Рефераты. Роль журналистики в повышении общего уровня культуры населения

Следующий важный вопрос, на котором необходимо остановиться: в чем специфика взаимоотношений журналистики с массовым со знанием как своим "контрагентом"?

Журналистика функционально значима для всех слагаемых массового сознания, что она обслуживает все его компоненты. Однако в целом в силу своего специфического места в системе идеологических институтов главное внимание журналистики обращено к общественному мнению.

Сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов, массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения.

В соответствии с характером и структурой идеологических функций находятся и творческие формы деятельности в журналистике. Главным типам творчества, используемым в журналистике, является публицистика. Именно публицистический тип отображения действительности и передачи социальной информации сформировался в связи с нуждами обслуживания общественного мнения. Широко используется также и научный тип творчества, поскольку журналистика решает задачи по формированию мировоззрения, что невозможно без строгого научного анализа. Для формирования миросозерцания используется художественный тип творчества, обеспечивающий создание эмоционально-образных представлений о характерных персонажах и обстоятельствах жизни общества. В силу своеобразия и полиструктурности исторического сознания для создания обращенных к нему произведений используются публицистический, научный и художественный типы творчества.


1.4 Рекламно-справочные и рекреативные функции


Как бы на периферии системы функций находится и такая область деятельности, как справочная, которая выполняет удовлетворение запросов, связанных с миром увлечений разных слоев аудитории. К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Реклама как информация о товарах и услугах, способствующая формированию привлекательного их образа, спросу на них, вошла в журналистику с первых шагов ее развития. Печать, телевидение и радио в наше время занимают ведущее место в системе рекламы, предоставляя ей много места. При этом реклама является и огромным источником средств для журналистики.

Журналистика несет и рекреативную (лат. recreatio – "восстановление", creatio – "становление") функцию, которую называют так же гедонистической, развлекательной или функцией релаксации. Ее цель – создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия.

Рекреация способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности. При этом особое значение имеет художественный и интеллектуальный уровень и направленность материалов журналистики.

Таким образом, журналистика для своей аудитории выполняет широкий круг обязанностей по развитию ее культуры, образованности, обеспечению рекламно справочной информацией, удовлетворению спроса на рекреацию. "Все эти многообразные задачи составляют как бы единый комплекс, а при определении форм реализации требуют от журналистов согласованных усилий по гармонизации воздействия на аудиторию. При этом о высоком профессиональном уровне журналиста свидетельствует выполнение по возможности ряда этих функции одновременно в одном произведении, хотя, разумеется, возможны и иные решения" [16, С. 77].

Функции журналистики – общие основы деятельности для всех СМИ. Однако реализуются они своеобразно по содержанию в зависимости от социальной позиции, которую вырабатывают журналисты и реализуют в СМИ различных общественно-политических ориентаций. "Функции СМИ как объективные, закономерные связи реализуются в форме тенденции, через диалектику сущности и явления, объективного и субъективного, необходимости и случайности и степень их реализации зависит от многих факторов, в том числе от сознательности выбора и особенностей потребления информации аудиторией" [13, С. 192].

2. "Роль "женского журнала" в повышении уровня культуры населения"


2.1 Общая характеристика "Женского журнала"


Средства массовой информации играют большую роль в познавании мира, в обеспечении динамичного общения и в поддержании социального равновесия.

Большинство исследований современности, прямо или косвенно относящиеся к теме средств массовой информации, посвящены проблемам увеличению роли СМИ в повышении культуры реципиентов. Одной из функций культуры является коммуникативная. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

В качестве объекта для изучения коммуникативной функции культуры нами был выбран "Женский журнал" как типичный представитель большого рынка женских периодических изданий. Прежде, чем начать рассматривать роль "Женского журнала" в повышении уровня культуры населения, следует проанализировать общую характеристику издания.

Журнал – это периодическое издание, имеющее аналитический характер информации и ярко выраженную специализированную аудиторию.

"Женский журнал" является всеукраинским изданием. Тематическая группа издания – развлекательная. Но отнести издание полностью к определённой группе нельзя. "Женский журнал" можно причислить частично и к культурологической, и к литературно-художественной, и к рекламной группе. Если бы периодическое издание относилось только к развлекательной тематической группе, то в нём были бы в основном истории из светской хроники, анекдоты и прочее. В издании, кроме этого, так же присутствуют серьёзные и поучительные материалы.

"Женский журнал" является аполитичным периодическим изданием, так как политическим силам нет никакого смысла поддерживать женский журнал такой тематики.

"Женский журнал" не богат на тематически разнообразные рубрики и их оригинальность. Журнал в основном рассказывает о моде, психологии, красоте и здоровье. Все эти темы тесно переплетаются между собой и присутствуют практически в каждом женском издании.

