Рефераты. Банковский маркетинг

граждан вклад «Компенсационный». Эти акции Сбербанка были проведены в

1997 году, и за это время доля Сбербанка в привлечении вкладов населения

выросла с 60% до 74,45%1

В рамках современного маркетинга меняются отношения банка и клиента.

Если ранее банк предлагал клиентам стандартный набор банковских услуг, то

сейчас он вынужден постоянно разрабатывать новые виды банковских

продуктов, которые адресованы конкретным группам клиентов – крупным

предприятиям, мелким фирмам, отдельным категориям физических лиц и т.д. В

качестве другого примера разработки нового продукта специально для

отдельной категории клиентов я хочу привести Иркутский филиал банка «СБС-

Агро». Недавно банк объявил о введении новой услуги: предоставление

студентам государственных ВУЗов Иркутска кредита на покупку собственного

персонального компьютера с возвратом кредита в течение одного года.

Залогом кредита будет являться сам компьютер. Данная банковская услуга

для студентов является очень умным и дальновидным ходом руководства

банка, так как сегодняшние студенты, которым нужен компьютер, - это

вероятные будущие «белые воротнички» с доходами выше среднего. Таким

образом «СБС-Агро» привлекает стратегическую в будущем группу клиентов.

Данный пример является результатом анализа банком демографического фактора

внешней среды.

Одна из целей банковского маркетинга – постоянное привлечение новых

клиентов. В развитых странах Запада банковские услуги потребляют около

80% домашних хозяйств. Конечно, в России эта цифра тоже может быть

достаточно велика, но она складывается в основном только за счет

привычки населения хранить свои деньги на депозитах и вкладах до

востребования в Сбербанке России. Так сумма вкладов населения в Сбербанке

на 01.01.00 составила 112127 млн. рублей, а на втором месте по привлечению

вкладов населения стоит Инкомбанк – 1652 млн. руб.[2]. Как Вы видите

различие более чем в сто раз. Здесь же стоит обратить внимание на

качество и диверсификацию предлагаемых банками услуг: если на Западе

домашние хозяйства используют чековые книжки, кредитные и расчетные карты,

долгосрочные банковские кредиты, срочные ссуды на покупку дома или

автомобиля, аренда сейфов для хранения драгоценностей, доверительное

управление активами клиентов и многое-многое другое. А у нас количество

услуг банка, предоставляемых домашним хозяйством, в большинстве своем

ограничивается хранением денег на счете, краткосрочным кредитованием и

обслуживанием дебетовых карт.

Банковский маркетинг, следовательно, можно определить как поиск и

использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с

учетом реальных потребностей клиентуры[3]. Это предполагает четкую

постановку целей банка, формирование путей и способов их достижения и

разработку конкретных мероприятий для реализации планов.

Маркетинг в банковской сфере нацеливается на изучение рынка

кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов и

прогнозирование на этой базе возможностей привлечения вкладов в банки,

изменений в деятельности банка. Маркетинг направляется на обеспечение

условий, способствующих привлечению новых клиентов, расширению сферы

банковских услуг, заинтересовывающих клиентов во вложение своих средств в

этот банк.

В банках все больше применяется интегрированный маркетинг, целью

которого является не только привлечение клиентов, но и постоянное

улучшение качества их обслуживания. Специфика интегрированного

маркетинга заключается в том. Что коммерческие банки заинтересованы не

только в привлечении денежных средств клиентов, но и в активном их

использовании с помощью эффективного кредитования предприятий, учреждений,

государства, населения. Это обуславливает необходимость комплексного

развития маркетинга как в сфере отношений банка с вкладчиками, так и в

сфере кредитных вложений. Цели банка в этих двух сферах различны: в

первой – привлечение клиентов в качестве вкладчиков денежных средств, а

во второй – направить кредитные ресурсы банка таким предприятиям, которые

использовали их с наибольшей пользой и были бы в состоянии возвратить

кредит в установленные сроки.

