Рефераты. Банковская конкуренция

деятельности банк должен учитывать обе группы критериев.

Помимо общей ориентации на улучшение качества обслуживания, банками

за рубежом широко применяется дифференциация

качества однотипных услуг в зависимости от цены (обычные и эксклюзивные

счета), целевой клиентуры (массовые и индивидуальные услуги), каналов сбыта

(услуги, реализуемые посредством банковских автоматов в отделении банка, в

консультационном центре) и т.д. Свое продолжение все меры по управлению

качеством находят в активной рекламной деятельности банка.

Таким образом, на современном этапе происходит постепенная смена

акцентов банковской конкуренции в сторону неценовой конкуренции.

г) Совершенная и несовершенная конкуренция.

В зависимости от степени монополизации рынка и зависящей от этого

свободы конкуренции различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция - это ничем не ограниченная конкуренция,

складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число

мелких фирм, продающих идентичные (стандартизованные, однородные) товары,

находящиеся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих

преимущественно ценовыми методами.

Несовершенная конкуренция - это конкуренция, ограниченная вследствие

того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают

господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы вне

конкуренции, иными словами условия конкуренции неравны.

В реальной жизни несовершенная конкуренция встречается гораздо чаще

чем совершенная. Не составляет исключения и банковское дело. Принято

различать три разновидности рыночных структур, характеризирующихся

несовершенной конкуренцией: монополистическая конкуренция, олигополия и

чистая монополия.

Монополистическая конкуренция - это конкуренция между большим числом

продавцов дифференцированной продукции, каждый из которых занимает

квазимонопольное положение в отдельном рыночном секторе (сегменте) и

уделяет основное внимание неценовой конкуренции. Специфическое

квазимонопольное положение конкурентов обусловлено здесь сформировавшимися

потребительскими предпочтениями и исключительными правами фирм на свою

торговую марку.

Олигополия возникает в условиях, когда на отраслевом рынке действует

относительно небольшое количество продавцов (но не один) , имеющих

возможность согласования своей рыночной политики. Продаваемые товары могут

быть как однородными (однородная олигополия), так и дифференцированными

(дифференцированная олигополия), при этом в первом случае преобладает

ценовая, а во втором неценовая конкуренция.

Чистая монополия означает, что в отрасли есть только один продавец,

который полностью контролирует объем предложения и цену товара, не имеющего

близких субститутов. Конкуренция здесь отсутствует (если не считать

потенциальной конкуренции ). По сути дела, такая ситуация наблюдалась в

нашей стране на протяжении многих десятилетий. Хотя формально банков всегда

было несколько, но, во-первых, все они были государственными; во-вторых,

сферы их деятельности были поделены по отраслевому признаку; в-третьих, они

обладали исключительным правом на определенные виды деятельности

(государственная монополия банковского дела, государственная валютная

монополия ).

В современных условиях банковские рынки нашей страны, как, впрочем ,

и западные, тяготеют к модели дифференцированной олигополии.

Примечательно, что, по мнению зарубежных специалистов, такая рыночная

структура является наилучшей с точки зрения здоровой конкуренции.

V. Современные особенности и закономерности банковской конкуренции.

Как мы видим банковская конкуренция обладает целым рядом

специфических черт, отличающих её от конкуренции в промышленности или в

других отраслях национальной экономики и заслуживающих отдельного

обобщения. К выявленным особенностям относятся:

- конкуренция в банковском секторе экономики возникла позже, чем

конкуренция в промышленности, однако отличается разновидностью форм и

высокой интенсивностью;

- в качестве конкурентов коммерческих банков выступают не

только другие банки, но и небанковские кредитно-финансовые институты, а

также некоторые нефинансовые организации;

- конкурентное пространство представлено многочисленными банковскими

рынками, на одних из которых банки выступают как продавцы, а на

других - как покупатели;

- внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой

характер, что связано с дифференциацией банковского продукта;

