Рефераты. Становление и совершенствование местной прессы г. Новочеркасска

В то время в Новочеркасске также выходит газета «Труддоныч» – бесплатное приложение к газете «Трудовой Дон». Начинает выходить газета «Молоток», вначале как приложение к ростовской газете «Молот», затем с 1926 года как самостоятельная газета – орган Новочеркасского райкома ВКП(б), РИКа и райпрофсекретариата. В начале 20-х годов издавалась также газета – «Красноармеец». Ее выпускал располагавшийся в городе политотдел военного совета 9-й армии (редактор А. Димонт). 3 сентября 1930 года вышел первый номер газеты «Знамя коммуны» – орган Новочеркасского райкома ВКП(б), райисполкома, райпрофсекретариата и горсовета.

В центральных и новочеркасских местных газетах 1926-1927 гг. сообщалось о начале работ на Днепрострое, о разработке проекта строительства ГЭС на Волге. Успешное осуществление режима экономии позволило непрерывно наращивать капиталовложения в промышленность. В 1926/1927 хозяйственном году по сравнению с предыдущими они возросли вдвое и составили 1614,1 млн. руб. Реконструкция народного хозяйства позволила достичь определенного сдвига в промышленном производстве. Это создало предпосылки для дальнейшего развития страны.

В историко-журналистской литературе оценка деятельности журналистики конца 20-х и в 30-е гг., в том числе и местной, далеко не однозначна. Но при всей ее противоречивости все позитивное, как и все негативное, явилось отражением времени, результатом проявления условий, в которых она функционировала и развивалась. Объективные условия деятельности журналистики в период осуществления планов индустриального развития требовали серьезного структурного обогащения всей системы советской периодики.

В конце 20-х – начале 30-х гг. развитие советской периодики происходит за счет интенсивного создания новых типов изданий. Широкое распространение получает массовая низовая печать, изменения в административно-территориальном делении вызывают к жизни районные, городские газеты.

В годы первых пятилеток возникают новые элементы и в структуре местной и национальной печати.

Существо происходивших в печати процессов отражает многообразие экономических, социально-политических, национальных и других отношений в обществе. К концу восстановительного периода в основном был завершен переход прессы национальных республик на местные языки. Главным итогом этого процесса, в том числе и на Юге России явилось создание массовой крестьянской газеты.

К середине 30-х гг. в стране сложилась разветвленная дифференцированная система многонациональной печати. Характеристика ее по горизонтали может быть представлена таким образом[27]:

а) центральные, республиканские, краевые, областные партийные газеты;

б) центральные, республиканские издания для крестьян;

в) центральные, республиканские молодежные издания;

г) центральные, республиканские отраслевые издания.

Характеристика системы по вертикали: республиканские, краевые, областные, городские, районные (с августа 1930 г.), многотиражные газеты.

Местная пресса Новочеркасска публиковала множество материалов, освещавших проблемы пятилетки: борьбу за эффективность производства, экономию сырья, материалов, электроэнергии, топлива. Газеты рассказывали о конкретных результатах творческой инициативы масс. Десятки миллионов юношей и девушек откликнулись на призыв «Комсомольской правды» добыть миллион на индустриализацию. И газеты образно рассказывала о борьбе комсомольцев и молодежи за успешное выполнение первой пятилетки[28].

Тема пятилетки не сходила со страниц и местной печати. Пресса национальных советских республик пыталась беспощадно и бескомпромиссно ломать старые устои без учета национальных традиций и особенностей быта народов. Она настойчиво проводила линию на создание в сугубо сельских регионах промышленной сферы. Под давлением центральной печати местная и национальная журналистика призывала к ускорению темпов индустриализации любой ценой.

В ходе борьбы за осуществление концепции социалистического строительства рождается лозунг «Пятилетку в четыре года!». Советская печать быстро подхватила его и стала настойчиво добиваться его выполнения.

В деятельности прессы конца 20-х – 30-е гг. было немало трудностей и ошибок. Общая атмосфера приверженности идеологии сталинизма сохраняла доверие масс к журналистике. К ее голосу прислушивались, за ней шли. Стремлением к дальнейшему усилению идеологического и организационного воздействия прессы на массы объясняются меры, связанные с увеличением числа газет и ростом их тиражей. В 1937 г. в стране выходила 8521 газета с разовым тиражом 96,2 млн. экз., в том числе количество изданий, выходивших в национальных советских республиках, достигло 2500. Каждая газетная строка говорила о надвигавшейся беде. Мир стоял на грани войны.

1940 г. количество газет по сравнению с 1937 г. увеличилось почти на 300 и достигло 8806. Разовый тираж всей газетной периодики за эти годы вырос с 36,2 до 38,4 млн. экз[29].

Через неделю после начала войны в редакциях центральных газет и на Всесоюзном радио были созданы военные отделы. Это были первые шаги в перестройке всей советской печати на военный лад.

В условиях начавшейся войны советская журналистика была призвана показать коварные замыслы врага в отношении народов Советского Союза, раскрыть его захватнические планы. Всю свою агитационно-пропагандистскую и организаторскую деятельность прессе надлежало направить на то, чтобы разъяснить воинам Красной Армии и всему населению страны, что война, навязанная нам фашистской Германией, является для нас самой справедливой, ибо советский народ в этой войне защищает свое Отечество, его независимость.

