Рефераты. Технология моделирования культурных программ на телевидении на примере анализа состояния и перспектив современных шоу-программ

Данные программы, пожалуй, лидируют по количественным характеристикам в сетке вещания всех телеканалов. Они представляют собой ту группу моделей, изучению которых посвящена вторая глава нашего исследования, поэтому в данном параграфе мы лишь кратко их обозначили. Впрактике телевидения последнего времени в названии большинства развлекательных программ неизменно присутствует так называемая приставка "шоу".

Шоу-программы как фактор культуры.

В современной науке отсутствует методологическая разработка понятия "шоу" как явления в культуре. Однако в практике телевидения (и многих других сфер культуры) данный термин занимает устойчивые позиции. Возникает явное противоречие между практическим использованием и отсутствием теоретической разработанности одного и того же загадочного явления, имя которому "ШОУ". Означенный вопрос оказывается для науки столь новым, а для практики в различных сферах культуры - столь актуальным, что мы решили посвятить исследованию "шоу" данный параграф нашей работы целиком.

Разобраться в сути понятия нам поможет обращение к лексическому значению термина, к тем смысловым образованиям, которые заложены в этимологии данного слова. Шоу - иностранное слово, заимствованное русским языком из английского. В "Англо-русском словаре" 1969 года издания имеются следующие значения шоу:

"Show- 1. Показ, показывать. 2. Зрелище, спектакль. 3. Выставка. 4. Витрина. 5. Внешний вид, видимость. 6. Показная пышность, парадность. 7. Предприятие, организация. 8. Возможность проявить свои силы, удобный случай (разг). 9. Сражение, компания (воен)".

В современном издании "Нового англо-русского словаря", датированном 1997 годом, добавляются такие значения:

"Show- глагольная форма:

1. Быть видным, показаться. 2. Показывать. 3. Проявлять, выставлять, демонстрировать. 4. Проявляться. 5. Доказывать, подтверждать. 6. Демонстрировать (фильм), давать (спектакль), выставлять (картины). 7. Проводить, ввести".

Для более подробного толкования значения данного термина обратимся к Оксфордскому словарю, изданному в 1989 году (III, 30). Из трех представленных в нем два значения "Show" уже рассматривались в предыдущих изданиях:

1) принадлежность к показу (в этом случае обязательно, чтобы что-то демонстрировалось как образец, например: а) выставки удивительных вещей, диких животных; представления; спектакли; карнавалы; театрализованные шествия; цирковые выступления; театры восковых фигур и т.п.; б) различные публичные выступления; в) военные действия);

2) глагольная форма: смотреть на...; глазеть; шпионить; инспектировать; экзаменовать; искать и др.

В настоящее время термин "шоу" переносится в сферу культуры и искусства, и данное значение слова расшифровывается в словаре "Иностранных слов", изданном в 1987 году, следующим образом:

"Шоу (англ. Show) - пышное сценическое зрелище с участием звезд эстрады, цирка, спорта, джаз-оркестра, балета на льду и т.п.:

1) яркое эстрадное представление, развлекательная программа (телевизионное шоу, иллюзион-шоу, концерт-шоу);

2) нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект.

Словарь по эстетике дает более расширенное понятие термина, характеризующее шоу как явление культуры и искусства:

"Шоу (англ. Show- зрелище, показ) - спектакль в широком смысле слова, который на Западе нередко сопровождает проведение каких-либо мероприятий в общественной или культурной жизни, например, конкурсы красоты, вручение театральных, литературных премий и т.п. Артизация и другие проявления "массовой культуры" смещают акценты в сторону внешних эффектов, призванных приукрашивать содержание происходящих событий. Артизации принадлежит особая роль в превращении даже партийных съездов (например, в США) в своеобразные шоу-разновидности карнавального или циркового представления с масками и колпаками для их участников, с хлопушками, дудками, серпантином и т.д. Непосредственно развлекательные эстрадные или телевизионные шоу, несмотря на их показную аполитичность, часто также имеют идеологическую подоплеку- утверждение буржуазных ценностей и образа жизни".

Приведенные примеры значений термина позволяют выделить две стороны понятия с точки зрения этимологии;

I. а) то, что показывается как образец (сюда относятся такие явления культурной жизни, как спектакли, карнавалы, театрализованные шествия, цирковые представления, показы мод, политические акции, телевизионные программы, кинопремьеры, конкурсы красоты, презентации и т.п.; б) то, что характеризуется как действие, направленное на восприятие кем-либо, имеющее определенные характеристики внешнего вида;

II. представленность исследуемого понятия в культуре и искусстве.

Шоу как достаточно новое явление культурной жизни России начинает входить в уже традиционные формы бытования искусства. В результате синтеза шоу и эстрады получаются музыкально-развлекательные эстрадные шоу; шоу и телевидения - различные телевизионные шоу-программы; шоу и культурных событий социальной жизни - конкурсы красоты, вручение театральных, литературных, кинопремий и т.п.

Данное явление в культуре имеет свои характеристики: массовость участников и зрителей; товарность производимой продукции; особый тип зрелищности, основанный на психологическом воздействии на зрителя. В основе построения зрелищных форм шоу лежат архетипы массового сознания и массового успеха.

Одно из составляющих шоу- зрелищность.Р. Копылова, изучая природу зрелища, указывает на то, что: "... в искусствоведческом обиходе оно чаще всего употребляется для обозначения 1) некоторых зрительно воспринимаемых разновидностей искусства и их визуально наиболее ярких, впечатляющих форм (такой смысл имеет эпитет '"зрелищный" применительно к фильму, спектаклю);

2) явлений, сходных или пограничных с искусством, но ему в полном значении не принадлежащих (массовые театрализованные зрелища, спортивные зрелища и т.п.);

3) наконец, для ценностного разграничения подлинного искусства и массового, развлекательного".