- банковские услуги могут взаимозаменять друг друга, но не имеют

конкурентоспособных внешних (небанковских) заменителей, в связи с чем

межотраслевая конкуренция осуществляется только посредством перелива

капитала;

- в банковском деле отсутствует ряд входных барьеров, характерных для

многих других отраслей (в частности, патентная защита), что ведёт к

относительно большей интенсивности конкуренции в этой сфере

экономики;

- ограничения ценовой конкуренции выдвигают на первый план проблемы

управления качеством банковского продукта и рекламы;

- банковские рынки являются рынками дифференцированной олигополии,

предоставляющими широкие возможности для кооперации и согласования

рыночной политики кредитных институтов. В некоторых странах

(например, в Германии) наряду с индивидуальной существует групповая

банковская конкуренция.

В качестве основных закономерностей банковской конкуренции на

современном этапе можно назвать следующие:

. универсализация банковской деятельности;

. либерализация государственного регулирования банковской

деятельности;

. расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных

институтов;

. проникновение на банковский рынок небанков;

. возрастание значения неценовой конкуренции;

. глобализация банковской конкуренции;

. усиление интенсивности банковской конкуренции - как результирующая

всех названных закономерностей.

VI. Банковская конкуренция в России.

До начала банковской реформы в нашей стране была крайне примитивная

кредитная система - как в качественном, так и в количественном отношении.

Как правило, в административном районе функционировал лишь один банк

- отделение Государственного банка, выполнявший роль кредитного учреждения.

В таких условиях ни о какой конкуренции не могло быть и речи. Хотя

конкуренция является обязательным естественным стимулом совершенствования

всякой экономической деятельности и роста её эффективности.

По сути господствовало “банковское крепостное право”, при котором

каждое предприятие (организация) законодательно прикреплялось к конкретному

банку, тогда как другие банки не имели права его обслуживать.

В ходе экономических преобразований в нашей стране осуществляется

реформа банковского дела. Главным её направлением являлось создание с

учётом мировой практики двухуровневой банковской системы. Верхний уровень

системы представлен центральным банком, на нижнем уровне действуют

коммерческие и кооперативные банки.

Практически с момента образования и вплоть до 1991 года у банков не

возникало проблем с кредитными ресурсами, ликвидностью, достаточностью

капитала, т.к. они создавались в большинстве случаев не для финансирования

каких-либо проектов, а чтобы способствовать оттоку финансовых ресурсов из

достаточно сильных государственных специализированных банков.

После 91-92 годов, когда была проведена либерализация цен, ситуация

начала изменяться. Избыток денег сменился их недостатком при относительном

изобилии товаров на рынке.

К концу 1995 года банковская система была представлена в основном

коммерческими банками, причём большую их часть составляли мелкие банки с

небольшим уставным капиталом.

С этого времени началась активная конкурентная борьба банков между

собой за деньги клиентов, а на рынке кредитных ресурсов в качестве заёмщика

появилось государство.

В 1997 году конкуренция распространилась практически на все рынки и

затрагивает всех без исключения операторов финансового рынка. Отсюда

проистекает исключительная острота проблем анализа банковской конкуренции и

своевременной выработки стратегии банка, грамотной разработки комплексов

маркетинга для банковских услуг, проведения маркетингового аудита и т.д.

Литература:[pic]

1. Гамидов Г.М. “Банковское и кредитное дело”, М, 94 г.

2. Коробов Ю.Н. “Среда банковской конкуренции - от торговых домов до

брокерских контор”, Банковское дело, № 8, 96 г.

3. И.Б. Андреев “Конкуренция на финансовом рынке Санкт-Петербурга”,

Банковское дело, № 11, 97 г.

4. Коробов Ю.И. “Теория банковской конкуренции”, Саратов, 96 г.

5. Турбанов А.В. “Банковская система Российской Федерации: проблемы

реструктуризации”, Деньги и кредит, № 2, 98 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.