Рефераты. Роль журналистики в повышении общего уровня культуры населения

Последовательность выполнения информационной политики издания и программы предполагает органическое единство в соотношении и способах реализации всех функций требует их взаимодействия на основе единой позиции.

Таким образом, всем СМИ свойственны единые функции, обязанность выполнить объективное предназначение журналистики, но реально они выполняются своеобразно по содержанию в зависимости от социальной позиции СМИ и их журналистов.

Мера и характер информированности зависит, прежде всего, от того, как журналисты понимают и реализуют идеологическую функцию СМИ. А от этого зависит и выполнение по содержанию всех остальных функций журналистики.


1.2 Культуроформирующие функции


Культура как явление многозначно и ему сложно дать научное определение, которое могло бы достаточно точно вскрыть его столь подвижную и труднофиксируемую сущность. "Культура (лат. cultura – "возделывание, воспитание, образование, развитие") – это выраженный в созданных людьми материальных и духовных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоёв, отдельного человека с его творческими силами и созидательными способностями" [16, С. 72]. Уровень культуры – это степень возвышения человека и общества над исходным состоянием. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности и регулирование её поведения.

Культуроформирующая функция журналистики, следовательно, заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образах общемировой культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию человека.

Идеологическая деятельность журналистики, направленная на формирование массового сознания, также способствует формированию культуры личности, группы, народа, общества в целом. "Но в силу специфики своей задачи она имеет ярко социализаторский характер, ее цель – введение человека в мир общественных отношений как активно действующей единицы массы на стороне той или иной силы – носителя идеологии. Поэтому культура, формируемая в процессе идеологической деятельности, – это культура, нацеленная прежде всего на формирование определенно по отношения к современным явлениям и далее – на формирование мотивов и стимулов социальной активности, поэтому и акцент в идеологической деятельности ставится на политическую, экономическую, правовую культуру в их прагматической направленности, на формирование, гражданской активности" [16, С. 73].

Культуроформирующая функция журналистики не имеет такой жесткой прагматической направленности, ее цель – обогатить внутренний мир человека как само ценной личности.

Это обязывает журналиста знать сферы культурных пристрастий и увлечений своей аудитории, чтобы снабжать ее соответствующей информацией.

Разумеется, деятельность журналиста может быть направлена на расширение или преобразование интересов своей аудитории, но главной его задачей все же остается высокопрофессиональное "обслуживание" предпочтений, стремлений и увлечений, сформировавшихся на базе ее собственного выбора.

На первом месте из выбираемых обществом сфер культуры стоит, как правило, художественная культура – литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка. За ней следуют, а иногда и опережают, разнообразные отрасли фундаментальных и прикладных наук. Вся эта высокая художественная и научно-техническая культура составляет предмет забот художественных и научно-популярных, просветительских и образовательных разделов газет и журналов, передач телевидения и радио. Для СМИ важной задачей является и формирование высокой культуры быта и досуга, даже этикета и т.д.

Заботясь о духовном развитии личности, журналистика способна противостоять разрушительному воздействию так называемой "массовой культуры", явлениям китча, суррогатам искусства, рассчитанным на неразвитый или извращенный вкус. При этом важнейшей задачей журналистики оказывается формирование действительно массовой культуры, т.е. реальное приобщение самых широких масс к подлинной культуре.


1.3 Идеологические функции


В прямой связи с культуроформирующими функциями журналистики находятся функции идеологические. "Термин "идеология" (греч. idea – "мысль, понятие" + logos – "слово, учение") обозначает учение об идеях, т.е. не несет ни положительных, ни негативных коннотаций. Однако надо принять во внимание, что понятие "идея" постепенно переосмыслялось и стало, в конце концов, обозначать с одной стороны, знание о каком-то предмете или явлении, соединенное, с другой, со стремлением к действию" [16, С. 58]. Между носителями различных идеологий возникает борьба за влияние на массы. Возникает и борьба вокруг самого термина "идеология", относительно места идеологии в жизни ее отношений с наукой и т.д.

"Идеология – это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, опредёляются цели и средства социальной деятельности государственных образований и общественных объединений по поддержанию statиsquo или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии" [16, С. 59].