Исходя из того, что всякое зрелище есть форма эмоционально-эстетического, идейно-эмоционального общения, то эффект соучастия, сопереживания и сотворчества зрителя становятся важнейшими характеристиками зрелищности, поэтому при рассмотрении данного вопроса следует учитывать два обстоятельства: во-первых, зависимость восприятия от визуальной способности зрителя, зависимость эффекта соучастия от движения зрительского внимания, которое регулируется, в частности, и системой условности данного вида искусства; во-вторых, фактор публичности, массовость как существенные признаки шоу. Следовательно, изучение специфики зрелищности в шоу предполагает рассмотрение особенностей эмоционального воздействия на зрителя.

Очень важно при создании зрелища учитывать композиционное построение. Отсутствие ритмизированности создает несколько центров-доминантов, разрывает единую линию внимания, приводит к появлению несогласованных ритмов внимания: фоновый раздражитель вызывает доминантный очаг возбуждения, способный усиливаться за счет подавления нервных центров, находящихся в состоянии определенного торможения. В результате теряется необходимость в локализации поиска, распадается целостность художественного образа в сознании зрителя, и восприятие дробится.

Важная часть в зрелищности шоу - метафоричность образа. Метафоры рассчитаны на сценическую иллюзию, которая позволяет зрителю оставаться на уровне постижения уподобления, не нарушая при этом процесса восприятия целостного образа.

Было бы неверно утверждать, что шоу-программа может быть осуществлена только в условиях стационарного, адаптированного помещения. Шоу может быть на стадионах, в огромных залах, на открытых площадках - в любых местах, выбранных и арендованных устроителями для проведения эксклюзивных концертов, гастролей, знаменательных торжеств и т.д. И отнюдь не всегда выбранные для проведения шоу площадки отвечают желаемым требованиям. Специально для этого достраиваются или выстраиваются заново такие сложные технические конструкции, которые позволяют воплотить в реальность небывалого размаха аттракционы. Широко известны примеры, связанные с гастрольной деятельностью и всемирными турне таких "поп-звезд", как Мадонна, Майкл Джексон и т.д., в подготовке и проведении гастролей которых заняты тысячи людей.

Исходя из необходимости привлечения как можно большего числа зрителей, устроители крупных шоу обязательно привлекают "звезд" - знаменитостей (и не только эстрадных, но и "звезд" политики, бизнеса и т.д.). Налицо коммерческая заинтересованность: чем больше "звезд" в одном шоу, чем известней их имена, тем выше цена билета, тем сильней успех.

Анализ так называемого "феномена звезды" начали социологи кино, наблюдая удивительное явление, связанное с чисто кинематографической особенностью массового успеха артиста, - идентификацией, слиянием его самого, его личности, его судьбы с персонажем, с судьбой героя, с "легендой" (Жан Габен, Мерилин Монро или Бриджитт Бордо). Так возник особый предмет социологии кино- "дивизм" (от итальянского "diva"), породивший ряд интересных и серьезных исследований. Привлекали внимание такие любопытные вопросы, как клише "звезды" и ее популярность, как обратная связь "звезда"-реклама, как стабильность и новизна в облике "звезды" и т.д.

Позднее, уже в телевизионную эпоху возникло понятие так называемого имиджа (термин американский). Имидж- тоже идентификация человека с образом, но уже иная, нежели "клише" в кино. Имидж - далеко не обязательно актерское творение, момент перевоплощения здесь отсутствует. Это именно электронный "ореол", "нимб", постепенно окружающий на телеэкране человека, полюбившегося публике и накопившего популярность. Восхищение публики, словно аккумулируясь, излучается и возвращается к ней же.

Привлечение "звезды" к участию в шоу, модельном показе, кино, мюзикле, театральной постановке, записи альбома является гарантией спроса, аншлага. Использование "звезды" как основного звена широко развито в киноиндустрии, где все компоненты фильма выстроены так, чтобы на первом плане выделялась "звезда" (боевик, вестерн и т.д.), а также в музыкальной индустрии, где выпускаются альбомы, устраиваются всевозможные шоу, снимаются клипы. Телеиндустрия не может обойтись без "звезд", поскольку наличие громкого имени является гарантией того, что телевизионное шоу обеспечено рекламодателями и рейтингом зрителей. Модельный бизнес также заинтересован в участии топ-моделей, которых воспитывают и создают как будущих "звезд" подиума.

Многолетний зарубежный опыт позволил выработать определенную тактику и стратегию, определив схему становления "звездой". Основной механизм такой системы заключается в том, чтобы найти потенциального молодого и талантливого исполнителя, посредством которого будет создаваться продукт, обеспечить ему паблисити и эксплуатировать наработанный имидж до того момента, пока не пропадет интерес к нему потенциального потребителя. Система менеджмента исполнителя - это четко спланированная деятельность определенных лиц, организаций, работающих над созданием "товара". Развитая сеть агентств предоставляет начинающему исполнителю возможность того, что его могут сделать "звездой", "раскрутить". За подобную "раскрутку" (в средствах массовой информации, кино, показах моды и т.д.) агентство получает процент от гонорара "звезды". Агентство заинтересовано в популярности исполнителя, т.к чем выше гонорар, тем выше проценты за услуги (продажу) исполнителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.