Рефераты. Банковский маркетинг

массовой информации, связанных с банком, зависит очень многое,

представителям прессы должно оказываться всяческое содействие. Обычно им

подготавливаются необходимые информационные материалы, ответы на запросы.

Службе маркетинга приходится следить за сведениями о банке, появляющимися

в газетах, журналах и т.д., принимать меры к исправлению ошибок в

публикациях. Очень эффективны пресс-релизы – краткая насыщенная информация

о конкретной проблеме. Действенна также организация поседения банка, его

филиалов репортерами;

использование возможностей печати. Опыт убеждает, что при рассылке

проспектов банка каждые пакет должен выглядеть так, будто бы его направили

только одному адресату;

создание фирменного стиля. Некоторые крупные московские банки уже

используют подобный способ. Например, Инкомбанк все свои филиалы в

различных городах оформляет одинаково: светлые или белые стены, синяя

обналичка, синий логотип банка. Это позволяет безошибочно определить

принадлежность филиала. Банк «Российский кредит» придерживается «зеленой»

палитры. О дизайне филиалов не могу сказать ничего, так как был только в

иркутском, но все буклеты, кредитные карточки банка, сертификаты и даже

векселя имеют зеленые оттенки. Даже страница банка в Интернете

придерживается того же стиля. В качестве примера отсутствия единого стиля

можно привести Сбербанк России: каждый его филиал оформлен по-своему. Нет

одного направления и в разработке буклетов и сберегательных книжек. Я могу

объяснить такое положение только тем, что Сбербанк еще не успел привести

все свои 32000 филиалов к единому стандарту оформления. Это требует как

значительных затрат, так и времени.

устная пропаганда – яркие, лаконичные, впечатляющие выступления

руководителей банка на различных форумах, семинарах, конференциях.

реклама престижа – информация о вкладе банка в улучшение экономики

страны, повышение благосостояния людей. Все должны знать, какую пользу он

приносит обществу.

исследования общественного мнения, реакции рынка. Сбор, обобщение и

анализ относящихся к делу фактов позволят правильно оценить

складывающуюся обстановку.

Реклама – это средство информации о банке или услугах, им

оказываемых, коммерческая пропаганда потребительских свойств

предоставляемых им услуг для клиентуры и достоинств деятельности банка,

готовящая активного и потенциального клиента к расширению деловых контактов

с банком.

Реклама, занимая особое место в коммуникационной политике, призвана

решать наиболее сложную задачу: формировать и стимулировать спрос. Ее

можно рассматривать как форму коммуникации, которая имеет цель –

перевести качества предоставляемых банком услуг на язык нужд и запросов

клиента.

В литературе по банковскому маркетингу[9] говорится, что сфера

деятельности рекламы включает в себя:

1. изучение потребителей услуг, которые предстоит рекламировать

2. исследование особенностей рынка, который предстоит освоить

3. стратегическое планирование с точки зрения постановки целей,

определения границ рынка, обеспечения ассигнований

4. принятие тактических решений по смете расходов при выборе средств

рекламы, разработке графиков публикаций и трансляций объявлений

5. составление рекламных объявлений, включая подготовку текста,

макета, художественное оформление и их производство.

По моему мнению, выделенные сферы деятельности рекламы имеют много

общего со сферой деятельности аналитического отдела банка. Поэтому

целесообразнее оставить в компетенции рекламного отдела банка только

подготовку самой рекламы, а аналитические функции оставить за

аналитическим отделом. Можно даже поручить одному из сотрудников этого

отдела подготавливать информацию для отдела рекламы. В этом случае не

будет дублирования функций и обеспечится экономия средств.

Реклама логически является составной частью формирования авторитета

фирмы. Основными видами рекламы считается реклама товара и реклама

престижа.

Престижная или фирменная реклама представляет достоинства банка,

выгодно отличающих его от конкурентов. Цель престижной рекламы – создать

среди общественности, и прежде всего среди активных и потенциальных

клиентов, привлекательный имидж банка, который вызвал бы доверие к нему

самому и предоставляемым им услугам. Престижная реклама подчеркивает заботу

банка о клиентуре, о расширении новых, удобных для клиента услуг . Из

всех возможностей рекламного дела реклама престижа самая сложная.

Реклама товара представляет донесение до клиентов информации о

предоставляемых банком услугах. Выделяют информативную, увещевательную,

напоминающую и подкрепляющую рекламы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении рассмотрим отдельные элементы современного маркетинга в

России, что позволить оценить сегодняшнее состояние Российского маркетинга.

В период 1991-1992 гг. банковский маркетинг стал "реальной

объективностью" и постепенно начал использоваться российскими коммерческими

банками. Особенностью маркетинга в нашей стране стало использование

зарубежного опыта, направленного на расширение депозитов вкладов путём

привлечения сбережений юридических и физических лиц.

Однако практика показала, что российская модель банковского маркетинга

пока является довольно примитивной, поскольку не связана с серьёзным и

глубоким изучением рынка по привлечению денежных средств в банки. Главным

элементом маркетинга на протяжении последних лет является в основном

манипулирование процентной ставкой по депозитам. Каждый банк стремится

предложить как можно более высокую депозитную ставку.

Другой объективной причиной такого маркетинга является политика

либерализации цен, постепенно переросшей в гиперинфляционную спираль.

Главной чертой маркетинговой стратегии российских банков, начиная с

1991 г., когда реально начался переход к рынку, стала навязчивая реклама о

выплате высоких процентов по вкладам в СМИ. Такая реклама оказывала

массовое воздействие на большие слои населения, не обладающие достаточной

подготовкой и культурой относительно вложений своих сбережений в условиях

рынка. При этом в рекламе, осуществляемой банками, не давалась информация о

своём финансовом состоянии, а сами банки предлагали довольно традиционный

набор банковских услуг в виде рублёвых и валютных вкладов с 3, 6, 12-

месячной выплатой процентов по вкладам.

