Рефераты. Роль журналистики в повышении общего уровня культуры населения

Следующий раздел, который мы рассмотрим, – "Nota bene" (см. приложение Б). Он содержит практические советы по психологии, здоровье, религии. "Nota bene" ставит своей задачей развитие этого мира в направлении его гармонизации, создания материальных и духовных условий, формирования нравственно развитой, духовно богатой личности. Он важен тем, что вмещает в себе большое количество информации из области медицины и спорта, что тоже играет большую роль в познании окружающего мира.

В определённой степени к культуроформирующим можно отнести раздел "Мужчина и женщина" (см. приложение А), так как в нём осуществляется рассмотрение психологических проблем. По поводу поставленных вопросов высказывают своё мнение различные люди, которые располагают широким спектром знаний в области психологии и социологии.

Мы считаем, что "Женский журнал" ограничивается этими тремя разделами, которые в определённой степени повышают уровень культуры аудитории.


1.3 Принципы работы культуроформирующих изданий


Каждое издание, для того, что повысить степень культуры своей аудитории, должно придерживаться определённых принципов.

Безусловно, тематика периодических изданий не может быть полностью направлена на изменение интересов аудитории, но всё же стоит стремится к повышению культуры. Такой процесс не должен быть слишком резким, так как издание может потерять всех своих постоянных читателей. Такой переход должен осуществляться постепенно, из номера в номер. Последовательное применение принципа комплексности позволит повышать информационную насыщенность публикуемых материалов, разнообразить жанры информационных потоков, усиливать воздействие, как на рациональную, так и на эмоциональную сферу личности, целенаправленнее и эффективнее влиять на ее духовный мир. Таким образом, журнал сможет поднять уровень культуры свой и своих читателей, тем самым, заслужив уважение среди других изданий.

Наряду с предыдущим принципом комплексности в повышении эффективности влияния журнала на духовную жизнь людей нужно применить принцип спецификации, который ориентируется на учёт особенностей каждого из средств идеологического влияния, на поиск оптимальных воздействий присущих ему языка, форм и средств передачи материала на человека. Если не учесть этот принцип, издание может стать либо неинтересным для своих читателей, либо быть абсолютно бесполезным с точки зрения повышения культуры. Для "Женского журнала" в определённой степени характерен второй вариант. Мы не утверждаем, что издание совершенно не повышает культуру, но процент культуроформирующей информации незначителен.

Так же для повышения эффективности воздействия на культурную жизнь аудитории следует иметь в виду то, что средства СМИ не только не являются единственным источником информации, но составляют своегорода "вторичное" образование, базирующееся на таких первичных системах социального информирования, как социальный опыт личности и неформальное межличностное общение. "Женский журнал" придерживается этого принципа. Это, на наш взгляд, один из основных плюсов данного периодического издания.

Изучение путей повышения эффективности влияния средств массовой информации на культуру личности может быть продуктивным только при углубленном изучении с применением методов и средств конкретного социологического исследования, реальных процессов взаимодействия различных источников информации, в частности, взаимодействия СМИ, с одной стороны, с социальным опытом, а с другой – неформальным межличностным общением. Поэтому в изданиях должны работать квалифицированные психологи, которые бы проводили определённые социологические исследования. Данный метод работает во многих современных периодических издания. Рассматривая "Женский журнал", необходимо отметить то, что он в этом случае тоже не является исключением. Это качество ярко выражено в его постоянных разделах "Nota bene" и "Релакс".

Следовательно, можно сделать вывод, что редакция "Женского журнала" не ставит своей целью повышение уровня культуры своих реципиентов. Как и большинство женских журналов, данное издание не считает, что современным женщинам будет интересно читать о литературе, живописи, театре. Хотя данные материалы иногда появляются на страницах издания, но это большая редкость. Журнал ограничивает свои рубрики материалами о моде, популярных людях, бытовых вещах.

Данная проблема становится всё острее. Женщины не могут получать информацию, которая бы повышала их уровень культуры, из массовых популярных изданий. Конечно, нельзя отрицать тот факт, что существуют периодические издания, несущие культурологическую функцию, но практически все из них специализированные. Таким образом, если всё также будет продолжаться и дальше, то возможно появления следующей проблемы: деградация личностей женщин путём сведения их культурного уровня к минимуму.

Рассматривая проблему с этой стороны, можно говорить в какой-то степени о дискриминации. Если взять во внимания мужские периодические издания, то разница очевидна: мужских изданий, повышающих интеллектуальный и культурный уровень, намного больше, нежели женских. Таким образом, женщин ущемляют в правах, не давая возможности развиваться их умственному и культурному миру. Разумеется, нельзя говорить о полном отсутствии подобных изданий, но следует учесть тот факт, что их количество ограничено.

