Рефераты. Коммерческие банки и их операции

системы республики, как фонд страхования депозитов в коммерческих банках и

фонд страхования коммерческих банков от банкротств. Создание всех этих

фондов в целом было направлено на поддержание постоянного устойчивого

финансового положения и ликвидности каждого коммерческого банка, защиты

интересов его вкладчиков, акционеров (пайщиков), всех кредиторов и

клиентов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 марта

1993 г. «О защите сбережений граждан Российской Федерации» Советом

директоров ЦБ РФ принято решение о прекращение формирование фонда

страхования депозитов в коммерческих банков от банкротств. Ранее

перечисленные средства в фонд страхования депозитов в коммерческих банках

передаются в создаваемый федеральный фонд обязательного страхования

денежных вкладов (депозитов) и счетов населения в качестве страховых

взносов коммерческих банков от банкротств, возвращаются коммерческим

банкам.

Экономические отношения между ЦБ РФ и коммерческими банками и

регулирование деятельности последних могут возникать и осуществляться в

результате предоставления в распоряжение этих банков централизованных

кредитных ресурсов для целей последующего предоставления ссуд хозяйственным

организациям. Так, когда кредитные ресурсы отдельных коммерческих банков,

мобилизованные ими на местах, недостаточны, а возможности получения

кредитов у других коммерческих банков исчерпаны, ЦБ РФ может предоставлять

таким банкам ссуду на условиях кредитного договора. При этом ЦБ РФ

оказывает воздействие экономическими банками по отношению к своим

заемщикам.

Так, первоначально в 1992 г. ЦБ РФ планировал темпы роста кредитов,

предоставляемых им коммерческим банкам. В частности, по состоянию на 1

апреля 1992 г. прирост задолженности по ссудам ЦБ РФ коммерческим банкам не

должен превышать 15% по сравнению с началом года, а процентная ставка по

этим ссудам увеличилась с уровня 6-9%, применявшегося в 1991 г., до 20% в

1992 г. Эти меры были призваны ограничить объем кредитных вложений

коммерческих банков в народное хозяйство и соответственно денежную массу в

обращении, противодействовать развитию инфляции в экономике. Однако в

дальнейшем выдержать такую жесткую ре-стрикционную политику не удалось.

К этому ряду экономических мер по регулированию деятельности

коммерческих банков относятся операции ЦБ РФ на открытом рынке с ценными

бумагами и иностранной валютой. Так, в частности, ЦБ РФ, продавая

коммерческим банкам государственные ценные бумаги и свободно конвертируемую

валюту, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает

денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств

на товарный рынок, и повышает курс рубля.

Рассматривая все вышеуказанные методы регулирования деятельности

коммерческих банков, следует сказать о том, что они могут быть в

достаточной степени эффективны только в случае проведения государством

согласованной денежно-кредитной и финансовой политики.

Наряду с экономическими методами, посредством которых ЦБ РФ регулирует

деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и

административные методы.

Так, в частности, при крайне неблагоприятном состоянии денежного

обращения, наличии активных инфляционных процессов в экономике ЦБ РФ в

целях улучшения положения в этой области может проводить более жесткие

мероприятия, носящие административный характер, посредством ограничения

объема кредитных вложений коммерческих банков, установления предельных

размеров и процентных ставок по выдаваемым ими кредитам. Например, в 1991

г. ЦБ РФ была введена для коммерческих банков предельная процентная ставка

по предоставляемым ими кредитам в размере 25% годовых. Эта мера, однако, не

сопровождалась рестрикционной кредитной политикой.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства,

правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в

работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров (пайщиков), вкладчиков,

клиентов, ЦБ РФ может применять к ним самые жесткие меры административные

воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны

ЦБ РФ по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического

характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

12. Понятие ликвидности банка

Понятие ликвидность коммерческого банка означает возможность

своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых

обязательств перед всеми контрагентами, что определяется наличием

достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и

величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом

соответствующих сроков.

