Рефераты. Становление и совершенствование местной прессы г. Новочеркасска

Так исторически сложилось, что в структуре региональной журналистики важное место занимает районная печать. Она всегда испытывала определенные затруднения в кадрах, в материально-техническом обеспечении, в полиграфической базе. Положение ее стало еще более тяжелым в условиях перехода к рыночной экономике. И, тем не менее, многие районные газеты продолжают пользоваться спросом у местного населения, ибо именно они наиболее близки жителям района, представляют им полезную информацию и рассказывают о знакомых людях, местной жизни и интересующих событиях.

Преодоление трудностей, с которыми сталкивается районная печать, во многом зависит от редакционных коллективов, делающих газету.

Районные газеты, стремящиеся к завоеванию читательской аудитории, обращаются к формам, вызывающим интерес к той или иной сфере общественной и экономической жизни. При этом важна адресность тематических страниц и подборок. Они касаются вопросов, которые волнуют молодежь, женщин, пенсионеров, экологов. Часто встречаются и «Литературные страницы».

Вышеуказанные тенденции характерны и для новочеркасской прессы.

Среди основных тенденций журналистики Российской Федерации в начале 90-х гг. – резкое сокращение тиражей периодических изданий по сравнению с начальным периодом развития гласности. Особенно это коснулось местных литературно-художественных журналов, которые тяжело перенесли переход к рыночным отношениям[40].

В борьбе за выживание многие региональные журналы, опираясь на доверие читателей, сумели понять и новые их запросы, созвучные современным социальным, экономическим и политическим условиям. Стремление сохранить ориентацию на непреходящие ценности прошлого и в то же время отразить дух нового принесли свои плоды. Редакции многих журналов нашли учредителей, заручились поддержкой спонсоров, нашли рекламодателей. Несмотря на все трудности, восстановление региональных литературно-художественных журналов становилось все более очевидным.

Во всей региональной прессе России к середине 90-х гг. прочно утвердился процесс децентрализации информационного потока, получила развитие сеть региональных информационных агентств, передающих информацию из определенных областей или регионов России.

Практически все провинциальные средства массовой информации общаются со своей аудиторией на равных. Здесь принято отвечать на письма и звонки телезрителей, слушателей, читателей.

Основным источником информации в провинции являются местные СМИ, которые чаще всего по объективным причинам практически не уделяют внимания общероссийским и международным событиям. И здесь, по мнению некоторых специалистов, существует опасность разобщенности не только информационного пространства, но и России в целом.

Региональные средства массовой информации могли бы способствовать обратному процессу, активно приобщая свою аудиторию к событиям общероссийского и международного масштаба: «Когда региональная пресса играет все более значительную роль и начинает укрепляться экономически, а иногда становится рентабельной, разумно было бы добиваться уточнения ее статуса с тем, чтобы она могла в большей степени объективно информировать население обо всем происходящем в мире и в России»[41].

С 1 января 2005 года прекратили свое действие Федеральные законы «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания» и «Об экономической поддержке районных газет». И хотя финансирование районных газет в той или иной мере пока осталось, однако сокращение его уже сегодня заметно, а в скором времени вообще должно сойти на нет. Это приведет либо к поиску новых источников финансирования, либо к новым формам существования многочисленного отряда районных газет.

При всех сложностях перехода к рыночным отношениям интерес читателей к региональным литературно-художественным журналам продолжал оставаться. Их привлекают сопричастность к местной жизни, возможность сопереживать событиям, о которых повествует издание, стать свидетелем рождения нового таланта и многое другое, что может быть присуще только местному изданию.

В борьбе за выживание многие региональные журналы, опираясь на доверие читателей, сумели понять и новые их запросы, созвучные современным социальным, экономическим и политическим условиям. Стремление сохранить ориентацию на непреходящие ценности прошлого и в то же время отразить дух нового принесли свои плоды. Редакции многих журналов нашли учредителей, заручились поддержкой спонсоров, нашли рекламодателей. Несмотря на все трудности, восстановление региональных литературно-художественных журналов становилось все более очевидным.

Несмотря на некоторые различия в проблемно-тематических направлениях, всем региональным литературно-художественным журналам присущи общие черты. Это – местные издания, проявляющие огромный интерес к провинциальному быту и нравам, к краеведению, этнографии, географии. Журналы являются центрами объединения местных писателей, колыбелью молодых, начинающих литераторов.

Рассмотрим основные особенности современной новочеркасской местной прессы[42].

В составе учредителей газетно-журнальной периодики Новочеркасска можно выделить две основные группы. Первую представляют государственные (официальные) органы. Сюда вошли издания различных территориальных администраций и их ведомств, газеты государственных предприятий и учреждений. Основная тенденция первой группы изданий – сокращение их количества из-за недостаточного финансирования со стороны местной администрации и тяжелого экономического положения государственных предприятий.

Вторая группа изданий основана частными лицами, коммерческими, акционерными компаниями, различными политическими партиями и организациями, общественными движениями.

В начале 90-х годов в Новочеркасске, как и во всей стране, возникают новые различные периодические издания: общественно-политические, информационные, рекламно-коммерческие и т. п. В начале 2007 года насчитывалось около 20 газет, выходящих в Новочеркасске. Отдельные из них появлялись от случая к случаю.

