улучшению количественных показателей капитализации банков, но ведет к
ухудшению качества капитала.
При всей важности рассмотренных выше показателей они не позволяют
полностью оценить возможности банковской системы покрывать банковские
риски, что особенно существенно в условиях кризиса, когда они многократно
возрастают. Основными видами банковских рисков, для покрытия которых
необходим значительный объем капитала, являются:
кредитные риски (характеризуются потерями от невозврата кредитов);
финансовые риски (курсовые риски связаны с переоценкой вследствие резкого
изменения валютного курса, риски рынка ценных бумаг – с обесценением
вложений вследствие изменения процентных ставок);
риски потери ликвидности (оцениваются через затраты на восстановление
необходимого уровня ликвидности).
Кроме рисков, реализация которых непосредственно отражается в банковских
балансах, следует учитывать и риски по внебалансовым операциям, прежде
всего по срочным сделкам с валютой и другими финансовыми инструментами,
поскольку возникающие обязательства банков тоже могут быть значительными.
Таким образом, качество капитала банковской системы можно измерить и
тем, насколько он способен компенсировать потери, вызванные различными
видами рисков. Основным критерием здесь служит величина располагаемого
капитала, на который банки могут опираться в своей деятельности после
«использования» балансового капитала на покрытие уже реализованных рисков.
Для оценки этой величины может быть применена следующая формула:
располагаемый капитал = балансовый капитал (с учетом убытков и
использованной прибыли) – просроченная задолженность (реализованный
кредитный риск) – иммобилизованные активы (реализованный риск потери
ликвидности).
В соответствии с международной практикой качество капитала можно
оценивать посредством его соотнесения не со всеми видами банковских
активов, а с их частью, чреватой потерями, на покрытие которых и
потребуется капитал. К наиболее рискованным активам относят кредитные
вложения, инвестиции в корпоративные ценные бумаги, – а также
иммобилизованные активы. Отношение капитала к активам, взвешенным с учетом
риска, показывает уровень зашиты банка от инвестиционных потерь, а
сопоставление этой величины и суммы капитала всех активов позволяет
определить долю рискованных вложений в совокупных активах банков. В то же
время – это и показатель их эффективности, умения работать при сложившейся
системе рисков.
Критерием успешности возрождения банковского сектора может служить
восстановление отношения банковского капитала к ВВП, которое в докризисный
период составляло примерно 5,5-6%. Учитывая оценки потерь российской
банковской системы в период кризиса, для достижения докризисных параметров
необходимо реальное удвоение существующего капитала российских банков.
Один из возможных сценариев восстановления и развития российской
банковской системы исходит из предположения, что этот процесс будет
протекать достаточно быстро в силу следующих предпосылок:
в 2000 г. сохранится тенденция к оживлению промышленного производства –
темп его прироста составит не менее 3% в год, что дает возможность говорить
о преодолении кризиса в экономике России, но не о переходе к устойчивому
росту;
оживление экономической конъюнктуры будет сопровождаться умеренными
(снижающимися) темпами инфляции, что может способствовать увеличению спроса
на национальную валюту и уменьшению процентных ставок. Сохранение тенденции
к ремонетизации реального сектора создаст дополнительные ресурсы для
банковской системы и тем самым расширит ее возможности кредитования
экономики. Снижение реальной процентной ставки при сохранении ее
положительного уровня ограничит норму прибыли банков и будет стимулировать
рост спроса на банковские кредиты;
рынок ценных бумаг начнет выходить из застойного состояния, вызванного
кризисом 1998 г. Однако в ближайшие годы здесь {до-прежнему будут
доминировать спекулятивные инвесторы. Более активно станет развиваться
рынок корпоративных обязательств. В то же время при незначительных размерах
бюджетного дефицита можно прогнозировать невысокий уровень) государственных
заимствований, что будет препятствовать восстановлению докризисных объемов
рынка госбумаг;
можно ожидать, что к концу 2000 г. в основном будет решена судьба крупных
неплатежеспособных банков. В итоге произойдет списание их убытков и
увеличение капитала банковской системы в целом.
При прогнозировании траектории развития банковской системы
предполагалась достаточно оптимистичная динамика макроэкономической
ситуации: прирост ВВП в реальном выражении на 3,5%. Динамика кредитов
экономике увязывалась с увеличением объемов промышленного производства и
внешней торговли, приростом денежных остатков на счетах предприятий.
