
представителя ЦБ прекращается.
ЦБ вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление
банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О
банках и банковской деятельности".
3. Банковские операции и другие сделки, совершаемые банками.
В статье 5 закона дается перечень операций, которые может совершать
кредитная организация:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до
востребования и на определенный срок);
2) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том
числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов
и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без
открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Помимо перечисленных операций, кредитная организация может осуществлять
следующие сделки:
1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение
обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в
денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12