Новые задачи, вставшие перед прессой, потребовали перестроить ее работу, реорганизовать ее структуру, строго подчинив требованиям войны. Предпринимаемая перестройка преследовала цель создать на фронте массовую солдатскую печать, широкая сеть которой позволила бы осуществить влияние на каждого воина; пополнить фронтовую прессу журналистскими кадрами; создать новые органы печати.

В связи с развертыванием сети военных газет потребовалось сократить гражданскую печать. Республиканские, краевые и областные газеты выпускались 5 раз в неделю на двух страницах: районные газеты, объем которых сокращался до двух полос, переводились на еженедельный выпуск. В краях и областях прекращалось издание комсомольских газет. Освещение молодежной проблематики возлагалось на партийные газеты. В 1942 г. в стране насчитывалась 4561 газета, в то время как в предвоенном 1940 г. издавалось 8806 газет. Разовый тираж с 38,4 уменьшился до 18 млн. экз.

Областные, краевые, республиканские газеты Юга России вскоре после начала войны стали выходить три раза в неделю на двух полосах и три раза в неделю – на четырех. Местные комсомольские газеты были объединены с общеполитическими. Значительно сократились объемы выпуска районных, заводских и железнодорожных многотиражных газет[30].

На тираже и периодичности выхода местных газет сказывалась фронтовая обстановка. Эвакуировались редакции газет, менялся состав редколлегий, влияние оказывала цензура. Тяжелый период в делах местной печати наступил в ноябре 1941 г. из-за временной оккупации фашистскими войсками Ростова-на-Дону. Еще более напряженная ситуация возникла в период битвы за Кавказ. В это время Ростовский и Краснодарский комитеты обороны наладили постоянный выпуск листовок со сводками Совинформбюро и организовали их передачу на оккупированную территорию, призывая народ дать отпор врагу.

Перестройка прессы затронула не только производственно-экономические показатели выпуска печатной продукции. Изменилось содержание газет, подход к написанию статей. В первые дни войны в газетах Новочеркасска были помещены статьи о патриотизме народа, морально-политическом единстве и целях, которые ставились перед ним в этой войне. Создавался кровавый образ насильника, зверя, несущего горе в каждый дом, и долг каждого заключался в том, чтобы сделать все возможное для победы над ним.

Такие призывы находили отклик у читателя, так как центральная и местная печать помещала на своих страницах материалы и фотографии о зверствах фашистов на оккупированной территории, рассказывала о героизме и самопожертвовании советских людей.

Новочеркасские газеты «Ленинский путь» и «Большевик» публиковали сообщения Совинформбюро и ТАСС, делали перепечатки наиболее важных материалов из центральных изданий, помещали заметки и фотографии о героях войны и труда, печатали антифашистские статьи. Со стороны партийных органов велся строгий контроль за точной перепечаткой материалов. Газеты помогали трудящимся быстрее ввести в строй новые мощности на промышленных и транспортных предприятиях, улучшить организацию и производительность труда. Областными, краевыми, республиканскими газетами Юга России выпускались специальные бюллетени, листовки. Эта работа велась журналистами в тесном контакте с руководителями заводов, фабрик, комбинатов. Организовывались выездные редакции, которые оказывали эффективную помощь трудовым коллективам. В газетах не освещался процесс производства военной продукции, не приводились названия номерных заводов, фамилии их руководителей, но был отражен передовой опыт развития соревнования, поднимались вопросы экономии расходования материалов, рационализации, и это давало большой результат[31].

В местных газетах Новочеркасска выходили специальные подборки материалов, посвященные подвигам женщин, вставших к станку вместо мужчин, инициативе пенсионеров, вернувшихся на предприятия, публиковались различные обращения, инициативы, портреты передовиков. Работу местных изданий постоянно контролировали городские комитеты обороны и руководители силовых ведомств.

Печать этого времени была главным инструментом власти и наиболее эффективным средством идеологического воздействия управленческой системы на общественное сознание. Каждое нововведение, касавшееся печатных изданий любого уровня: от центральных до стенных газет, тщательно обсуждалось ответственными лицами, принимавшими необходимые меры по внедрению ценных идей в практику, устранению ошибок и просчетов, замене кадров.

Таким образом, в первые месяцы войны произошла коренная реорганизация прессы. Она затронула и центральные, и местные издания[32].

Изменился формат, резко уменьшился тираж выпускаемых печатных изданий. Иным стало содержание газет: регулярно публикуются правительственные сообщения и решения ЦК ВКП(б), сводки Совинформбюро. В этот период появляется множество новых антифашистских лозунгов и призывов, патриотические статьи, зовущие людей к борьбе и победе над врагом. Дополнительно оборудуются витрины, где вывешиваются все центральные и местные газеты для всеобщего пользования. Становится постоянным и обязательным выпуск стенных и сатирических газет на предприятиях. Происходят серьезные изменения в кадровом составе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.