Снижение уровня кредитования правительства основывается на предположении о
существенной • величине первичного профицита федерального бюджета и об
отказе бюджета от активных заимствований на рынке. Рост депозитов отражает
прирост промышленного производства при закреплении тенденции к повышению
монетизации реального сектора и постепенное восстановление сбережений
населения в меру увеличения его доходов. Динамика собственного капитала
банковской системы определяется допущением о завершении процесса
реструктуризации задолженности в 2000 г. и дальнейшим увеличением
собственных средств банков пропорционально норме прибыльности банковских
операций.
В 1999 г. произошло заметное увеличение уставного капитала российских
банков: за 11 месяцев он возрос более чем на 40 млрд. руб. (около 0,9% ВВП)
при этом 10 млрд. руб. внесло государство. Если исключить крупные разовые
операции5, темп прироста уставного капитала составляет 0,1-0,15% ВВП в
квартал, что соответствует темпу прироста уставного капитала
непосредственно перед кризисом. Возможности государства по пополнению
капитала банков в первую очередь будут зависеть от финансовых возможностей
бюджета и поли- тики Агентства по реструктуризации кредитных организаций
(АРКО). В федеральном бюджете на 2000 г. на нужды АРКО заложен лишь 1 млрд.
руб. (и 4 млрд. руб. гарантий). Единственным вариантом увеличения этой
суммы может стать предоставление кредитов международными финансовыми
организациями, объем которых оценивается в 200-300 млн. долл. Однако с
учетом политики АРКО по распределению средств даже получение этих денег не
приведет к увеличению капитала банков более чем на 0,05-0,1% ВВП.
Перспективы получения прибыли банками пока выглядят достаточно
оптимистичными. По итогам трех кварталов 1999 г., чистые убытки всей
банковской системы составили примерно 2 млрд. руб. Если исключить из
рассмотрения несколько убыточных банков, фактически являющихся банкротами
(крупнейший из них – СБС-Агро), тол напротив, банковский сектор получил
прибыль в 25-30 млрд. руб. Таким образом, даже с учетом неизбежных затрат,
связанных с банкротством ряда крупных банков, российская банковская система
способна в ближайшие годы зарабатывать и капитализировать 0,5-1% ВВП в год.
Вместе с тем вызывает сомнение устойчивость доходов российских банков.
В частности, очевидно преобладающее значение валютной переоценки, о которой
говорилось выше. В то же время процентная маржа, хотя и становится
положительной, остается на очень низком уровне.
Ситуация с доходами банков в значительной мере объясняется структурой
их активов и пассивов, меняющейся под воздействием новой экономической
среды. Увеличение активов банковской системы России в 1998 г. до 39% ВВП
было обусловлено опережающей переоценкой валютных активов. По мере
стабилизации реального курса рубля и адаптации банковской системы к новым
рискам объем активности по всем видам банковских операций снизился? При
принятых макроэкономических гипотезах восстановление банковских активов до
уровня 1998 г. займет 4-5 лет, так как получать доходы от кредитования
предприятий значительно сложнее, чем от операций с государственными ценными
бумагами.
Структура активов и пассивов российской банковской системы в ближайшие
годы будет близка к структуре 1994-1995 гг. вследствие снижения доли
операций с государством и возрастания доли кредитования реального сектора и
ликвидных активов. Обращает на себя внимание, что относительный объем
работающих активов в банковской системе имеет тенденцию к снижению, так как
банки вынуждены компенсировать отсутствие устойчивого финансового рынка
повышением уровня ликвидности.
Учитывая специфику положения страны, нужно рассматривать не только
потребности, но и возможности государства поддерживать банковский сектор.
Необходимо выделение реальных денежных ресурсов из федерального бюджета для
деятельности АРКО. Главными условиями их предоставления должны быть четкая
стратегия деятельности Агентства, «прозрачность» и открытость его операций.
Вряд ли можно считать эффективными такие способы предоставления средств
АРКО как «застрявшие» налоговые платежи в проблемных банках (получение этих
денег возможно только в рамках реструктуризации банков которая требует
длительного периода) или выпуск облигаций АРКО под гарантии бюджета
(очевидно, что у АРКО нет устойчивых доходных поступлений и кредитной
истории, следовательно, Агентства придется соглашаться с более высоким
уровнем процентных платежей, что опять-таки ляжет бременем на федеральный
бюджет).
Очень важной для российских банков является проблема определения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11