Столь важная роль идеологических представлений в массовом сознании издавна заставляла вмешиваться в стихийный процесс их формирования. И возникновение пражурналистских явлений и самой журналистики в решающей мере определяется общественной потребностью в создании "поля" для идеологической деятельности. При этом по мере расширения участия масс в политической жизни возрастала роль и расширялась область деятельности журналистики в сфере идеологии.

"Журналистика разных социальных ориентаций стремится идеологическими средствами создать и укрепить в своей аудитории определенный тип сознательности как единства сознания и самосознания" [16, С. 60].

Формирование сознательности, выработка идеологических представлений осуществляется как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своей целью всестороннюю социальную ориентацию больших групп людей. Журналистика играет в этом процессе едва ли не самую важную роль, так как имеет возможность действовать постоянно, систематически, учитывая перемены в жизни, показывая все ее многообразие через совокупность множества различных по характеру произведений. Именно журналистика способна отслеживать быстро меняющуюся обстановку и тем самым способствовать в случае необходимости переориентации массовой аудитории.

"Социальная ориентация – это умение разбираться в окружающей обстановке, понимать и оценивать социальные явления, вы являть их значимость для себя и влияние на протекающие процессы и в соответствии с этим определять свое к ним отношение, вырабатывать, позицию, цели, направления и характер деятельности" [16, С. 60].

Следовательно, ориентированность включает, во-первых, осознание того, что существует в реальной жизни. Поэтому журналистика, используя все каналы гласности, представляет аудитории широкую панораму действительности. Во-вторых, ориентированность в исторической перспективе предполагает составление представления о ближайших и более далеких целях, вытекающих из системы ценностей и идеалов. В-третьих, в ходе ориентации при сопоставлении представлений о "желаемом будущем" с реалиями настоящей жизни возникают оценочные суждения "о том, что есть". В-четвертых, ориентация предполагает овладение представлениями о совокупности норм – тех способах, методах, средствах, применение которых будет способствовать достижению ближайших и перспективных целей, приблизит "желаемое будущее".

"Таким образом, ориентирование осуществляется в том же русле, что и информирование, ведь информационный процесс и организуется ради достижения ориентированности, а это требует передачи дескриптивной, прескриптивной, валюативной и нормативной информации" [16, С. 61].

Идеологическая ориентирующая деятельность СМИ носит универсальный характер, т.е. охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания.

Массовое сознание формируется и как самоориентация групп, и под влиянием различных идеологических сил. Средства массовой информации природой своей предназначены быть важнейшей силой взаимодействия с массовым сознанием.

Чтобы решение задач, стоящих перед журналистикой, было четко целенаправленным, важно ясно представлять структуру массового сознания и особенности каждого из его компонентов, их значение в социальной ориентации людей. От знания особенностей строения массового сознания в решающей степени зависит характер творческой деятельности журналиста, направленной на успешное взаимодействие с каждым из них.

"По аналогии с резерфордовой моделью атома структуру массового сознания можно представить как совокупность четырех взаимодействующих специфических компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения" [16, С. 63].

В своей идеологической деятельности журналистика обращается ко всем компонентам массового сознания, что легко проследить по материалам изданий и программ.

В структуре сознания фундаментальную роль играет мировоззрение.

"Мировоззрение – это призма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия" [16, С. 64]. Поэтому формирование мировоззрения главная задача всех форм идеологической работы.

"Миросозерцание – также обобщенная "модель действительности", дающая принципиальные ориентиры, но модель, построенная не на рационально-понятийной основе, а с помощью эмоционально образных средств" [16, С. 65].

Журналистика участвует также в формировании исторического сознания масс – представлений об историческом процессе возникновения, становления и развития человеческого общества, различных цивилизаций, стран и народов, экономики и культуры, науки и техники и т.п., т.е. о самых различных явлениях жизни прошлого, его связях с настоящим и будущим.

"Если мировоззрение и миросозерцание – компоненты "ядра" массового сознания, то историческое сознание составляет как бы область перехода от "ядра" к "оболочке" – общественному мнению как системе ориентации в современности. Общественное мнение по своей природе представляет собой реакцию массового сознания на явления, события, процессы, тенденции, конфликты, персонажи современной жизни, т.е. на все то, что составляет живую ткань текущей истории в ее конкретных характерных проявлениях" [16, С. 67].

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.