Таким образом, ликвидность коммерческого банка базируется на

постоянном соотношении между тремя ее составляющими - собственным капиталом

банка, привлеченными и размещенными им средствами путем оперативного

управления их структурными элементами. С учетом этого в мировой банковской

теории и практике ликвидность принято понимать как "запас" или как "поток".

При этом ликвидность как "запас" включает в себя определение уровня

возможности коммерческого банка выполнять свои обязательства перед

клиентами в определенный конкретный момент времени путем изменения

структуры активов в пользу их высоколиквидных статей за счет имеющихся в

этой области неиспользованных резервов.

Ликвидность как "поток" анализируется с точки зрения динамики, что

предполагает оценку способности коммерческого банка в течение определенного

периода времени изменять сложившийся неблагоприятный уровень ликвидности

или предотвращать ухудшение достигнутого, объективно необходимого уровня

ликвидности (сохранять его) за счет эффективного управления

соответствующими статьями активов и пассивов, привлечения дополнительных

заемных средств, повышения финансовой устойчивости банка путем роста

доходов. Таким образом, каждый коммерческий банк должен самостоятельно

обеспечивать поддержание своей ликвидности на заданном уровне на основе как

анализа ее состояния, складывающегося на конкретные периоды времени, так и

прогнозирования результатов деятельности и проведения в последующем научно

обоснованной экономической политики в области формирования уставного

капитала, фондов специального назначения и резервов, привлечения заемных

средств сторонних организаций, осуществления активных кредитных операций.

Наряду с этим, поскольку в процессе деятельности коммерческого банка

затрагиваются имущественные и иные экономические интересы широкого круга

предприятий, организаций, граждан, которые являются его акционерами,

вкладчиками, кредиторами, государство в лице Центрального банка России,

давшего лицензию (разрешение) на деятельность коммерческого банка и тем

самым в определенной мере поручившись за законность, правомерность и

надежность его работы, осуществляет надзор за его деятельностью, состоянием

ликвидности, финансовым положением с использованием как экономических, так

и административных методов управления.

Регулирование деятельности коммерческих банков осуществляется

посредством соответствующих нормативов, первоначально введенных в действие

ЦБ РФ г. Новой инструкцией ЦБ РФ №1 "О порядке регулирования деятельности

кредитных организаций" с 1 апреля 1996 г. установлены новые экономические

нормативы. Они имеют следующие особенности;

во-первых, все экономические нормативы являются обязательными для

исполнения и в подавляющей их части разработаны с учетом использования

аналогичных показателей в мировой банковской практике;

во-вторых, для тех кредитных организаций, которые не обеспечили

выполнение определенных экономических нормативов на начальном периоде их

действия (во II квартале 1996 г.), главные управления ЦБ РФ устанавливают

квартальные индивидуальные значения нормативов с тем, чтобы постепенно

привести директивные значения данных нормативов до заданного уровня к 1

июля 1997 г.

в-третьих, для вновь создаваемых кредитных организаций, проработавших

шесть месяцев с момента регистрации, устанавливаются отдельные числовые

значения экономических нормативов, в соответствии с которыми к этим

организациям предъявляются, в основном, более высокие требования в части

выполнения нормативов;

в-четвертых, при расчете нормативов активы коммерческого банка

распределены на пять групп риска с учетом степени риска вложений средств и,

соответственно, возможной потери части стоимости этих средств при

неблагоприятной ситуации. Одновременно отдельным категориям активов,

входящих в каждую из пяти групп, присваивается соответствующий коэффициент

риска, который показывает, как часть стоимости данной категории активов

может быть потеряна, или иначе, в какой мере надежно вложение средств в ту

или иную категорию активов банка.

В первую группу входят активы, свободные от риска. К ним, в частности,

относятся:

- средства на корреспондентском счете банка, открытом в Центральном банке

России, которые имеют коэффициент риска 0%[5];

- средства на резервном счете ЦБ РФ (0%);

- вложения в государственные долговые обязательства (0%);

- средства в кассе и приравненные к нему средства (2%);

- средства на счетах расчетных центров ОР ЦБ в учреждениях Банка России

(0%);

- средства, поступающие в оплату за акции кредитных организаций (0%).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.