За период 1990-1993 годов число коммерческих банков на территории
России возросло более чем в 18 раз. В последнее время темпы роста числа
зарегистрированных банков снижаются. Хотя возможности экстенсивного
расширения банковской сферы еще не полностью исчерпаны, видимо, значимость
этой составляющей ее развития будет в дальнейшем относительно уменьшаться.
Это связано и с тем, что более жесткими становятся условия расширения
банковской системы: увеличиваются минимальные размеры уставного фонда,
денежно-кредитный рынок насыщается традиционными банковскими услугами,
возрастает конкуренция в банковской сфере, ограничителем для создания новых
банков выступает и нехватка высококвалифицированных специалистов. Главным
же в дальнейшем развитии банковской системы все больше будет становиться ее
качественное совершенствование.
3.1. Банковские “болезни” и возможные средства их излечения.
Катастрофы банков - неизбежная реальность во всем мире. Не успела
отшуметь история с банкротством британского инвестиционного банка Barings
PLC, как во Франции были обнародованы подробности финансового кризиса
широко известного банка Credit Lionnais. Главная причина, приводящая банки
к катастрофам, - это, говоря языком медицины, развитие их внутренних
болезней. Ими поражены и многие банки России, где в силу сочетания ряда
условий складывается особенно неблагоприятная ситуация. В 1994 году в
рамках полномочий по надзору Центральный банк отозвал лицензии у 65
коммерческих
банков, а в 1995 году ( по состоянию на середину марта) - уже у 41
банка. Тучи продолжают сгущаться - и не только над мелкими банковскими
учреждениями. Рассмотрим кратко неблагоприятные условия, в которых работают
отечественные банки.
Во-первых, коммерческий банк относиться к наиболее сложному типу
организационно-экономических и социальных систем. С одной стороны, это
-специфическое кредитно-финансовое учреждение, которое должно постоянно
обновлять используемые информационные технологии для повышения качества
выполнения операций на рынке банковских услуг. С другой стороны, банк
обладает основными признаками производственной системы, ориентированной на
массовое обслуживание клиентов. В этой системе важно уже не только качество
услуг, которое благодаря современным технологиям можно сделать очень
высоким, но также трудоемкость и себестоимость выполнения основных
операций. От качества функционирования этой системы зависит прибыль и
другие результаты.
Функционирование обеих систем обеспечивает еще одна - социальная. Банк
- живой организм, который состоит из отдельных работников, свойства и
качества которых, как казалось бы, должны суммироваться в некий общий
результат. Однако результат деятельности банка на самом деле - это далеко
не сумма свойств и качества его работников. Социальная система, вбирая в
себя элементы, приобретает и новые свойства, возникающие в процессе
взаимодействия его элементов. А эти свойства могут быть направлены и не на
пользу банку, хотя никто из работников в отдельности или его руководителей
зла своему банку не желает.
Во-вторых, объективные условия для возникновения болезней российских
банков создал их стремительный рост. В реальной жизни (и не только в живой
природе) наблюдается обратная зависимость между скоростью роста системы и
ее качеством, выражающимися, например, в надежности или прочности
конструкции. Правда, медленно развивающиеся системы необязательно
оказываются качественными, но это уже иной вопрос. Самым старым нашим
коммерческим банкам лишь несколько лет от роду, а размеры многих из них
впечатляют. Но ведь 3,4 или 6 лет - это не 30-50, и у многих российских
банков не может быть настоящего прочного фундамента. Даже те коммерческие
банки, которые возникли на месте бывших государственных, сегодня являются
молодыми рыночными структурами. Причем в новую экономику они принесли с
собой не
только полезные старые связи и возможности, но и некоторый старый
багаж трудностей, от которых не всегда просто избавиться. Так что все наши
коммерческие банки - молодые рыночные структуры независимо от истории их
создания, и нам предстоит еще быть свидетелями внезапного падения не одного
их них. Однако неожиданным такое падение будет лишь для публики и некоторых
работников этих банков. На самом деле в скрытых формах движение к таким
катастрофам уже идет, непрерывно ускоряясь. Такова плата за быстрое и
некачественное строительство.
Есть и третья причина, о которой неприятно говорить, носящая типично
российских характер. Это-неблагоприятная атмосфера, создаваемая нашим
слишком сильным в административном отношении государством вокруг
коммерческих банков. Но если две первые указанные выше следует признать
результатом объективных трудностей, то к третьей это отнести нельзя.