Также особенность банковского маркетинга является то, что он

объединяет в единое целое принципы маркетинга конечного продукта и

маркетинга товаров промышленного назначения. Известно, что некоторые банки

ориентируются только на крупных клиентов, в том числе и на друге банки, а

некоторые - на мелких клиентов, которые являются конечными потребителями

банковских услуг. В соответствии с этим разделением клиентов банка

происходит и разделение маркетинга внутри банка. Но, я думаю, не стоит

делить предмет банковского маркетинга на две части, гораздо проще

рассматривать банковский маркетинг как одну систему, соединяющую в себе два

различных подхода.

В конечном же счете банковский маркетинг направляется на

осуществление единой цели: рациональное использование доходов и временно

высвобождающихся денежных средств в хозяйстве.

В рамках маркетинга в банке должны реализовываться следующие

принципы:

1. Направленность действий всех банковских работников на достижение

конкретных рыночных целей.

2. Комплексность процесса функционирования маркетинга (маркетинговая

информация, планирование, организация и контроль).

3. Единство стратегического и оперативного планирования маркетинга.

4. Разносторонне и масштабное стимулирование творческой активности и

инициативы каждого работника банка.

5. Обеспечение заинтересованности каждого работника в постоянном

повышении своей квалификации.

6. Создание благоприятного психологического климата в коллективе

банка.

Многие из этих принципов перекликаются с принципами менеджмента,

которые изложены в Теории менеджмента.

Основными задачами маркетинга в банке можно назвать:

1. Обеспечение рентабельной работы банка в постоянно изменяющихся

условиях денежного рынка.

2. Повышение ликвидности банка в целях соблюдения интересов

кредиторов и вкладчиков, поддержание общественного имиджа банка.

3. Максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре

и качеству услуг, оказываемых банком. Это создает условия для

устойчивости деловых отношений.

4. Поиск новых потребностей в банковских услугах. Проведение

маркетинговых исследований.

5. Привлечение в банк новых клиентов. Поддержание и развитие

имиджа банка как надежной, ориентированной на потребности клиента

организации.

В соответствии с этими задачами банковский маркетинг ориентируется

на достижение высоких количественных, качественных и социальных

показателей, таких как количество клиентов банка и их счетов, объем

депозитов, кредитных вложений, инвестиций, размеры совершаемых банком

операций и услуг, показателей доходов расходов банка, сроки обработки

документов, степень удовлетворения клиентов по объему, количеству и

качеству услуг.

2. Банковские услуги

Особенности маркетинга в банковской сфере обусловлены, прежде

всего, спецификой банковской продукции. В коммерческих банках продукция

представляет два основных раздела: услуги по пассивным и по активным

операциям. Следовательно, банковский маркетинг является маркетингом в сфере

услуг. Услуги по пассивным операциям осуществляются в целях аккумуляции

средств, прежде всего сбережений и временно свободных средств населения и

предприятий. Посредством оказания услуг по активным операциям коммерческие

банки распределяют мобилизованные средства так, чтобы обеспечить себе

необходимый уровень прибыли.

По своему характеру банковские услуги делятся на кредитные,

операционные, инвестиционные и прочие. Кроме того, российские банки

развивают и другие операции по поручению клиентов: факторинговые услуги,

лизинговые, доверительные, консультационные, информационные и прочие.

Факторинг представляет собой особую форму деятельности на рынке,

связанную с взысканием средств с предприятий-покупателей, являющихся

клиентами учреждения. Эта деятельность особо популярна и прибыльна для

банка в условиях тотальных неплатежей, которые сложились на российском

рынке.

Лизинг представляет собой выступление банка в роли арендодателя или

посредника между арендодателем и арендатором. При этом арендатор является

клиентом банка. Лизинг отличается от обычной аренды тем, что арендатор в

итоге выкупает арендуемое имущество. Получается, что лизинг – это покупка

товара в рассрочку. Банк, таким образом, дает арендатору кредит на покупку

товара, причем товар сразу переходит во владение покупателя.

Доверительные услуги (траст). Об этом я хочу рассказать

поподробнее. По договору доверительного управления имуществом одна сторона

(учредитель управления) передает другой стороне (доверительному

управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а

другая обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах

учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя)[4].

Объектом доверительного управления может быть в общем случае только

имущество учредителя управления. Причем деньги сами по себе не могут быть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.