В отдельных материалах издания присутствует глубина и аналитичность. Журналисты не ограничиваются изложением фактов, они стремятся проанализировать их, сопоставить с другими, предложить своё виденье решения проблемы. Материалы посвящены актуальным проблемам и явлениям современной жизни. О точности и достоверности материалов судить сложно, потому что в "Женском журнале" представлено слишком мало фактов. Журналисты в основном используют аналитические жанры. Но, если рассматривать журнал в целом, то материалы не являются глубоко познавательными, так как они в большей степени рассчитаны на релаксацию.

Многие материалы в "Женском журнале" оригинальны. Это в большей степени зависит от того, что в журнале преобладают аналитические жанры. В "Женском журнале" много постоянных авторов-ведущих рубрик. Материалы этих авторов отличаются особой оригинальностью взглядов. Они интересны читателю тем, что привычные повседневные вещи и явления журналисты представляют в совершенно необычном контексте.

Новизной сообщаемых сведений "Женский журнал" не отличается, так как большинство материалов имеют аналитический характер. Следовательно, факты не так уж важны.

"Женский журнал" во многом соответствует запросам читателей. Но журнал можно было бы разнообразить, добавив больше фактов об открытиях в каких-либо областях, которыми интересуются женщины. Такие бы факты привлекли бы большее количество читателей.


2.2 Журнал и его роль в повышении культуры


Проанализировав общую концепцию издания, можно перейти к следующему пункту нашего исследования – роль "Женского журнала" в повышении уровня культуры населения.

На наш взгляд, в первую очередь нужно рассмотреть общий рынок массовых популярных журналов, для того, чтобы понять какую нишу занимает в нём "Женский журнал".

Размером рынку принято считать всё население Украины в возрасте от 16 лет и старше, что составляет больше 27 миллионов особ. Следовательно, количество потенциальных потребителей достаточно велико. Фактическая же аудитория меньше, поскольку каждый журнал имеет свою целевую аудиторию, которая формируется в зависимости от тематики журнала, его цены и т.п.. Следует обратить внимание на тот факт, что если на Западе количество читателей одного экземпляра популярного журнала редко превышает пять особ, то в Украине вполне нормальной считается ситуация, когда один номер издания читают 10 и более человек. Как показывают исследования, количество людей, которые читают журналы, достаточно стабильна и ограничена. Общая аудитория читателей журналов повышается значительно медленнее, чем общий тираж изданий на рынке. Поэтому выход нового журнала приводит скорее не к увеличению рынка за счёт завоёванных сегментов, а к повышению количества изданий, которые впитываются уже существующими сегментами. Другими словами, достаточно вероятно, что человек, который читает журнал, будет знакомится ещё с несколькими изданиями.

Из этого можно сделать вывод, что конкуренция у "Женского журнала" достаточно велика. Поэтому он должен обладать качествами, которыми смог бы обратить на себя внимание большего количества читателей. Но, на наш взгляд, данное периодическое издание не обладает ярко выраженными отличительными чертами.

"Женский журнал", как и большинство массовых популярных женских изданий Украины, не ставит своей целью повышение уровня культуры населения. В большей степени он несёт рекреативную функцию.

Как было сказано в теоретической части нашего исследования, культуроформирующая функция журналистики заключается в том, чтобы, участвовать в пропаганде и распространении высоких культурных ценностей, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека. "Женский журнал" имеет ряд разделов, которые можно отнести к культуроформирующим: "Релакс", "Nota bene", "Мужчина и женщина". Но нельзя считать, что эти разделы целиком направлены на повышение культуры, в большей степени они являются рекреативными. Рассмотрим данные разделы.

Наиболее культуроформирующим является раздел "Релакс" (см. приложение В). Его рубрики часто меняются, но всё же постоянные рубрики присутствуют. Хотя релаксация – это расслабление, но в данном случае, это ещё и повышение интеллектуального уровня. Основные из них это "Литература", "Музыка", "Кино", "Театр". Рубрики освещают новинки в данных областях. Мы считаем, что между культурой и искусством существует взаимосвязь. Искусство – это художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Понятие же "культура" употребляется для характеристики специфических сфер деятельности или жизни; в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Она включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности. Следовательно, понятие "искусство" и "культура" тесно переплетаются между собой. Этот раздел формирует и обогащает внутренний мир реципиентов. Вот почему, на наш взгляд, "Релакс" наиболее повышает уровень культуры читательниц, так как соответствуют культурным пристрастиям и увлечениям аудитории, снабжая её соответствующей информацией.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.