Женщины начала XXI века намного отличаются от женщин, живущих в XX столетии. Периодическим изданиям нужно обращать на это особое внимание. Рассматривая "Женский журнал", нельзя сказать, что он во многом похож на журналы советских времён, его материалы в большей степени близки к материалам постсоветского периода: женщин перестали видеть в ролях домохозяек, но не дали им возможностио не дали им , чтобы развиваться ролях зать, что он во многом похож на журналы совецких времён, чтобы развиваться интеллектуально и культурно. В тот период представительницы слабого пола чаще всего были либо безработные, либо работали на самых малооплачиваемых должностях. Также существовала альтернатива стать женой преуспевающего бизнесмена. Верхом женской самостоятельности можно считалась карьера в модельном бизнесе, но опять же только до счастливого замужества. Сейчас всё изменилось: женщины стали занимать руководящие посты, создавать собственные фирмы. Но общество ещё не совсем приняло эту идеологию, многие либо не принимают, либо противятся этому. В советские времена все привыкли к женщине "домашнему очагу" и "идеалу материнства". Вроде бы вполне благое намерение: женщина действительно должна иметь возможность уделять больше времени детям, мужу и дому. Однако на практике это привело к почти полному вытеснению слабого пола из деловой и общественной жизни.

Следовательно, общество в определённой степени само виновато в том, что интеллектуальный и культурный уровень женщин считается более низким, чем мужчин. Задача периодических женских изданий состоит в том, чтобы поднять этот уровень, чтоб вывести женскую половину населения на один уровень с мужчинами. И это станет возможным лишь тогда, когда издания начнут придерживаться всех принципов, приведённых в начале раздела.

В практическом разделе нашего исследования мы пришли к выводу, что периодические женские журналы не ставят своей целью повышение общего уровня культуры аудитории. В частности "Женский журнал" содержит лишь небольшое количество культуроформирующих материалов, что практически не обогащает внутренний мир реципиентов.


Выводы


Все цели и задачи, поставленные в начале нашего исследования, мы выполнили в данной курсовой работе. Мы классифицировать функции средств массовой информации, описать влияние журналистики на аудиторию, установили роль женских журналов в повышении уровня культуры читателей.

Так же мы выполнили основную цель нашей работы: проследить на примере "Женского журнала" влияние журналистики на общество.

В теоретическом разделе "Функции журналистики" мы занимались исследование роли журналистики в современном мире. Так же разобрали роль средств массовой информации в современном обществе.

В практическом разделе мы рассмотрели общую характеристику "Женского журнала", его влияние на аудиторию, роль издания в повышении общего уровня культуры населения. А так же разобрали принципы работы культуроформирующего издания.

В практической части работы мы доказали, что одной из основных целей периодических изданий должно являться обогащение интеллектуального и духовного мира реципиентов.

В конце нашего исследования мы пришли к выводу, что большинство периодических женских изданий не ставят своей целью повышение культуры населения, что приводит к понижению умственного и духовного уровня аудитории.


Литература


1.                       Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. – М.: Знание, 1988.

2.                       Воробьёв А.М. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. – Екатеринбург, 1998.

3.                       Ворошилов В.В. Журналистика. Базовый курс. Учебник. 5-е издание. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.

4.                       Ворошилов В.В. Результативность журналистики: конспект лекций. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

5.                       Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. – М.: Москва, 1989.

6.                       Гуревич С.М. Номер газеты. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002.

7.                       Игнатов Н.Г., Мотков С.И. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. № 1

8.                       Ионин М.Г. Социология культуры. – М.:1998.

9.                       Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. – М.: Аспект-пресс, 2001.

10.                   Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. – СПб., 1995.

11.                   Лалл Джеймс Медіа, комунікації, культура. Глобальний підхід. – К.: К.І.С., 2002.

12.                   Менделеев А.Г. СМИ в современном обществе. – М., 1993.

13.                   Мрочко Теория и практика массовой коммуникации. – М.: 2006.

14.                   Михайлин Основи журналістики: Підручник. Вид. 3-е доп. і поліпш.. – К.: ЦУЛ, 2002

15.                   Нагронова У.А. Социокультурное значение технических средств массовой коммуникации в жизнедеятельности общества (на примере телевидения): Автореф. дис…. канд. филос. наук. – М., 1996.

16.                   Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Журналистика". – М.: Аспект Пресс, 2003.

17.                   Свитич Л.Г. Профессия – журналист. – М., 1996.

18.                   Шостак М.И. Журналист и его произведения. – М., 1998.

19.                   www.internews.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.