Современную местную прессу Новочеркасска можно охарактеризовать следующим образом. В первую очередь можно выделить издания, рассчитанные на массового читателя, например, газету «Новочеркасские ведомости» (общественно-политическая городская газета, основанная С. В. Сизоненко. Учредитель - городская администрация и редакция газеты «Новочеркасские ведомости», выходит с 13.08.1990). Заслуживают внимание также такие газеты как «Вечерний Новочеркасск» (независимая общественно-политическая газета, учредитель - многопрофильная фирма «ПромКом», выходит с.13.12.1997); «21-й канал» (общественно-политический еженедельник, учредитель - Д. Ю. Калашников, выходит с 1996 года); «Частная лавочка» (газета новочеркасских журналистов, выходит с 07.05.1997); «Новочеркасский репортер» (учредитель и издатель - региональное информационное агентство «Оникс-пресс», выходит с января 1999 года); «Демократический Новочеркасск» (с марта 1991 года); «Зеленый Дон»; «Знамя коммуны» (орган городской организации КПРФ); «Ермак» (общественно-политический и историко-литературный еженедельник); «Церковные ведомости». В апреле 1999 начинает выходить еженедельник «Новочеркасская неделя» (учредитель изд. ООО «Гармония»).

Почти всегда богатым был Новочеркасск многотиражками. Старейшая из них - «Кадры индустрии» (НПИ-ЮРПУ, с 1929 года). С 1932 года на паровозостроительном заводе (впоследствии электровозостроительный) выходила газета (разновременно именуясь): «За паровоз», «Стахановец», «Вперед», «НЭВЗ - вперед» (2001). С 1964 года издается «Энергетик» (Новочеркасская ГРЭС), с 1980 г. - «Мелиоратор» (НИМИ-НГМА), с 1990 г. - «Арлекин» (драматический театр), с 1998 г. - «Вестник колледжа» (промышленно-гуманитарный колледж).

Можно отметить такую группу изданий как многотиражные газеты новочеркасских высших и средних учебных заведений, такие, например, как издания Новочеркасского политехнического института.

И, наконец, заслуживают внимания газеты, выпускаемые местными казачьими объединениями, например, «Казачий вестник».

Стремление редакций актуализировать проблематику районных газет, являющихся, как правило, органами администрации, четко проявляется в рубриках, характеризующих процесс перехода к рыночным отношениям. Среди них, в частности, материалы районной газеты «Новочеркасские ведомости» «На рынке труда района», «Горячая тема», «Точка зрения», «Социальная бухгалтерия», «Ценная информация» и др.

Среди изданий, рассчитанных для жителей сельских местностей и ориентированных на сельские проблемы можно выделить такие издания как «Сам хозяин», «Притяжение земли», «Фазенда», «Сотка», «Новочеркасский садовод и животновод» и др. Их содержание отражает растущую тягу людей к земле, их интерес к профессиональной аграрной информации, культуре земледелия, животноводства, садоводства, огородничества. В местных аграрных изданиях много материалов в помощь агрохимическому самообразованию, различной информации о характере сезонных работ, полезных советов людям, занимающимся сельским хозяйством.

В новочеркасской аграрной прессе появились и издания для горожан, проявляющих интерес к хозяйствованию на земле. Наиболее популярными среди них стали восьмиполосные еженедельник «Граунд», «Ваши 6 соток» – газета, выходившая два раза в месяц, и ежемесячная газета «Наша дача».

При общей близости их проблематики, каждая из них имела свою специфику. У газеты «Ваши 6 соток» – это практическая сельскохозяйственная направленность. Она публикует советы и рекомендации, связанные с выбором сортов овощных и плодовых культур, элементарными приемами агротехники и т.д. Назначение и направление московского еженедельника «Граунд», учрежденного фирмой «Новистика», выражены в подзаголовке: «Собственникам недвижимости». В газете есть постоянные разделы: «Недвижимость: купля, продажа, обмен», «Строительные материалы», «Советы специалиста», «Консультации юриста» и др. В материалах разделов приводятся основные данные по продаже земельных участков, их размерах.

Местная районная печать пытается завоевать популярность читателей спецвыпусками и приложениями. Так, например, спецвыпуск районной газеты «Новочеркасское предместье» – «Зеленый шум» – посвящен вопросам экологии, спецвыпуск газеты «Вестник НПИ» называется «В защиту потребителя».

Ограниченная численность населения и увеличивающееся количество местных изданий обостряют между ними борьбу за читательскую аудиторию, значительная часть которой не может теперь выписывать или регулярно приобретать по нескольку газет и журналов. Тем не менее, на местном рынке Новочеркасска предлагается пока достаточно широкий перечень конкурентоспособных изданий, удовлетворяющих различные запросы читательских групп. Так, например, издаются общественно-политические газеты «Новочеркасская правда», «Новочеркасские новости» и «Факты, аргументы, комментарии и сенсации (ФАКС)», молодежная «Ленинская смена», газета для жителей села «Земля Новочеркасская», областная газета «Профсоюзная трибуна», еженедельное обозрение экономических событий «Новочеркасская ярмарка», еженедельники для новочеркасских предпринимателей «Биржа» и «Дело», газета для интеллигенции «Курьер», пресс-обозрение «Понедельник», программа передач телевидения и радиовещания «Студия».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.