Очевиден парадокс: государство, объявившее о своей приверженности курсу
рыночных реформ, всеми путями сдерживает развитие важнейшего рыночного
механизма -банков, который, несмотря ни на что, является сегодня наиболее
ценным достижением россиян на пути к реальным рыночным отношениям. Борьба
государства против коммерческих банков противоречит национальным интересам
России и в перспективе выиграна им быть не может, хотя и способна усугубить
и без того немалые проблемы банков.
Если вернуться к первой проблеме, то очевидно, что ее одной вполне
достаточно для возникновения многих болезней коммерческих банков, поскольку
болезни - естественный спутник любой действующей системы. Специалистам
известен ряд общих болезней, преследующих фирмы и компании, независимо от
специфики их деятельности и национальной принадлежности. Например, болезнь,
названная "синдромом большого бизнеса", поражает крупнейшие компании в США,
Западной Европе и в Японии. Она возникает всегда, как только масштабы
бизнеса перестают соответствовать применяемым компаниями системам
управления и, в частности, внутренним структурам, методам организации
бизнеса в целом. Ведь неслучайно такие крупные банки, как упоминавшийся
Credit Lionnais, начинают стремительно и порой неразборчиво обрастать
сомнительными активами.
Кроме общемировых болезней, описанных в литературе наряду с
накопленным опытом их лечения, есть типично российские Среды. Это, в
частности, похищение средств с помощью поддельных чеков, как это произошло,
например, недавно в Международном Московском банке на сумму 660тыс.$
Такое можно осуществить только при вполне определенном состоянии банковской
системы. Здесь диагностикой и лечением надо заниматься, опираясь лишь на
российскую практику. Запад нам ничем не поможет и вряд и чему научит. Там
подобных болезней в российском варианте просто нет. Что же касается ссылок
на аналогии со странами, в чем-то схожими с сегодняшней Россией, то здесь
следует проявлять осторожность. Ведь нет ничего опаснее, чем применение
типовых решений, разработанных для других условий и не адаптированных для
России.
Помимо названных, есть еще специфические банковские болезни. Они
обусловлены особенностями банков, взаимодействием внутренних систем и
структур банков, применяемых ими методов управления и даже имиджем и
положением банков в российском обществе
Названные выше три группы болезней образуют достаточно мощный букет.
Можно утверждать, что абсолютно здоровых банков нет и быть не может. Вместе
с тем, из таких болезней не стоит делать трагедию. Надо смотреть правде в
глаза, а значит, постоянно или периодически заниматься диагностикой и
вовремя проводить квалифицированное лечение. Конечно, здесь есть проблема -
кому ми как лечить? Правильно ее понять - значит сделать важный шаг к
излечению.
Не надо строить иллюзий насчет того, что любой опытный банкир способен
разобраться во всех болезнях своего банка и вылечить его. Никакой природный
ум, даже хорошо развитый в процессе учебы в престижном специальном учебном
заведении, не может предложить нечто, заменяющее знания и опыт, накопленные
другими людьми в специфической области. Ведь квалификация - понятие
относительное, и все мы в чем-то профессионалы, а в чем-то - дилетанты. Не
приходит же нам в голову при возникновении проблем с собственным здоровьем
самим делать себе медицинские анализы. Правда, самолечением все же многие в
какой-то мере занимаются, но, как правило, - по результатам диагностики,
выполненной профессионалами. Точно так же диагностикой и лечением
банковских болезней должны заниматься специалисты, а дело руководителей
банков - создавать для этого условия.
Стоит лет приглашать для лечения банков зарубежных специалистов? Что
касается точной диагностики, то они вряд и смогут помочь. Ряд общемировых
болезней бизнеса они действительно могут знать, а вот знают ли они
специфику протекания таких болезней в российских условиях - это большой
вопрос. Банкирам следует учитывать, что западные специалисты обычно смело
берутся
помогать (за хорошие деньги), даже когда и не знакомы с нашей
спецификой. Логика здесь бывает часто проста: раз российский бизнесмен
приглашает для проведения такой работы и хорошо за это платит, то почему бы
и не поучиться специфике работы в российских условиях. Глядишь - через
какое-то время это постигнешь. Тогда и в своей стране можно прослыть
экспертом по России, что сейчас модно и прибыльно.
Иностранные специалисты могут быть полезны лишь тогда, когда уже точно
известно, о какой болезни идет речь, какие структуры в банке, элементы или
технологии надо изменить и какое зарубежное средство здесь полезно
применить. Это могут быть как отдельные технические и программные средства,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11