В то же время, как показала банковская практика в России, уже в 1993

г. стало очевидным, что многие банки не только не могут выплатить проценты

обещанных размеров, но и вообще некредитоспособны. Используя метод пирамиды

и собрав значительные средства, банки игнорировали маркетинговую стратегию

при вложениях и акцентировали внимание главным образом на межбанковских

коротких кредитах в различные сферы экономики и на валютных операциях.

Ставка на эти операции привела к значительному невозврату кредитов. Поэтому

многие банки в 1993-1995 гг. оказались в серьёзной ликвидной ситуации и не

смогли выплатить проценты по вкладам, а в ряде случаев - и дивиденды по

акциям. В связи с этим возникли проблемные, или кризисные, банки, которые

оказались либо на грани банкротства, либо на уровне отзыва лицензии со

стороны ЦБ.

В результате неэффективной маркетинговой стратегии как по основным,

так и по активным операциям оказался неэффективным и банковский менеджмент,

что привело в конечном итоге к значительным сбоям в функционировании всей

банковской системы России, особенно в 1994-1995 гг. Центральный банк

вынужден был ужесточить контроль за деятельностью коммерческих банков путём

доведения уставного фонда до 5 млрд. руб., увеличением норм обязательных

резервов (март 1995 г.) и введением валютного коридора в целях ограничения

валютных спекуляций. Такими вынужденными мерами ЦБ оказал существенное

воздействие на корректировку как управленческой, так и маркетинговой

политики коммерческих банков.

Эти меры, особенно валютный коридор, заставили многие банки коренным

образом пересмотреть стиль своей деятельности в сфере менеджмента:

наращивать собственный капитал, повышать надёжность, рентабельность,

расширять обслуживание клиентов с учётом ошибок прошлого, укреплять

технологическую и кадровую базы.

Банковская система формировалась в течение пяти последних лет довольно

медленными темпами. В это время исполнительная власть не занималась

качеством учредителей, компетентностью руководителей и персонала банков.

Поэтому наряду с профессиональными банками появились некомпетентные банки и

другие финансовые институты с нереальными уставными фондами, рискованными

операциями и необузданной рекламой на ТВ. Эти учреждения реальный маркетинг

подменяли различного рода злоупотреблениями, что вызвало изменения в

банковской системе. С рынка стали уходить банки, которые не смогли

проводить реальную и квалифицированную ссудную политику.

Положение в промышленности обострило и положение банков из-за

невозврата долгов. За первую половину 1995 г. ЦБ лишил лицензии в Москве 80

банков, а у 150 - расчётные счета были блокированы из-за неплатежей в сумме

1 трлн. руб., а количество самих банков в РФ за период с 01.01.96 г. по

01.05.97 г. сократилось с 2578 до 1887, а их филиалов - с 5747 до 4828. На

счетах коммерческих банков, испытывающих финансовые затруднения, в

настоящее время хранится 8, 1 трлн. руб. вкладов населения.

Банки часто нарушают правила валютного контроля: в 1994 г. свыше 700

банков, а в первом полугодии 1995 г. - 400 были подвергнуты штрафным

санкциям со стороны ЦБ.

Наряду с этим существуют также объективные причины, которые не

позволяют применять эффективную систему маркетинга в российских банках.

Так, расширение активных операций по линии инвестиций в экономику

сдерживает большой риск невозврата ссуд. Хотя банки активно работают на

фондовых рынках, они не могут вправиться с таким наплывом акций,

муниципальных и государственных ценных бумаг. Это связано с тем, что

фондовые биржы продолжают выполнять роль и первичного, и вторичного рынков

одновременно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, 1996 год

2. Э.А. Уткин Банковский маркетинг, М.:Инфра-М, 1997

3. Андреев Н. Обострение банковского кризиса // Маркетинг, №5 1997

4. Банковский рейтинг //Профиль, №9 1998

5. А. Масалович, ТОРА-Центр, http://www.tora.ru/library/nnfin.htm

6. Кулагин В.Г. Карточная игра: «зарплатный проект» //Маркетинг в России и

за рубежом, №9-10 1997

7. Маркова В. Маркетинг услуг, М.:Инфра-М,1995

8. Банковский рейтинг //КоммерсантЪ-Деньги, №10 2000

9. Н.А. Кузнецова Особенности маркетинга в сберегательном банке

(информационно-аналитический обзор) //Банковские услуги, №4 1999

10. Банковский рейтинг //КоммерсантЪ-Деньги, №46 2001

-----------------------

[1] Андреев Н. Обострение банковского кризиса // Маркетинг, №5 1997

1 Профиль, №9 2000

[2] Профиль №9 2000

[3] Уткин Э.А. Банковский маркетинг М.:Инфра-М, 1997 с.60

[4] ГК РФ, статья 1012, п.1

[5] А. Масалович, ТОРА-Центр, http://www.tora.ru/library/nnfin.htm

[6] Кулагин В.Г. Карточная игра: «зарплатный проект» //Маркетинг в России и

за рубежом, №9-10 1997

[7] Маркова В. Маркетинг услуг, М.:Инфра-М,1995

[8] Сумма денежных средств Сбербанка, аккумулированных в системе ГКО/ОФЗ

на 01.01.98 составила 102 207 545 790 руб (60,65% от активов или 95,8% от

ликвидных активов) // КоммерсантЪ-Деньги, №10 2000

[9] Уткин Э.А. Банковский маркетинг, М.:Инфра-М, 1997 с. 225

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.